Лилия Петрова
Конспект занятия «Их именами названы улицы Казани»
▼ Скачать + Заказать документы
«Их именами названы улицы нашего города»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине, родному краю. Актуализировать представления о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где живешь. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Продолжать знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны города Казани. Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь.
Публикация «Конспект занятия „Их именами названы улицы Казани“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: Карты улиц города, альбомы: «Достопримечательности города», «Полководцы ВОВ», «История города – прошлое и настоящее», портреты прославленных людей, репродукции картин, стихи, презентация, использование ИКТ.
Предварительная работа: Беседы: «Я и моя семья», «Мой домашний адрес» «Мой город», «Полководцы ВОВ». Рассматривание иллюстраций о городе Казани : «Достопримечательности города»; карта города. Чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе. Рисунки детей на тему: «Мой город». Оформление папки-передвижки «Защитники Отечества», с использованием фотоматериала, художественной литературы. Рассматривание фотографий героев, в честь которых названы улицы. Заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне.
Ход занятия:
- Воспитатель включает аудиозапись. Звучит песня «С чего начинается Родина?», призванная заинтересовать детей и мобилизовать их внимание. (Дети занимаются самостоятельной деятельностью, услышав песню, начинают прислушиваться к словам.)
Воспитатель: -Ребята, какая замечательная песня. О чём эта песня? (Делают свои предположения.)
Беседа о Родине
Воспитатель: -У каждого человека есть своя Родина - это страна, где он живет. Как называется наша страна? (Отвечают на вопрос воспитателя.)
Воспитатель: - Но есть у человека еще и малая Родина. Что это – малая Родина? А как называется наша Республика, наш город( (Рассуждают, высказывают свои предположения.)
Воспитатель: -Вы правы, Родина – это дом где ты родился, это то, что нам очень дорого, что мы оберегаем, охраняем, это улица, на которой ты вырос.
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
- Здравствуй, улица моя!
Воспитатель: - А что такое улица? (ответы детей) (Улица - это часть территории города, расположенная между жилыми домами или кварталами, предназначенная для движения транспорта и пешеходов. улица делится на две части: тротуар и проезжую часть. По тротуару ходят люди, а по проезжей части движется транспорт. Поэтому ходить по тротуару безопасно, т. к. их делают немного выше проезжей части, чтобы туда не заезжали автомобили.)
Воспитатель: А как называется улица, на которой живёте вы?
Игра «Мой домашний адрес»
( дети передают по кругу мяч и говорят: «я живу на улице.»).
Как называется улица, где находится наш детский сад? (ответы детей)
Воспитатель: интересные названия у наших улиц. А как вы думаете, почему они так названы?
Ул. Мусина - Названа в 1982 году в честь советского государственного деятеля Рашида Мусиновича Мусина.
Ул. Ямашева - Проспект назван в честь Ямашева Хусаина Мингазетдиновича (1882—1912, видного деятеля татарского революционного движения.
Ул. Амирхана - Проспект назван в честь Фатиха Амирхана — татарского писателя и публициста.
Ул. Адорадского – в честь Владимир Викторович Адоратский историк, философ
Ул. Гаврилова - названа в честь участника Великой Отечественной Войны, Героя Советского Союза, защитника Брестской крепости Гаврилова Петра Михайловича
Ул. М. Чуйкова - в честь Героя Советского Союза (дважды, маршала Советского Союза, участника Великой Отечественной Войны Чуйкова Василия Ивановича
Воспитатель:мне хочется с вами побывать на улицах, которые названы в честь героев воинов-защитников. Скажите ребята, а кто такие воины - защитники?
Воспитатель: Правильно, это те, кто защищает нас, кто охраняет наши границы. В честь воинов-героев названы улицы в нашем городе. Может кто-то из вас, ребята, знает названия этих улиц?
Воспитатель: - Да, это улица …. Эти улицы носят имена воинов-героев, защищавших нашу Родину, наш город в годы Великой Отечественной войны, отдавших свою жизнь за освобождение нашей Родины.
Итак, отправляемся в путь! Как вы думаете, какая это улица?
Слайд (улица Маршала Чуйкова)
Воспитатель: - Наша первая остановка. Ребята, как называется эта улица? Как вы думаете, в честь кого так назвали эту улицу? (Отвечают на вопрос воспитателя.) Верно, эту улицу назвали в честь героя Советского Союза, участника ВОВ – Чуйкова Василия Ивановича. маршал, дважды Герой Советского Союза. Армия под его командованием прославилась обороной Сталинграда (а ныне Город Волгоград) (В каком городе проходила эта битва? (город Сталинград. В военные и довоенные годы город носил название – Сталинград. - в честь И. В. Сталина — руководителя Советского государства, маршала Советского Союза. - Волгоград. -Его так назвали. потому что, стоит на реке Волга. - Город был почти разрушен. После войны в течение 15 лет восстанавливали Сталинград из руин. И уже заново выстроенный город был назван - Волгоград.) в уличных боях в полностью разрушенном городе.
«Генерал-штурм»
Чуйкова прозвали за то, что во время Сталинградской битвы он организовал штурмовые группы. Для перемещения они использовали подземные ходы, а затем первыми врывались в дома, поражая врага внезапностью появления. Такие отряды посеяли в германской армии смятение: немцы не понимали, откуда появляются советские штурмовики, поэтому не могли как следует подготовиться к удару.
Но заслугой Чуйкова в это время были не только штурмовые группы. Его подразделения отличались особенным героизмом и стойкостью. Несмотря на численный перевес немецких войск, подразделения Чуйкова успешно сражались с ними и отбивали позиции, которые ранее пришлось оставить. Для этого отряды Чуйкова действовали преимущественно в ночное время. Ещё одно новшество генерала – применение ближнего боя. Свои траншеи его отряды рыли очень близко к немецким – на расстоянии броска гранаты; в результате немцы не могли использовать авиацию – ведь в этом случае они неизбежно попали бы по своим.
Воспитатель: Ребята, поехали дальше! Занимайте места.
слайд «улица Гаврилова»
Воспитатель: - Вот и вторая наша остановка., посмотрите. Как называется эта улица? (обращают внимание на слайд, узнают улицу, называют её.) - Почему вы так решили? Чьим именем назвали эту улицу? Почему в его честь назвали улицу?
(Отвечают на вопросы воспитателя.)
- Верно, эту улицу назвали в честь героя Советского Союза, участника ВОВ, защитника Бретской крепости – Гаврилов Петр Михайлович. (Слушают короткий рассказ воспитателя)
Гаврилов Петр Михайлович, 1900-1979 годы жизни, Герой Советского Союза, участник обороны Брестской крепости в 1941 году. После бомбардировки Восточного фронта с остатками своей группы укрывается в казематах, а после, оставшись в одиночестве, получает ранение и попадает в плен. Влагерях Хаммельбург и Равенсбрюк был до мая 1945 года.
Гаврилов прославился как один из руководителей обороны Брестской крепости. С 22 по 30 июня 1941 года он во главе группы бойцов и командиров различных частей и подразделений Брестского гарнизона, держал оборону в Восточном форте. После применения немецкими войсками крупнокалиберной артиллерии и авиационных бомб большой мощности большая часть отряда Гаврилова погибла или попала в немецкий плен. С начала июля 1941 года Гаврилов с остатками отряда численностью 12 человек, скрываясь в казематах Брестской крепости, совершал нападения на разрозненные группы немецких солдат.
За время боевых действий Гаврилов был сильно истощён, но продолжал сражаться, даже оставшись один. 23 июля 1941 года в очередной схватке он застрелил несколько солдат противника, но в результате взрыва вражеского снаряда получил тяжелое ранение, потерял сознание и попал в плен. Содержался в концентрационных лагерях Хаммельбург, Равенсбрюк, Маутхаузен. В мае 1945 года Гаврилов был освобождён наступающими советскими войсками. С осени 1945 года он служил на Дальнем Востоке, возглавлял лагерь для японских военнопленных, строивших железную дорогу Абакан-Тайшет. За отлично поставленную работу неоднократно удостаивался благодарностей от командования.
В июне 1946 года Гаврилов был уволен в запас, после чего уехал на родину, где работал в совхозе, затем был директором кирпичного завода. В 1947 году он переехал в город Краснодар, где работал рабочим на тарной базе, затем экспедитором на Краснодарском приборостроительном заводе.
Всесоюзную известность Петру Михайловичу Гаврилову принесла вышедшая в 1956 году книга С. С. Смирнова «Брестская крепость», основанная на воспоминаниях участников событий.
В честь Петра Михайловича Гаврилова названы улицы в Краснодаре, Бресте, Казани, Иркутске и Пестрецах, пик на Тянь-Шане. В его родной деревне Альвидино его имя носил местный колхоз, работает музей, а в деревне Конь Пестречинского района установлен его бюст.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, пора продолжать нашу экскурсию.
слайд «Парк Победы города Казани»
Воспитатель: Ну, что же, ребята, продолжаем нашу экскурсию.
Итак, следующая остановка. Скажите, пожалуйста, как называется этот парк? Как вы думаете, ребята, в честь кого и чего этот парк назван Парк Победы? Кто из вас был в этом парке, что видели?
Мемориальный Парк Победы в городе Казани — парк в городе Казань находится в центре Ново - Савиновского района, расположен на пересечении улицы Бондаренко и проспекта Хусаина Ямашева, является памятником республиканского значения.
На болотистых местах были высажены 1418 деревьев и кустарников по количеству дней и ночей Великой Отечественной войны. В девяностые годы обстановка не всегда позволяла проводить полномасштабное воплощение задуманного. Несколько лет велось строительство мемориала, создавался музей боевой техники, воевавшей в битвах Великой войны. Строительство самого мемориального комплекса было начато и завершено в 1995 году к 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. В окончательном виде парк был открыт для посещения горожанами в 2005 году, в год 60-летия Великой Победы.
В состав Парка Победы входит:
Мемориал памяти Героям Великой Отечественной войны с вечным огнем в центре, вокруг которого разместился пантеон с мраморными табличками, где увековечены имена 200 уроженцев республики, удостоенных звания Героя Советского Союза, 29 кавалеров орденов Славы, рядом воздвигнуты макеты мемориальных знаков 7 стрелковых дивизий, сформированных в Татарстане. Возле вечного огня молодое поколение казанцев несет вахту памяти, поочередно сменяя друг друга.
Стела Победы высотой 42 метра с Орденом Победы в лучах Славы, у подножия которой стоят Воин с мечом и Женщина-мать с ребенком на руках. Венчает стелу лавровый венок.
В парке расположен музей военной техники под открытым небом, где представлена продукция казанских заводов, сделавшая немалый вклад в победу ВОВ. Это самолеты ПО-2, на которых летали знаменитые "ночные ведьмы" и легендарный пикирующий бомбардировщик ПЕ-2. Военная техника, является любимым местом игр детворы разного возраста. Что характерно, не только мальчишек, а и девочек. Особая заслуга администрации парка в том, что боевые машины, артиллерийские установки и самолёты, отметившие уже более чем полувековой юбилей, находятся в таком состоянии, что взобраться в кабину «катюши» или посидеть за штурвалом истребителя ребёнок может совершенно безопасно. Прикасаясь к образцам военной техники, ощупывая «израненную» осколками и снарядами броню танка, юный человек вплотную проникается прошлым, временем, когда его прадед не жалел себя во имя спокойной и мирной жизни малыша. Также представлена бронетанковая техника и артиллерия со времен Второй Мировой и холодной войны. В Парке Победы в Казани стоят обелиски частям, сформированным в Казани во время Великой Отечественной Войны. Кстати музей военной техники под открытым небом пополнился рубкой атомной подводной лодки «Казань». Её почистили, покрасили, нацепили гербы Казани и России, повесили колокол и торжественно открыли в День военно-морского флота.
Парк Победы Казань — любимое место отдыха горожан
В парке существует небольшое живописное озеро. Купаться в нём, правда, запрещено, но вот поваляться-позагорать на бережке или полежать в тенёчке под кустом жасмина – сколько угодно. По водной глади плавают утки, гнездящиеся на озере, которые не прочь полакомиться какой-нибудь снедью из ваших рук. Некоторые посетители находят развлечение в ловле озёрной рыбы на удочку. В последнее время озеро парка стали использовать для проведения гонок радиоуправляемых моделей судов. В 2006 году здесь проходил чемпионат России по этому необычному виду спорта.
Парк Победы в Казани является любимым местом отдыха для жителей и гостей Казани, так как Парк имеет обширную территорию, на которой можно покататься на роликах, велосипедах, совершить пешие прогулки, прокатиться на лошадках и пони, посидеть в летних кафе, сфотографироваться на фоне легендарной боевой техники, позволяет приобщиться к истории. Зимой, правда, парк выглядит несколько опустевшим. Зато, начиная с ранней весны и вплоть до осенних холодов, здесь кипит настоящая жизнь. Горожане семьями приезжают в парк, чтобы в тиши и в чистом воздухе прогуляться по уютным тенистым местам и отвлечься от суеты повседневной жизни.
Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю нарисовать вечный огонь нашего парка.
Вечный огонь – памятник павшим в Великой Отечественной Войне воинам. Он горит и днем и ночью. Огонь никогда не гаснет, как не гаснет память о солдатах. К Вечному огню несут цветы взрослые и дети, приходят к нему и ветераны, чтобы почтить памятью своих боевых товарищей.
Нарисуем с вами звезду и огонь нашего вечного огня и еще нарисуем пантеон, расположенный вокруг вечного огня в центре, с мраморными табличками с именами Героев Советского Союза, кавалеров Орденов Славы — уроженцев нашей республики.
Воспитатель: - Теперь мы с вами знаем, ребята, что этот парк,некоторые улицы нашего города названы в честь героев времён Великой Отечественной войны сражавшихся с фашистскими захватчиками, совершали подвиги не жалея своей жизни. Для чего они это делали? (Отвечают на вопрос воспитателя.)
Воспитатель: - Верно, чтобы мы сейчас жили под мирным небом. Правильно, чтобы мы помнили.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
Мы должны знать и помнить тех, кто подарил нам мир и счастье, кто защищал Родину не жалея своей жизни. Потому что у тех, кто не помнит прошлого, нет будущего.
Что вы сегодня узнали нового?
Что самое главное вы поняли из нашей экскурсии?
Кому вы можете рассказать о том, что узнали сегодня?
Я благодарна вам, что мы вместе побывали на экскурсии. Я предлагаю вам в следующий раз отправиться на экскурсию по другим улицам нашего города. Согласны? (Отвечают на вопрос воспитателя. Рассказывают, с кем они поделятся полученными знаниями. Предлагают свои маршруты.)