Надежда Перликова
«Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации взаимодействия детского сада и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Любая педагогическая система без семьи будет неполноценной. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Публикация «„Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации взаимодействия детского сада и семьи“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада.
Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является "обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей".
Одним из требований к условиям реализации ООП дошкольного образования является "поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность".
Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- педагогическое просвещение родителей;
- установление единства целей в воспитании детей.
Современные родители требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. В нашем детском саду посещаемость родительских собраний, консультаций, семинаров составляет 50-60% от численности родителей. Однако те родители, которые не посещают эти мероприятия не должны выпадать из образовательного пространства детского сада. В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель не всегда может уделить должного внимания родителям, потому что занят с детьми. Иногда родители долгое время не посещают детский сад, ребенка забирает бабушка. Как показывает практика именно такие родители иногда бывают недовольны работай детского сада.
В настоящее время педагоги вынуждены искать новые, эффективные пути взаимодействия с семьями воспитанников.
В нашем детском саду было решено оптимизировать взаимодействие детского сада с семьей на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями :
• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
• рост объема информации;
• обеспечение диалога субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
• оперативное получение информации;
• расширение информационных потоков;
• возможность создания электронных газет, журналов.
Педагоги нашего детского сада используют в работе с родителями следующие информационно-коммуникационные технологии.
Программы Microsoft Office - текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации, технологию подготовки презентации.
Компьютерные презентации, составленные в Power Point, дают возможность продемонстрировать на родительском собрании слайд-шоу о проведенных мероприятиях в группе и детском саду. В первой и второй младшей группах педагоги используют презентации на тему "Адаптация ребенка в детском саду", "Все для наших малышей!" и другие. Для презентации педагоги используют фотографии сделанные в группе, на прогулке, на экскурсии, во время развлечений. В других группах это презентации на тему "Наши достижения", "Безопасность детей на дороге!", "Мы играем!" и другие. Современные возможности использования программы Power Point позволяют включить определенные видеоматериалы в сценарии, например, ко Дню матери были подготовлены видеоролики на тему "Моя мамочка!". Дети рассказывали о своих мамах, просмотры таких видеороликов очень нравятся родителям. В подготовительной группе с помощью программы Move Maker был смонтирован фильм о мамах.
С помощью этих программ можно наглядно объяснить родителям те или иные методы работы, например, по обучению грамоте, как проводить звуковой анализ слова, как научить читать или как можно закрепить навыки прямого и обратного счета. Такая информация намного лучше усваивается родителями, они становятся более компетентными в том или ином вопросе.
Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы: электронная почта, сайт, электронные журналы, дистанционные конференции.
Электронная почта дает возможность своевременно информировать родителей о всех событиях в детском саду, общаться с родителями на интересующие их вопросы. Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились их дети, интерес к образовательному учреждению существенно повышается.
Создание сайта детского сада стало важным событием в работе с семьей. На сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. На сайте педагоги размещают фотоматериалы о конкурсах, выставках. Родителям и детям приятно видеть результат своего совместного труда. На сайте детского сада был создан раздел "Игротека", который должен стать помощником для организации досуга ребенка в семье. Раздел "Публикации педагогов" должен дать возможность родителям познакомиться с методами воспитания и обучения детей в детском саду. В разделе "Полезные ссылки" педагогами была составлена небольшая подборка сайтов, которые педагоги, могли рекомендовать родителям.
Еще одной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении электронной газеты "Волшебный сундучок". Каждый номер посвящен мероприятиям, которые проходят в детском саду в течении месяца. Публикуются стихи, загадки, предлагаются задания, например, "Нарисуй дома". Статьи могут писать не только педагоги, но и родители, дети. Данная форма работы используется недавно, но интерес родителей очевиден. Газета размещена на сайте детского сада, один номер газеты педагоги печатают и размещают в приемных комнатах.
Таким образом, в ходе проведенной работы, мы смогли не только реализовать некоторые проекты по взаимодействию с родителями воспитанников, но и наметить перспективы в дальнейшей работе педагогического коллектива в этом направлении.
Сейчас педагоги работают над проектом по созданию в образовательном учреждении информационно-методического журнала для родителей с целью повышения компетентности родителей в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Каждый номер будет посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей и педагогов больше всего.
Интересными формами взаимодействия с родителями, которые возможны благодаря информационно-комуникационным технологиям, являются дистанционные конференции, создание блогов. Данные формы работы будут также использованы в дальнейшей работе педагогов. Одним из условий успеха работы в данном направлении является повышение профессионального уровня педагогов в вопросе использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, что тоже является одной из перспектив нашего коллектива.
Как показывает практика, полноценное воспитание дошкольника происходит только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Нужно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Все это возможно при использовании новых активных форм и методов работы с родителями, которые появились благодаря информационно-коммуникационным технологиям.