Папки-передвижки

«Интегрированный подход к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ»

Оксана Вопилова
«Интегрированный подход к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление к районному методическому объединению

на тему: «Интегрированный подход к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ».

Выступление заместителя заведующего по воспитательной и методической работе из опыта работы МДОУ Вопиловой О. А. на тему:

«Перспективное планирование воспитательно– образовательной работы в соответствии с ФГТ» (Сл. №1).

Публикация «„Интегрированный подход к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ“» размещена в разделах

Для того чтоб расставить границы между привычным нам перспективным и календарным планированием и планированием образовательного процесса в соответствии с ФГТ мы обратились к приказу министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 №655 (далее - ФГТ) (Сл. №2).

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных задач реализации основной образовательной программы отражающая различные формы организации деятельности взрослых и детей. Детально проанализировав ФГТ, мы пришли к выводу, что его введение, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Всем нам хорошо известно, что, обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому перспективный, календарный или же тематический план может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Не смотря на это, и понимая сущность планирования, мы выделили условия, которые педагогу необходимо соблюдать при написании любого из видов плана в целом (Сл. №3) :

• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

• выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;

• четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей и интеграции образовательных областей, а значит получить планируемый результат.

Конечно следует отметить что, не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

На наш взгляд план воспитательно-образовательной работы с детьми это, прежде всего документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач. Исходя из опыта работы, мы с уверенностью можем сказать, что план может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план психолого-педагогической работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям и основываться на следующих принципах (Сл. №4) :

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Необходимо отметить, что при любом виде планирования и организации педагогического процесса важно не забыть, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Нельзя забывать и о том, что в ходе реализации плана (Сл. №5) программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Таким образом, мы рассмотрели общие требования к планированию, в соответствии с ФГТ, которые принимаются во внимание всеми педагогами нашего МДОУ при написании перспективного плана.

Остановимся немного подробнее на системе перспективного планирования психолого-педагогической работы в нашем детском саду (Сл. №6).

Ещё год назад из-за малой осведомленности о процессе перехода дошкольных образовательных учреждений на ФГТ, и недостаточности методической литературы по разработке и написанию собственной образовательной программы, наш педагогический коллектив был вынужден принять наиболее простой, похожий на предшествующий, вариант написания перспективного плана воспитательно-образовательной работы.

Таким образом, как вы видите, перспективный план нашей работы претерпел лишь незначительные видоизменения. Но проблема разработки наиболее приемлемой модели плана перспективной работы, поддерживающего интегрированный подход к обучению дошкольников, заставила нас не стоять на месте, а разработать новую модель данного вида планирования. Анализ новинок методической литературы, по актуальным вопросам введения ФГТ, систематические размышления на данную тему педагогического коллектива, а так же прохождение курсов повышения квалификации заставило нас остановиться на следующей модели перспективного плана работы воспитателя.

Данная модель перспективного плана состоит из нескольких частей (Сл. №7).

Первая часть "Общие сведения" представлена в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года:

• "Сведения о детях и родителях";

• "Взаимодействие с семьями детей";

• "Режим дня группы на холодный период года";

• "Режим дня группы на теплый период года";

• "Листок здоровья";

• "Система закаливания в группе";

• "Двигательный режим";

В этой части как вы видите, представлены хорошо знакомые каждому педагогу составляющие. Принимая во внимание объемность, и как правило стабильность данной информации, этот раздел вынесен нами в самое начало перспективного плана, поскольку не претерпевает ежемесячных изменений.

Во второй части "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми" педагогами нашего МДОУ за основу берется следующее понедельное распределение тем в течение учебного года (Сл. №8, а затем составляется наиболее подробная ежемесячная схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков (Сл. №9).

Представленные в этой части данные таблицы предусматривают перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям, которое как вы видите, выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Кроме распределения тем мы здесь планируем развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем мы предлагаем педагогам руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н. А. Коротковой (Сл. №10) :

• первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

• второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

• третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое?", "Что с этим делать?", "Как это действует?");

• четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Третья часть перспективного планирования сформулирована нами как непосредственно "Перспективное планирование по видам детской деятельности" (Сл. №11). В соответствии с ФГТ выделяют восемь видов детской деятельности, которые находят свое отражение в соответствующих образовательных областях. В свою очередь образовательные области «Здоровье» и «Безопасность» составляют небольшое исключение («Здоровье»-предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, а «Безопасность»-выделена из области «Социализация» по социальному заказу семьи, общества, государства).

Таким образом, данная часть предусматривает планирование работы с воспитанниками на месяц по десяти образовательным областям, соответственно четырем направлениям и видам детской деятельности. Каждая из образовательных областей имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Разрабатывая часть «непосредственно» перспективного планирования мы опираемся на тематическое планирование (тему соответствующую месяцу, неделе). Реализация принципа интеграции образовательных областей, в данном виде планирования, предполагает представить каждую тему следующим образом (С. №12) :

1) Сначала выписать или сформулировать задачи, решаемые в теме, по четырем направлениям;

2) Затем заполнить таблицу по 4 направлениям и 10 образовательным областям, выписав из Программы все, что подходит к данной теме.

Т. о. при планировании нами реализуется принцип интеграции образовательных областей, в рамках выбранной за основу темы.

Подводя итог, необходимо ещё раз отметить, что педагог вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками, а мы для вас представили лишь ту модель, которая используется большинством наших воспитателей при составлении собственного плана. При этом не забывайте, не рекомендуется копирование готовых планов работы, что связано в свою очередь с видовым разнообразием дошкольных учреждений. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентации для педагогов по теме «Игра» Презентации для педагогов по теме "Игра" Источник презентаций: КПК АППОСПб Автор презентаций: Бурим Н. В., методист центра дошкольного образования.

Презентация «Интегративный подход при организации образовательного процесса в ДОУ»Презентация «Интегративный подход при организации образовательного процесса в ДОУ» 25 сентября в нашем саду состоялся семинар для старших воспитателей Орехово - Зуевского района Московской области. На нём я представила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Интегрированный подход к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
Опубликовано: 18 октября 2012 в 15:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Интегрированный подход к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Вопилова (УИ 26872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД