Светлана Рябкова
Инновационные подходы к формированию интереса дошкольников к истории и традициям своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения.
На современном этапе были разработаны Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральные Государственные образовательные стандарты. ФГОС дошкольного образования должен представлять собой в соответствии с действующим законодательством совокупности трёх групп требований - к результатам освоения основной образовательной программы, условиям её реализации и к её структуре. Полная преемственность ФГОС дошкольного и начального образования является содержательной основой для решения проблемы определения статуса дошкольного образования (от 3 до 7 лет) – в качестве первой ступени системы общего образования РФ.
Публикация «Инновационные подходы к формированию интереса дошкольников к истории и традициям своего народа» размещена в разделах
Возникшие противоречия подтолкнули меня поставить цель и описать использование инновационных технологий в моей педагогической работе.
Цель: Привлечь внимания детей к традициям русского народа.
Задачи:
- Формировать мотивацию к получению новой информации о традициях русского народа, способность организовать этот процесс.
- Расширить возможности детей старшего дошкольного возраста в самостоятельном поиске информации по проблеме традиций.
- Приобщать детей к истокам традиций своей семьи и своего народа
ФГОС требует полной перестройке личности педагога и его деятельности в системе образования.
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации Российского образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.
В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
В связи с этим возникла необходимость разработки Программы инновационной деятельности в ДОУ.
Родной край, его история - основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
Д. С. Лихачев
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребёнка – дошкольника.
Одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является внедрение инновационных подходов в образовательный процесс. Согласно ФГОС дошкольное образование является начальной ступенью в общем образовании. Поэтому на современном этапе необходимо измениться самим педагогам, пропитаться новаторским духом, развить способности к решению нестандартных творческих задач, владеть продуктивными технологиями и эстетическим взглядом на окружающий мир.
Необходимо понять, что содержанием образования является специально отобранная и признанная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которых необходимо для успешной деятельности в определённой сфере. Это содержание собственной деятельности человека.
Мы должны не только принять новшества, освоит их, но и активно создавать и разрабатывать педагогические инновации в условиях ДОУ. Сегодня все педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса.
Возникает проблема – отсутствие занятий, вследствие которой появились вопросы: «Каким образом получить знания дошкольникам?» и сразу «Что изменить в работе воспитателей?»
Следовательно нужно перестроить свою работу так, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию, путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию процесса.
Эти противоречия подтолкнули меня поставить цель и описать использование инновационных технологий в моей педагогической работе.
Если раньше мы предоставляли детям готовую информацию, то в современных условиях необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы дошкольник захотел сам добыть информацию – создать мотивацию. Для этого мы организовали экскурсию в выставочный центр п. г. т. Безенчук «Радуга», где дети увидели предметы старины, утварь, одежду народов Поволжья. Возник интерес к быту своего народа в определённый период жизни. Появилась масса вопросов и желание получить новую информацию. Подтолкнули ребят к механизму реализации: разбили их на группы и дали задание подобрать информацию через интернет, просмотреть соответствующую литературу (книги, пообщаться с бабушками.
Настало время использования социального партнёрства и свободного общения с родителями. Мы призвали родителей стать полноценными партнёрами в сборе интересующей информации. В процессе чего у взрослых и детей возрос интерес к совместной деятельности.
Собранная информация была представлена самими детьми, тем самым активизировались планирующая функция речи умение вести монолог, диалог, выслушивать товарищей, высказывать корректно своё мнение. Появился новый мотив – как использовать эту информацию и принято решение – создать музей русской избы в ДОУ. Готовность дошкольников, при помощи родителей, активно участвовать в создании предметно – развивающей среды явился своеобразным показателем становления творческих проявлений. Этот подход создал пространство для жизнедеятельности детей, предоставил максимальные возможности для развития творчества и исследовательского интереса каждого ребёнка.
Развивающую предметно – пространственную среду мы рассматриваем, как поисковое «поле» ребёнка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы их достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает дошкольников, даёт им творческую энергию, пробуждает желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребёнка, источником его индивидуального опыта.
К нашей совместной деятельности подключились педагоги – единомышленники с ярко выраженным новаторским духом, обладающие способностями решать нестандартные творческие задачи. Музыкальный руководитель привлёк внимание к музыкальным инструментам, которые издавна использовал русский народ (ложки, трещотки, бубны). Этот интерес побудил желание освоить игру на них, узнать историю их появления. Началась проектная деятельность, в процессе которой дети научились воспроизводить несложный ритм игры на музыкальных инструментах, нашли народные хороводные игры, разучили к ним слова, проиграли их, выучили народные песни. Активно подключились родители – появилось желание сшить народные костюмы, выполнить отдельные элементы своими руками (связать лапти).
В процессе проектной деятельности происходило реализация таких развивающих функций как: совершенствование ручной моторики, развитие воображения, творческого мышления, активности и инициативности, формирование к длительным волевым усилиям. Инновационное использование проектных технологий в образовательном процессе было основано на тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов ДОУ. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями, интерактивные формы общения способствовали приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработало определённую модель взаимодействия с ними.
Педагоги находились в постоянном поиске инновационных форм организации педагогического процесса, проявляя заинтересованность и профессиональную компетентность. Реализацией поставленной цели всей работы стало: создание фольклорной группы «Топотушки»; проведение праздника «Широкая масленица»; участие в окружном этнографическом фестивале «Самарское кольцо - 2013».
Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени РФ определённую совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы образования. Использование нововведений и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса (детей, родителей и педагогов) подтверждает стабилизация инноваций в образовательном процессе ДОУ.