Папки-передвижки

«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» (опыт работы)

татьяна чертанова
«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня мне хотелось бы поделиться теми крупицами опыта, которые сложились в некую концепцию, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок.

В последние годы сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Загруженность детей в детском саду учебой ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками.

Зададимся вопросом: а каких детей ждут наши школы, общество? Безусловно, здоровых, деятельных, интеллектуально развитых и как следствие конкурентоспособных.

Публикация «„Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий“ (опыт работы)» размещена в разделах

Первый мой год работы выпал на подготовительную группу. В группе выделялось 4 ребенка, лучше других успевающих на занятиях. Но отслеживая их успехи уже в конце первого класса, я выявила феномен «хорошо

подготовленных» детей. Все они начали хорошо учиться, но к концу года менее подготовленные ровесники обогнали их по многим предметам, т. е. «не наигравшиеся дети» быстро утратили интерес к школе.

Это противоречие стало толчком для пересмотра мною понятия интеллекта дошкольника и в результате диагностики, совместной деятельности с детьми, изучения научной литературы я поняла: необходимо развивать способность к творческой деятельности.

Когда детское творчество присутствует в учебной деятельности (сделать из того, что есть у всех не так, как у всех, то станет важен не только результат, но и процесс достижения.

В отечественной педагогике достаточно глубоко обоснована идея о роли дидактических игр в интеллектуальном развитии ребенка.

Но хотелось бы отметить еще один важнейший аспект игры: это внутреннее ощущение свободы, которое испытывает ребенок. Деятельность без удовольствия, никогда не принесет пользы. В игре, удовольствие ребенок может получить не только от результата, но и от эффекта «приятной» новизны.

Итак, игра для ребенка – это свобода, творчество, формирование познавательных интересов и способностей! А для меня игра – это отказ от авторитарного способа обучения и воспитания. А новые развивающие дидактические игры – это мои «волшебные палочки», которые помогли мне стать настоящим взрослым другом детей, обеспечивающим интеллектуальное развитие ребенка в условиях эмоционального комфорта.

Свое предпочтение я отдаю интеллектуальным играм Никитиных, логическим блокам Дьенеша и играм с палочками Кюизенера, главное назначение которых – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.

Давая ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо,

побуждаю в этих играх познание нового.

И так, определив формы организации детской деятельности с использованием данных игр, я разработала перспективные планы интегрированных занятий с этими игровыми технологиями, а также этапы по ознакомлению с новой игрой. Каждый этап несет в себе определенные цели, задачи.

Моими принципами в работе стали :

Системность;

Последовательность;

Открытость (любой педагог и родитель может посмотреть занятия по данным игровым технологиям);

Этика оценки (только положительная оценка, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать);

Эстетичность дидактического материала;

Работа по индивидуальным маршрутам (отстающих детей с новым материалом знакомлю раньше, чем детей с высоким уровнем развития);

Сотрудничество с родителями на основе доверия;

Принцип интереса (именно интерес – двигатель всех познавательных процессов. Перед занятием всегда продумываю, как же мне сегодня удивить детей).

Принцип свободного выбора (в группе присутствует разнообразие дидактического материала, я могу уже наблюдать устойчивый интерес детей к тем или иным играм);

Чтобы надолго сохранить «огонек» детской пытливости, жажды знаний необходимо стало изменить родительский стереотип. Для большинства родителей качество работы воспитателя представляется количеством проведенных занятий (особенно по математике) и предложенным домашним заданием.

Когда я провела анкетирование с родителями «Во что играют дети дома»,

оказалось, что только 25% родителей приобретают для детей игры развивающего характера (конструкторы, пазлы, лото, домино и т. д., и не все правильно понимают, что такое «развивающая игра». Я разработала и организовала для

родителей цикл творческих уроков по темам: «Что такое развивающая игра, «Как организовать развивающие игры дома», «Во что играть с заболевшим ребенком?», «Игры перед сном» и др. Познакомила родителей с динамикой уровня развития мыслительной деятельности детей. Все это способствовало изменению отношения родителей к игре.

Сейчас, родители моей группы – это первые союзники и помощники. Они стали организаторами работы круглого стола «с острыми углами «Право на игру», участниками конкурса «Шедевры семейных игр». Свои прогрессивные идеи мы с родителями транслируем и через газету детского сада «Сказочная страна». Кульминацией «игрового ажиотажа» стало участие наших родителей в культурно – социальном проекте «Тропинка к счастью», где в рамках семейного клуба работала «Игростудия» для всех желающих детей и родителей микрорайона. Я была руководителем студии, где провела курс игротерапии и игропластики. Кардинально изменилась развивающая среда группы, мы даже дали ей название «Кубик - рубик».

Свое увлечение игровыми технологиями я пропагандирую и в педагогической среде, для меня очень значимым стало участие в городской педагогической мастерской «Современные технологии развития игровой деятельности».

Использование в работе современных игровых технологий вывело на следующие результаты: 12 детей имеют высокий уровень развития, 6 детей – средний уровень и лишь 2 ребенка находятся на низком уровне развития.

И сейчас я с уверенностью могу сказать:

Мои дети – деятели, умеющие проявлять инициативу, настойчивость, самостоятельность в достижении цели

В группе появились игровые традиции

Сформировалась сообщество «детей и взрослых»

Методическое объединение воспитателей «Игра – как праздник», которым

я руковожу, стало генератором идей и нововведений по организации игровой деятельности в детском саду.

И как главный результат моей работы – дети практически перестали болеть и идут в «Кубик – рубик» с желанием и ожиданием нового чуда…Чуда игры!

И закончить свое выступление мне хотелось бы словами Дмитрия Анатольевича Медведева, который в послании Федеральному собранию Российской Федерации подчеркнул потребность общества в творческих личностях, он сказал: «…В центре идеологии должен стоять человек, как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было»

Используемая литература:

1. Б. П. Никитин «Интеллектуальные игры»

2. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»

3. А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко «Развитие игровой

4. деятельности дошкольников».

5. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» под редакцией

6. М. А. Васильевой

7. «Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5 лет»,

8. составитель

9. «Игры с детьми 3-4 лет», приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»

10. «Воспитание детей в игре» под редакцией Д. В. Менджерицской

11. Н. Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с

природой»

12. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией

Н. Н. Поддъяковой, Ф. А. Сохина

13. А. А. Смоленцова «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»

14. К. Ю. Белая «Разноцветные игры»

15. «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра

16. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»

17. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»

18. О. А. Скоролупова, Т. М. Тихонова «Игра - как праздник!»

19. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ»

20. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя»

21. В. В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры»

22.

Публикации по теме:

«Лето — это маленькая жизнь!»«Лето — это маленькая жизнь!» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами красотой нашего сказочного детского сада "Светлячок". Наша сегодняшняя.

Мои любимые и дорогие… или Разделите со мной мою радость…Мои любимые и дорогие… или Разделите со мной мою радость… Дорогие, друзья, хочу поделиться с Вами своей радостью! Так уж сложилась судьба, что не было у моей старшей дочери ни зелёной, ни ситцевой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» (опыт работы)
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 21:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» (опыт работы)» (включая файлы) размещена пользователем татьяна чертанова (УИ 277711) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД