Татьяна Бушман
«Именины у Ванюши». Проект выполнен в соответствии с общей логикой построения программы «Кругозор»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи.
1. Создание условий для побуждения к поисковой деятельности детей.
2. Развитие умения устанавливать взаимосвязь между предметами и продуктом деятельности, получающегося в результате манипуляции с этими предметами.
3. Развитие воображения при рассматривании старинных предметов кухонной утвари и через «оживление» этих предметов.
4. Пробуждение интереса к экспериментальной деятельности.
5. нахождение связи между прошлым и будущим (старинная и современная кухонная утварь).
6. Обогащение словаря ребенка и развитие доказательной речи.
Публикация «„Именины у Ванюши“, Проект выполнен в соответствии с общей логикой построения программы „Кругозор“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
7. Развитие коммуникативных способностей детей в совместной деятельности.
Предварительная работа.
1. Рассказывание русских народных сказок, где присутствует выпечка из муки: «Колобок», «Маша и Медведь», «Царевна-Лягушка» и т. д.
2. Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «Хлеб – всему голова».
3. Разговор о гостеприимстве русского народа и обычаях при встрече гостей.
4. Беседа «Что такое «именины».
5. Проведение дидактической игры «Ремесла на Руси».
Понедельник
Занятие «Образ и мысль»
Рассматриванием слайды В. Маковский «Варка варенья», А. Уханова «Хозяюшка».
Вторник
Самостоятельная деятельность
Рассматриваем предметы старинной кухонной утвари, применяемые для выпечки кондитерских изделий.
Воспитатель предлагает рассмотреть и потрогать руками следующие предметы:
- ложка деревянная (хохлома)
- скалка (городец)
- кадка
- ковшик
- доска деревянная (городец)
- лопатка (городц)
- блюдо (жостов)
- деревянный нож
- горшок
- взбивалка
Воспитатель задает вопросы:
1. Что это за предмет?
2. Из какого материала сделан?
3. Как ты думаешь, его делали?
4. Как предмет украшен?
5. Помнишь ли ты, как называется роспись?
6. Какой он: старинный или современный?
7. Почему так думаешь?
8. Как можно его использовать? Используют ли его сегодня? Если нет, спросить, зачем хранят?
9. Есть ли такой предмет у тебя дома?
10. Можно ли найти современные заменители рассматриваемого предмета?
11. Можно порассуждать, чем и почему удобнее пользоваться: старинными или современными предметами?
12. что бы ты сказал или спросил у мастера, сделавшего этот предмет?
Предложить детям подобрать к этим предметам картинки современной кухонной утвари для выпечки кондитерских изделий:
- ложка-дозатор
- скалка современного вида
- миска пластмассовая или эмалированная
- водопроводный кран
- доска-стекло небьющееся
- противень
- ножи для фигурной резки теста
- кувшин «Аквафор»
- миксер
Предложить детям самостоятельно попробовать сделать тесто, предварительно смешав 3 части муки и 1 часть соли.
На столах приготовлены мука и вода. Дети экспериментируют с соотношениями воды и муки. Воспитатель направляет действия детей для поиска нужной пропорции. Затем предлагается слепить кондитерские изделия, применяя старинные предметы.
Среда
Образовательное путешествие.
Отправляемся путешествовать к русской печке, где представлены экспонаты старинной кухонной утвари.
«У печки живет семья: хозяин дома – Фома, дед Ерема, матушка-хозяйка Акулина Тимофеевна, дочь Василиса, брат Ванюша».
Детей встречает кукла-девочка в русском костюме – Василиса.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что Василиса чем-то озабочена, и предлагает спросить у нее, что случилось.
• Диалог: Василиса (воспитатель) – дети
Дети выясняют, что у брата Ванюши скоро именины (1.11, 11.11 – 9-ая неделя – начало ноября) и матушка поручила испечь ей именинный пирог : (мука в мешке есть, вода в ведре, соль в солонке, сахар в сахарнице, но она не знает, какая кухонная утварь ей понадобиться.
Василиса просит детей помочь ей найти предметы, которые ей нужны, чтобы испечь именинный пирог.
• Дети начинают поисковую деятельность. По мере нахождения предметов Василиса задает вопросы:
- Что это за предмет?
- Как его использовать при изготовлении пирога? (Зачем он нужен)
Дети рассказывают о найденных предметах, Василиса благодарит их и складывает предметы на стол.
Василиса обращает внимание детей, на то, что на печке проснулся дедушка Ерема, он хочет поиграть с ребятами.
Дед Ерема предлагает отгадать загадки про кухонную утварь:
- Все голубки вокруг одной прорубки (ложки, горшок)
Василиса благодарит детей за помощь, уверяет, что пирог получится замечательный и прощается с детьми.
Часть предметов кухонной утвари на выбор Василиса «дарит» детям.
Четверг
Изобразительная деятельность
Воспитатель обращает внимание детей на выбранные предметы кухонной твари, какие они красивые, расписные, сделанные с любовью и предлагает представить их живыми.
На столах приготовлены: цветная бумага, кусочек ткани, цветные шерстяные нитки, клей, ножницы.
Воспитатель задает вопрос: «Как можно «оживить» ложку, скалку, лопатку, доску, деревянный нож, блюдо, кадку и т. д.»? (используя изоматериалы и изосредства, проявив выдумку и оригинальность).
Воспитатель выслушивает ответы детей, дает советы и предлагает объединиться по 2-3 человека по желанию детей, выбрать какой-нибудь предмет и попробовать его оживить.
Воспитатель помогает детям при затруднении выбора партнера и распределении обязанностей внутри сообщества детей, а также при выборе средств выразительности.
Продукты деятельности, т. е. «ожившие» предметы для рассмотрения раскладываются на отдельном столе.
Дети обсуждают результат своего труда.
Пятница
Совместная деятельность
Дети рассаживаются вокруг стола с «ожившими» предметами кухонной утвари.
Воспитатель сообщает, что рано утром, когда никого из детей еще не было, она случайно услышала, войдя тихо в группу, что наши «ожившие» предметы о чем-то спорили.
Начала ложка:
- Я самая главная, я такая красивая и нужная, если бы меня не было, то Василиса не смогла бы испечь именинный пирог, потому что я ….
А дальше ничего не разобрала
Потом вступила скалка….
- Нет, я самая главная…
То же с каждым «ожившим» предметом.
Воспитатель предлагает детям подумать, чем мог хвастать каждый из предметов, и кто же из них самый главный
Затем предлагается по желанию ребенка выбрать любой «оживший» предмет и «помочь» ему рассказать о своей «нужности» при изготовлении именинного пирога.
В процессе рассказа за «ожившую» кухонную утварь дети выясняют, что все предметы нужны.
Вдруг приходят гости ( заранее приглашенные воспитателем: няня, какие-нибудь сотрудники детского сада, Ванюша с Василисой, родители). Можно предложить родителям или сотрудникам, сыграть роли семьи Василисы. Они спрашивают, что у нас здесь произошло. Дети объясняют ситуацию. Детей просят еще раз рассказать от лица выбранного «ожившего» предмета, кто он, зачем он нужен и кто же главнее при изготовлении именинного пирога.
В заключении Василиса с Ванюшей всех угощают принесенным именинным пирогом. Устраивается совместное чаепитие «Именины у Ванюши».
Воскресение
Путешествие в музей или труд совместно с ребенком.
Предлагаем родителям путешествие в музей хлеба. Либо испечь дома вместе с ребенком пирог. Рассмотреть современные предметы, используемые во время работы.