«Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации взаимодействия детского сада и семьи»

Надежда Перликова
«Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации взаимодействия детского сада и семьи»

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Любая педагогическая система без семьи будет неполноценной. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада.

Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является "обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей".

Одним из требований к условиям реализации ООП дошкольного образования является "поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность".

Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;

- педагогическое просвещение родителей;

- установление единства целей в воспитании детей.

Современные родители требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. В нашем детском саду посещаемость родительских собраний, консультаций, семинаров составляет 50-60% от численности родителей. Однако те родители, которые не посещают эти мероприятия не должны выпадать из образовательного пространства детского сада. В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель не всегда может уделить должного внимания родителям, потому что занят с детьми. Иногда родители долгое время не посещают детский сад, ребенка забирает бабушка. Как показывает практика именно такие родители иногда бывают недовольны работай детского сада.

В настоящее время педагоги вынуждены искать новые, эффективные пути взаимодействия с семьями воспитанников.

В нашем детском саду было решено оптимизировать взаимодействие детского сада с семьей на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• рост объема информации;

• обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• возможность создания электронных газет, журналов.

Педагоги нашего детского сада используют в работе с родителями следующие информационно-коммуникационные технологии.

Программы Microsoft Office - текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации, технологию подготовки презентации.

Компьютерные презентации, составленные в Power Point, дают возможность продемонстрировать на родительском собрании слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. В первой и второй младшей группах педагоги используют презентации на тему "Адаптация ребенка в детском саду", "Все для наших малышей!" и другие. Для презентации педагоги используют фотографии сделанные в группе, на прогулке, на экскурсии, во время развлечений. В других группах это презентации на тему "Наши достижения", "Безопасность детей на дороге!", "Мы играем!" и другие. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные видеоматериалы в сценарии, например, ко Дню матери были подготовлены видеоролики на тему "Моя мамочка!". Дети рассказывали о своих мамах, просмотры таких видеороликов очень нравятся родителям. В подготовительной группе с помощью программы Move Maker был смонтирован фильм о мамах.

С помощью этих программ можно наглядно объяснить родителям те или иные методы работы, например, по обучению грамоте, как проводить звуковой анализ слова, как научить читать или как можно закрепить навыки прямого и обратного счета. Такая информация намного лучше усваивается родителями, они становятся более компетентными в том или ином вопросе.

Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы: электронная почта, сайт, электронные журналы, дистанционные конференции.

Электронная почта дает возможность своевременно информировать родителей о всех событиях в детском саду, общаться с родителями на интересующие их вопросы. Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились их дети, интерес к образовательному учреждению существенно повышается.

Создание сайта детского сада стало важным событием в работе с семьей. На сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. На сайте педагоги размещают фотоматериалы о конкурсах, выставках. Родителям и детям приятно видеть результат своего совместного труда. На сайте детского сада был создан раздел "Игротека", который должен стать помощником для организации досуга ребенка в семье. Раздел "Публикации педагогов" должен дать возможность родителям познакомиться с методами воспитания и обучения детей в детском саду. В разделе "Полезные ссылки" педагогами была составлена небольшая подборка сайтов, которые педагоги, могли рекомендовать родителям.

Еще одной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении электронной газеты "Волшебный сундучок". Каждый номер посвящен мероприятиям, которые проходят в детском саду в течении месяца. Публикуются стихи, загадки, предлагаются задания, например, "Нарисуй дома". Статьи могут писать не только педагоги, но и родители, дети. Данная форма работы используется недавно, но интерес родителей очевиден. Газета размещена на сайте детского сада, один номер газеты педагоги печатают и размещают в приемных комнатах.

Таким образом, в ходе проведенной работы, мы смогли не только реализовать некоторые проекты по взаимодействию с родителями воспитанников, но и наметить перспективы в дальнейшей работе педагогического коллектива в этом направлении.

Сейчас педагоги работают над проектом по созданию в образовательном учреждении информационно-методического журнала для родителей с целью повышения компетентности родителей в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Каждый номер будет посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей и педагогов больше всего.

Интересными формами взаимодействия с родителями, которые возможны благодаря информационно-комуникационным технологиям, являются дистанционные конференции, создание блогов. Данные формы работы будут также использованы в дальнейшей работе педагогов. Одним из условий успеха работы в данном направлении является повышение профессионального уровня педагогов в вопросе использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, что тоже является одной из перспектив нашего коллектива.

Как показывает практика, полноценное воспитание дошкольника происходит только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Нужно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Все это возможно при использовании новых активных форм и методов работы с родителями, которые появились благодаря информационно-коммуникационным технологиям.

Публикации по теме:

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника» Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
«Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации взаимодействия детского сада и семьи»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 11:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Фотоотчет «Летняя школа — это маленькая жизнь!»
В 2019 г. прошел 3-й Всероссийский конкурс им. Л. С. Выготского, который Рыбаков Фонд проводит для поддержки педагогов дошкольного образования и студентов,...
Лэпбук «Летние забавы»
Лепбук «Лето» Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО Наконец спешит к нам в дом. Певчих птиц разноголосье! Свежий...
Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ОБЖ «Островок безопасности»
На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря процессу, изменившему мир, выросло...