Галина Алексеева
Использование информационных технологий в построении целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование информационных технологий в построении целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении»
Если вы считаете лишним приобретение знаний для себя, чему же тогда вы научите других?
В. Короленко
26 ноября отмечался «Всемирный день информации» на фоне быстро меняющегося и стремительного технологического и социального прогресса. Роль информации возросла в разы. Нашим предшественникам даже и не снилось количество воспринимаемых нами сегодня данных. Подсчитано, с конца XX века до сегодняшнего времени человечество создало столько же информации, сколько было накоплено за три предшествующих века. Цель Всемирного дня информации заключается в полноценной и постоянно обновляющейся информации. Наверное, каждому известно изречение Уинстона Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром». И многие хотели бы миром владеть, а соответственно и информацией тоже. Но что же такое информация? Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами. Важнейшими свойствами информации являются важность, полнота, оперативность, своевременность и доступность. Способы получения, хранения, переработки, передачи и воспроизведения информации с помощью технических средств составляют сущность информационных технологий.
Публикация «Использование информационных технологий в построении целостного образовательного процесса в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Свидетельство тому принятый Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. В рамках нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта очень важное внимание уделяется качеству предоставления образовательных услуг в области дошкольного образования.
Одним из целевых ориентиров выпускника дошкольного звена является такая характеристика: способность проявлять ребенком любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдать, экспериментировать.
Поэтому для достижения нового качества образования актуальным является информатизация образования и оптимизация методов обучения. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»). Система образования предъявляет новые требования к образованию подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Информационные технологии – это процессы и методы получения и обработки информации; часто под информационными технологиями понимают также технические и программные средства реализации информационных процессов. Сущность информационных технологий составляют способы получения, переработки, передачи, хранения и воспроизведения информации с помощью технических средств. Центральное место в современных информационных технологиях занимает ЭВМ (или компьютер) и её программное обеспечение.
Информационные технологии дают возможность человеку получать информацию о событиях не только в данном месте и в настоящее время, но и в других местах и в прошлом времени.
Все шире проявляется роль информационных технологий системе дошкольного образования.
Средства иформатизации необходимы для более качественной организации всей деятельности ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном образовании открывают педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новые методические разработки, направленные на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно–образовательного процесса. Педагог является для ребенка проводником в мир новых технологий, формирует основы информационной культуры его личности.
Сегодня детские сады активно оснащаются компьютерами, современной ауди-видеотехникой. Но до сих пор отсутствует методика использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, не систематизированы существующие компьютерные развивающие программы. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентированный специальной образовательной программой. Поэтому очень важны уже накопленный педагогический опыт, апробированные в практике ДОУ инновационные материалы по применению информационных технологий в образовании детей и для педагогов дошкольных учреждений. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
В 2013 году я зарегистрировалась на образовательном портале МАААМ. ru. Создала там свой блог, свое «Портфолио».
На этом сайте я опубликовала статьи и свои методические разработки по проектной деятельности:
• Сценарий праздника в подготовительной группе «Россия-Родина моя»
• Проект «Россия-Родина моя»
• Гуманистический подход в образовании в современных условиях
• Проект в средней группе «Сосновый Бор — любимый город»
• Воспитание экологического сознания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
• Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
• Детский совместный проект в контексте развития взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками
• Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
• Метод проектов
Для организации работы с детьми использую любую возможность, чтобы воспользоваться ИКТ. Для оформления стендов, методических пособий для индивидуальных занятий с детьми подбираю материал в Интернете, использую сканер, принтер. Можно найти любую информацию по самым новым методикам, ознакомиться с новыми положениями на уровне законодательства. Очень удобно пользоваться некоторыми стандартными схемами, таблицами, буклетами, карточками (или составлять свои). В своей работе я применяю программу Power Point для составления презентаций на любую тему для детей, для родителей, для педагогов нашего учреждения.
Очень большое значение для связи с родителями и общественностью имеет сайт нашего дошкольного учреждения. В наш стремительный век информационных технологий необходима обратная связь. Для обеспечения нового качества диалога общества и дошкольного образовательного учреждения необходимо публиковать и распространять информацию о состоянии и результатах образовательной деятельности. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Такой режим информационного воздействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации : получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и воспитании ребенка; советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом, родители могут, обратившись к заведующему ДОУ по электронной почте.
На сайте МБДОУ№7 опубликованы некоторые мои методические разработки.
Интерактивная доска позволяет мне сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повышать интерес детей к обучению, помогает развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.
Электронная почта – это быстрый, удобный вид связи с коллегами, друзьями. Очень удобно можно отправлять различные документы, отчеты, конспекты, сценарии, методические разработки, обмен опытом и др. Я с удовольствием пользуюсь этим видом связи.
Итак, использование ИКТ в дошкольных учреждениях позволяет мне модернизировать образовательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ :
- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.
Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи)
Список использованной литературы :
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.-С. 9-11.
3. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста : инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.-С. 8-10.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39