МААМ-картинки

Игры для развития мелкой моторики, логики и внимания

Надежда Заплохова
Игры для развития мелкой моторики, логики и внимания
▼ Скачать + Заказать документы

Игры для развития мелкой моторики, логики и внимания

Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Интересна точка зрения итальянского педагога и психолога Мария Монтессори. Она считает, что ребенок не играет, а выполняет очень важную работу, смысл которой - изменение самого себя.

Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила работе с детьми и выявила простую и уникальную способность маленьких детей, главное, не придумывать для детей какую-то стандартную программу образования, а смотреть за тем, что хочет делать малыш в конкретной ситуации с самого рождения и уже подстраиваться к нему. Она уставила и следующий факт, что длительная целенаправленная деятельность малышей с участием их ручек, ума и тела одновременно не только приносит много радости, но и лечит от физических и умственных заболеваний.

Публикация «Игры для развития мелкой моторики, логики и внимания» размещена в разделах

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета.

Мария Монтессори разработала свою программу развития детей более 100 лет назад. Что представляет собой эта программа? Прежде всего, это создание определенной среды.

Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, чистка металлических предметов, завязывание бантов. Чтобы создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок.

Рассмотрим несколько примеров. Упражнение – «Переливание воды».

Цель: развитие координации движений. Помочь сориентироваться в окружающем мире.

Упражнение «Рамки с застежками». Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.

Материалы для развития чувств построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо одном из них. Таким образом, он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многообразии.

Упражнение «Розовая башня». Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см.

Прямая цель: формирование понятий "большой" - "маленький". Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Словесный урок: большой - маленький, большой - больше - самый большой маленький - меньше - самый маленький, самый большой - самый маленький, больше, чем - меньше, чем. Этот раздел типичен для всех материалов, где составляются какие-либо ряды.

Упражнение «Коричневая лестница» состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.

Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий". Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

«Цветные таблички» Прямая цель: различение основных цветов. Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

«Геометрический комод» деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.

Прямая цель: узнать геометрические фигуры. Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Без сенсорной гимнастки – системы упражнений, развивающих и утончающих восприятие, - невозможно развитие мышления, ведь при изучении окружающего мира ребенку необходимо использовать все свои чувства. С помощью материалов, находящихся в этой зоне, он развивает зрение, осязание, вкусовые ощущения, обоняние, слух, учится различать размер, форму, цвет, вес, температуру и т. д. Развитию творческого мышления ребенка способствуют находящиеся в сенсорной зоне материалы, стимулирующие его к самостоятельной художественной деятельности: краски и кисти, пластилин и глина, клей и ножницы, цветная бумага и картон и т. д.

Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе.

Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата.

Упражнения – «Моем посуду», «Копаем землю», пересыпаем, переливаем и т. п.

Учебные материалы – материалы для обучения математике, развитию речи, творческой деятельности, биологии и даже ознакомление с космосом. Математические Монтессори-материалы дают ребенку возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно приобрести точный поход, необходимый в математике. В учебных материалах, которые помогают ребенку при обучении чтению и письму и способствуют развитию речи : цилиндры-вкладыши, геометрические деревянные и металлические фигуры-вкладыши, материал для ощупывания, парные кусочки тканей которые служат для развития ловкости рук. Геометрические и биологические фигуры и карты служат для различения формы, а шумящие коробки и звоночки - для развития слуха.

«Металлические фигуры–вкладыши» Прямая цель: интенсивная тренировка тонкой моторики для подготовки к письму. Развитие координации рук и глаз. Косвенная цель: развитие чувства прекрасного.

Учитель кладет рамку точно на бумагу так, чтобы это было хорошо видно ребенку. Одной рукой он плотно прижимает рамку к бумаге, а другой рукой в это время обводит вырезанную в рамке фигуру цветным карандашом.

Дальнейшие упражнения: - нарисовать одну за другой несколько фигур. Ребенок узнает, что с помощью геометрических фигур можно рисовать разные красивые узоры; - фигуры можно полностью закрасить.

«Буквы из шершавой бумаги» наклеены на деревянные дощечки, гласные буквы - на голубом, согласные - на красном фоне.

Прямая цель: связать форму букв с их звучанием. Косвенная цель: подготовка к письму.

Учитель выбирает 3 буквы, сильно отличные по форме и звучанию. Разучивается движение, полезное при обучении письму.

Рассмотрим игры, аналогичные играм Монтессори, применяемые в нашей практике. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы, так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой : нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики :

игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);

пальчиковые игры;

лепка;

массаж пальцев и кистей.

В этих играх мы решаем следующие задачи:

- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Улучшить общую двигательную активность;

- Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Следующий блок игр направлен на развитие логического мышления и познавательных способностей, формирование элементарных математических представлений, умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Развитие логического мышления — одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового. Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни. С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях. Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего — с раннего детства. Задача состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Игры на развитие внимания дошкольников

Внимание – основное психическое свойство человека. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание – невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение. Интерес – мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация неинтересна ребенку, внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание называется произвольным. Высшей формой внимания является наблюдательность – сознательная концентрация внимания на конкретном объекте.

Игры на развитие внимания дошкольников формируют подготовку к переходу непроизвольного внимания к произвольному.

Игры «Найди предмет», «Найди по звуку», «Прятки», «Что изменилось» и т. д.

Литература

1. Анна Рапопорт. Энциклопедия методов раннего развития, СПб: АСТ 2009 г. М. Монтессори.

2. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М. :Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков

Интернет источники

1. Монтессори-центр https://www.montessori.magichild.ru/st/st3.htm

2. Дошкольник. Сайт для всей семьи https://doshkolnik.ru/

Публикации по теме:

«Рамки и вкладыши Монтессори»«Рамки и вкладыши Монтессори» Сегодня я познакомлю вас еще с одной развивающей игрой. Идея этой игры взята из трудов итальянского педагога Марии Монтессори. Игра "Рамки.

«Сказочный кабинет, или По сказкам ученого кота». Кабинет педагога-психолога«Сказочный кабинет, или По сказкам ученого кота». Кабинет педагога-психолога Кабинет педагога-психолога это мир в котором ребенок должен почувствовать себя в полной безопасности и гармонии с окружающим миром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития мелкой моторики, логики и внимания
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 17:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития мелкой моторики, логики и внимания» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Заплохова (УИ 17045) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД