Надежда Веселова
Использование музейной педагогики в образовательном процессе в подготовительной школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «От наскальных рисунков до наших дней»
Время проекта: среднесрочный (ноябрь-январь)
Итоговое мероприятие: создание мини-музея в группе «Развитие письменности»
Работая над этим проектом, мы поставили для себя следующие цели:
1. Сформировать представление детей о развитии письменности; ее значении и возможностях в жизни человека;
2. Воспитывать уважение к истории своего народа;
Публикация «Использование музейной педагогики в образовательном процессе в подготовительной школе группе» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
3. Расширять кругозор и познавательную активность детей посредством использования инновационного метода музейной педагогики;
4. Обогатить предметно-развивающую среду группы;
5. Включить родителей в образовательный процесс.
В нашей группе дети готовятся к поступлению в школу. Следовательно, мы, при работе над данным проектом, повышали мотивацию у детей к дальнейшему обучению, получению новых знаний и возможностей. И, конечно, ярким мотивом у детей выступила потребность узнать буквы, зачем они нам нужны, а откуда они появились, как выглядели первые буквы, умели ли наши предки читать и писать, на чем они писали и чем.
Работу над этим проектом мы разделили на 3 этапа:
- использовали модель 3 вопросов (Что мы знаем? Чем мы будем заниматься? Для чего нам это нужно)
-на родительском собрании было предложено родителям оказать помощь в организации мини-музея в группе (принести информацию о развитии письменности, рисунки и фотографии с разными видами письменности, алфавита; образцы папируса, бересту, дощечки, тушь, перья гусиные и разные виды ручек).
- мы изготовили образец свитка; альбом с коллекцией современных видов бумаги; подобрали газетно-печатную продукцию (книги, газеты, журналы, тетради); была изготовлена мини-газета «от наскальных рисунков до современных алфавитов», где были представлены детям: наскальная живопись, узелковое письмо, иероглифическое письмо, финикийский алфавит, старославянская азбука, современные виды алфавита- русский, английский, грузинский, китайский.
2. Практический этап:
При работе с детьми использовались разные методы :
- беседы на темы «Откуда появилась письменность? Ее значение в жизни человека», «Как появился русский алфавит?», «Какими они были первые книги», «Как появились первые школы? Как в них происходило обучение?», «Письмо в наши дни»
- использование ИКТ : просмотр презентации «от наскальной живописи до наших дней» Цель: проследить этапы развития письменности
-опытно-экспериментальная деятельность по направлениям: (обработка бересты для письма; чем удобнее писать ручкой или пером с тушью; чернила и их особенность-создание клякс; палочка, дощечки для письма и береста, тушь, перья- кто быстрее напишет свое имя; сравнивали свиток и современные виды газетно-печатной продукции, папирус и бересту с современными видами бумаги-виды бумаги в современном мире и ее назначение)
-создали детский альбом с адресами и именами детей, написанными чернилами на бумаге (При письме выяснилось, что бумага пропитывается чернилами. Дети предложили, чтобы было аккуратно, подкладывать альбомный листочек и ждать, когда высохнет)
-писали письма другу с помощью иероглифов и по принципу финикийского алфавита (только с помощью согласных). Выяснилось, что такие сообщения зачастую невозможно понять. Вывод: Алфавит и знаки должны быть для всех одинаковые и понятные.
- читали былины и сказания «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Сказание о русском богатыре» и сравнивали с современными стихами и сказками. Сделали вывод: современные издания воспринимаются проще. Но старинные книги необходимы, чтобы узнавать о жизни наших предков, их обычаях и героях.
3. Итоговое мероприятие: создание мини-музея. В процессе работы на подготовительном и практическом этапах наш музей пополнялся новыми экспонатами: появились фигурки мамонтов с наскальными рисунками, родители смастерили старинный пенал для ручек, разные виды папируса, гусиные перья и тушь были доступны детям и они с удовольствием пробовали писать ими, папки с информацией и фотографиями различных видов письма, старинных книг, свитков, принадлежностями для письма и фотографии, как выглядели писцы в древности. На второй полке разместились достижения современного мира: различные виды ручек (сувенирные, шариковые, перьевые, масляные, гелевые, ручки-исправлялки, альбом с различными видами бумаги, образцы газетно-печатной продукции. Свое место нашли в нашем музее образцы детских работ на бересте, дощечке и гусиным пером и тушью.) Все это находится в свободном доступе для детей. Когда музей был готов, многие ребята самостоятельно могли провести по нему экскурсию и рассказать о развитии письменности, ее возможностях в современном мире и ее значении. Заинтересованы были и родители. Одним из важных показателей эффективности нашей работы стала заинтересованность детей и в дальнейшей работу в музее. Уже прошел месяц, а дети с удовольствием подходят к нему, рассматриваю экспонаты и экспериментируют с ними.