Ирина Николаевна Барашкова
Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного
Авторы:
Барашкова Ирина Николаевна воспитатель
Бражникова Елена Александровна воспитатель
Актуальность темы в том, что наш город небольшой и отдаленность нашего города от областного центра значительно велика. Поэтому для решения задачи формирования основ художественной и визуальной культуры в нашем детском саду создана развивающая среда и мини – музей, где имеет место применение музейно - педагогических методик, приемов которые способствуют приобщению детей к изобразительному искусству на качественном уровне.
Публикация «Использование инновационных технологий в реализации музейно-педагогической программы Мы входим в мир прекрасного» размещена в разделах
В реализации музейно – педагогической программы огромную роль играет предметно – развивающая среда, которая должна быть эстетичной, разносторонней, побуждать детей к содержательному, духовному общению, вызывать у детей чувство радости, эмоционально положительного отношения к творческим занятиям. Так как свободных помещений в детском саду нет, в группах найти место очень сложно, то было решено организовать свой мини - музей, который очень гармонично вписался в интерьер музыкального зала, где собраны:
• Разнообразные по своим видам и эстетическим свойствам предметы быта и природные объекты (ветки, корни, ракушки, камни пр.);
• Аудио, видео и компьютерная техника для использования в работе с детьми видео и мультимедийных программ, включение музыкальных и поэтических фрагментов в процесс зрительного восприятия;
• Наборы репродукций картин, открыток, фотографий и рисунков, архитектурных и скульптурных объектов, иллюстрированных книг и альбомов, произведений народных мастеров.
Создать интерес к музею, необходимо задолго до его посещения, рассказать о нем, о правилах поведения в нем, заранее ознакомить с некоторыми репродукциями картин и работами детей. Посещение мини - музея и подготовка к этому событию вызывает праздничное настроение у детей (праздничная одежда и соответствующий эмоциональный настрой)
В дизайн мини – музея включены элементы культуры, живописи, литературы, музыки, скульптуры, детских рисунков, поделок и т. д. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься в одно и то же время разными видами деятельности: рисованием, экспериментированием, устраиванием различных дидактических игр, таких как: игра-превращение, подбери слово, игра на сравнение, игра-поиск, игра - оживление картины, скульптор и глина.
На встречах в мини – музее, используются методы и приемы при рассматривании живописных произведений: погружение в тему, быстрого подбора произведений, контрастность сравнения и д. р. Встречи в мини музее проходят один раз в месяц. Каждая встреча и развивающая среда организована по-разному в зависимости от жанра, цели, и задач, а заканчиваются все встречи посещением выставки, на которой дети рассматривают репродукции известных художников по выбранной теме и обязательно рисунками детей и др. Во время встреч в мини – музее мы не рисуем, а подсказываем идею произведений, обсудив замысел, обнаруживаем общее и различное в образах и средствах выразительности, показываем многообразие проявлений красоты в различных видах и жанрах изобразительного искусства. В процессе работы на мольбертах ребята упражняются в создании цветовых пятен цветов, овощей, неба, одежды людей, изображенных на картине, подбирают цветовую палитру снега, увиденного в картине художника, цвет дня и ночи, холода и тепла, зла и добра. Работы детей по изобразительной деятельности стали интереснее, наряднее, своеобразнее, выразительнее, оригинальнее, располагаются по всему листу, а белые пятна отсутствуют совсем. Музейные встречи также способствуют лучшему усвоению знаний, умений и навыков, творческому подходу в применении их в различных видах изобразительной деятельности. Дошкольники внимательнее слушают познавательные рассказы, принимают участие в занимательных беседах, составляют описательные рассказы, их речь от участия во встречах стала ярче и богаче.
На наших встречах присутствуют:
• основной визуальный ряд - репродукции художников;
• музыкальный ряд - диски с мелодиями;
• литературный ряд по теме встречи.
Переходим к встрече: «Зимний пейзаж. Живопись». В начале встречи на экране представлены репродукции картин с изображением зимнего пейзажа и идет поэтическая зарисовка, в которой создан образ зимы. Понравилось вам это стихотворение? Чему оно посвящено? Почему зиму называют волшебницей? Все вместе переходим к выводу: зима – зимушка – это хрустящий под ногами снег и хрустящий лед, стайки деревьев одетые в пушистые шубы, скованные льдом реки и озера. Зима – зимушка – это всевозможные игры, катание на санках, лыжах, коньках. А значит постоянные сюрпризы. Природа зимой очень красива, как и осенью (вспоминаем пейзаж). Обращаем внимание на все репродукции, и оживляем эту чудную красоту музыкой. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Вопрос детям: какому времени года посвящена наша встреча? Что объединяет эти произведения? Во всех ли произведениях звучит тема зимы? Можно ли отнести эти произведения к одному виду искусства? Эти произведения относятся к трем основным - древнейшим видам искусства. Вы уже знаете их названия: литература, музыка, изобразительное искусство.
Обращаемся к пейзажу Ивану Ивановичу Шишкина «Зима» :
Вам нравится эта картина? Что красиво в зимней природе? Кто главный герой этой картины? Играем в игру «Подберите слово». Я называю слова, а вы выбираете из них одно, наиболее подходящее, и объясняете свой выбор. Всегда ли зима бывает одинаковой?
Посмотрите внимательно на картину И. Шишкина и назовите примеры зимы.
Какую зиму изобразил этот художник: зима, какая? -холодная, теплая, суровая, снежная, лютая, солнечная и др.
Следующая репродукция - И. Грабарь. Роскошный иней.
Кто знает, какого цвета снег? Как правило, дети называют «белый». Наша задача показать разнообразие цветов и оттенков, с помощью которых художники пишут снег, иней и зимний пейзаж в целом. Даем задание по подбору цвета, которые использовал художник в этой картине. Предлагаю детям подобрать цвет с помощью смешения красок на палитре. Для этого перед картиной на мольберте чистый лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, кисти, а затем назвать цвета, характерные для этого времени года, и каким цветом художник изображает снег? (холодный, синий, фиолетовый, голубой, сиреневый, розовый и т. д.)
Константин Горбатов. Зимний закат.
Просмотр этой картины начинаем с вопроса «Как бы вы назвали эту картину и почему?». Необходимо подвести ребят к пониманию и видению, что это тоже зимний пейзаж, но он теплый по цвету. Здесь так же уместно задание по подбору цвета, которые использовал художник в этой картине, только теперь предлагаем подобрать теплую гамму цветов, которых не было в картине И. Грабаря «Роскошный иней».После игры делаем вывод, о том, что снег имеет разные оттенки и может быть как холодным, так и теплым по цвету. От этого зависит настроение в пейзаже. Можно использовать в данном случае и такое игровое упражнение, как нахождение зимних красок в окружающих нас вещах? Дети смотрят друг на друга и находят зимние краски в окружающей обстановке.
Константин Федорович Ион. Весенний солнечный день.
При рассматривании данной репродукции спрашиваем детей: О чем рассказывает эта картина? Какое настроение стремится передать автор? От чего зависит настроение в природе? (солнце, дождь, тепло, холодно, красиво, мрачно и т. д.) А какое настроение у вас вызывает эта картина? Во время этой беседы ребята видят и обозначают части картины — показывают, что находиться в центре картины, середину, правый верхний угол, нижнюю часть картины и т. д.
Архип Иванович Куинджи. Пятна лунного света в лесу. Зима.
Сравним эти две картины:
Они, какие по отношению, друг к другу, по цвету, а значит и по настроению! Контрастные - противоположные! Эффективным приемом в данном случае будет игра - превращение. Предложить детям, выбрать на какой картине они бы хотели оказаться. Они должны представит себя в лесу, подобрать максимальное количество слов для описания своих ощущений.
Дальше наш разговор с детьми пойдет о сказке. Во время встреч с детьми мы обогащаем опыт «насмотренности» на примере средств выразительности книжной графики, искусстве иллюстрации.
Кто не знает ни одной сказки?
Назовите любимую сказку.
Как вы познакомились с первыми сказками?
Кто создает сказки? (народ).
А кто сочиняет сказки? (писатели и поэты).
Обращаем внимание детей на выставку детских книг - сказок, которая присутствует на этой встрече, закрепляем знание о том, что в создании сказочной книги кроме автора принимал участие художник – оформитель, художник – иллюстратор или просто художник книги. Сказочная живопись называется – мифологический жанр. На экране представляем вниманию детей картины мифологического жанра и предлагаем полюбоваться женскими образами.
1. Михаил Александрович Врубель. Царевна-лебедь. 1900.
2. Виктор Михайловича Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889.
3. В. М. Васнецов. Снегурочка. 1916-1926.
4. В. М. Васнецов. Царева-лягушка. 1918.
5. В. М. Васнецов. Баба-яга в ступе. 1917.
6. В. М. Васнецов. Кощей Бессмертный. 1918.
7. В. М. Васнецов. Добрыня Никитич и Змей Горыныч. 1918.
Можно предложить ребятам поиграть в игровые упражнения способствующие пониманию более глубокого образа:
- подбери символы для сказочных героев (различные женские украшения, головные уборы, предметы и т. д.);
- придумывание реплики для героев;
- разыгрывание эпизодов «Ожившая картина».
В конце встречи обращаем внимание детей на красоту и силу сказочных персонажей, с помощью вопроса «На кого вы хотели бы быть похожими?».
После чего вместе делаем вывод: «Во всех сказках неизменно одно – твердые знания, что есть - добро, и что зло».
- и вера в то, что добро всегда побеждает.
- иначе - сказки нет.
- иначе – к чему она?
-Просим всех подойти к выставке и внимательно рассмотреть «волшебные предметы», «сказочную природу» .Хотелось бы отметить, что немаловажна предварительная работа перед каждой встречей. Перед встречей со сказкой мы знакомим детей с биографией и рассмотрели портреты русских живописцев Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Александровича Врубеля, в этом нам помогла «Сказка о сказочнике» автор Галина Ветрова.
Работая по музейно – педагогической технологии мы пришли к выводу, что в детском восприятии мир выглядит значительно ярче, интересней и многогранней, этому способствует правильно сформированная предметно - развивающая среда по восприятию искусства, подготавливает благодатную почву для творческого самовыражения детей. И пусть детское стремление к прекрасному не всегда осознано, задача взрослых – приобщить ребенка к прекрасному, к миру искусства. Художественно – эстетическое развитие, формирование нравственных ценностей становится одним из важных направлений деятельности нашего детского сада.