Жанна Машина
Интеграция в системе воспитания и обучения в школе и детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция в системе воспитания и обучения как в общеобразовательной школе, так и в дошкольных учреждениях в настоящее время одна из наиболее важных и актуальных задач. В этом процессе многое зависит от умения педагога формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности. Комплексный подход требует системных связей между отдельными компонентами этих процессов, между искусством и творчеством следует устанавливать определённые связи, хотя каждый вид художественной деятельности детей имеет свою специфику, свои средства образной выразительности.
Публикация «Интеграция в системе воспитания и обучения в школе и детском саду» размещена в разделах
По сей день не потерял своей актуальности принцип «жизненности», объединяющий все виды изобразительной деятельности. И это не удивительно, ведь на первое место поставлено положение : дети должны наблюдать окружающий мир. Темы для занятий рисованием, лепкой, аппликацией должны строиться постепенно в определённой взаимосвязи, последовательно, циклами. Необходимо формировать у детей обобщённые представления, так чтобы они могли осознавать соотношение между наблюдаемыми явлениями.
Сочетание видов деятельности значительно обогащает художественную палитру. Так, научившись сочетать на плоскости контрастные и пастельные тона, дети затем переносят эти навыки и в художественное конструирование. Оформляя эскизы на плоскости, а потом в макете, дети значительно расширяют диапазон своих творческих замыслов. Они одну и ту же задачу решают на разном материале и в разных ситуациях : в плоскости, в объёмно- пространственном оформлении. Если же занятия построены по принципу интегрированных блоков, каждый из которых имеет определённую доминанту, то во- первых, дети имеют возможность знакомиться с окружающим миром, «погружаться в красоту природы» ; во- вторых, используя разнообразный материал, учатся самостоятельно передавать художественный образ. Педагог должен привить детям в ходе занятия первоначальные основы художественной культуры ; развить эстетическое отношение к окружающему, через личную позицию каждого, но учитывать при этом как интересы, так и способности. На интегрирующих занятиях больше внимания отводится знакомству с изобразительным искусством, так как художественный образ воздействует на чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, сопереживание. Специально организованное восприятие произведений живописи. скульптуры, графики благоприятно влияет на формирование художественного образа – будь то рисунок, лепка или аппликация.
Современные дошкольные учреждения позволяют создавать условия для интеграции видов изобразительной деятельности. Есть возможность ставить перед детьми задачи – находить адекватные способы изображения, экспериментировать, сравнивать, проверять, искать новые пути. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощёнными в творчестве.
Интегрированные занятия по своей структуре и методике проведения отличаются от традиционных.
В младших группах деятельность может строиться на дополнении одних средств другими, на сочетании средств выразительности, характерных для каждого вида : на ритме мазков, штрихов - в рисунке ; ритме форм – в лепке и аппликации. Такого типа взаимосвязь обоснована тем, что дети начинают видеть красоту расположенных в ряд «снежинок, ёлочных шариков, колечек и других предметов» .Если ритм объединяет все виды изобразительной деятельности, то цвет как средство выразительности может выступать наиболее эффективно при взаимосвязи рисования и аппликации. Занятия рисованием усиливают образную основу аппликации ; лепка в дополнении к рисунку передаёт содержание более полно. Этот тип взаимосвязи обоснован тем, что в данный возрастной период объём изобразительных средств ограничен – не развёрнута деятельность.
Интеграция видов, в ходе которой дети обладают формой как основой изображения, охватывает и аппликацию, и лепку. При освоении сенсорных основ деятельности возможна более тесная связь аппликации и рисования. Все типы взаимосвязи обусловлены спецификой изобразительной деятельности, характерной для младших дошкольников. Взаимосвязи, с целью усиления образного начала, можно использовать в различных ситуациях. Игровые приёмы не только полнее раскрывают «содержание» рисунка (лепки, аппликации), но и сформируют простейшие поисковые действия.
Задачи обучения с учётом специфики каждого вида в средней и старшей группах усложняются. В творчестве дети должны овладеть навыками декоративного рисования, орнаментальной аппликацией, умением изображать разнообразные формы и их строение, характерные черты предмета, использовать цвет как художественно- выразительное средство, композиционно и технически выстраивать рисунок, закрашивать его цветными карандашами и красками, лепить фигуры из частей и целого комка глины (пластилина), вырезать силуэт в аппликации, принимать во внимание и цвет, и форму,рассматривая это сочетание не абстрактно а во взаимосвязи и в конкретном выражении (в предметном мире, в явлениях природы), развивать сюжет, проявлять интерес к содержанию рисунка. Обилие материалов : карандаши, гуашь, акварель,восковые мелки, глина, пластилин, фломастеры,цветная бумага – дают возможность создать «живой образ» .
Интеграция видов изобразительной деятельности может определяться спецификой какого-либо вида того, который выполняет доминирующую роль. В этом случае ребёнок учится сравнивать, сопоставлять, пробовать различные средства изображения.
Взаимосвязь видов изобразительной деятельности – один из путей реализации интегрированного подхода к художественному восприятию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа.