Ирина Фоминова
Использование нетрадиционных средств на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с водой
«Поварята»
[/h4]
На дно емкости выкладываем игрушки (фруктов, овощей) и заливаем водой. Предлагаем ребенку рассмотреть игрушки и достать понравившуюся из воды. Как называется фрукт (Овощ) который ты достал? Какой он (по цвету, вкусу, размеру).
Сок из яблок, какой? (яблочный)
А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?
«Разноцветная вода»
На дно емкости выкладываем игрушки. Наводим разноцветную воду (красную, желтую, зеленую и т. д) и заливаем игрушки. Предлагаем ребенку посмотреть, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красная машинка, и прочие.
Публикация «Использование нетрадиционных средств на логопедических занятиях» размещена в разделах
«Строители»
На дно емкости выкладываем геометрические фигуры, заливаем водой. На столе схема предмета из геометрических фигур. Ребенку предлагается посмотреть на схему и достать из воды те геометрические фигуры, которые необходимы для изображения данной схемы.
«Какой овощ пропустили?»
Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый показывает емкость с подарками в воде. Перечисляет овощи, один овощ не называет. Ребенок должен достать овощ, который не назвали.
Использование схем
«Найди схему»
На столе разложены схемы предметов.
Взрослый называет один предмет и показывает схему с изображением одного предмета (стол) – а ребенок находит схему где много (столы).
Мяч – мячи, кастрюля – кастрюли, стол - столы, кубик – кубики;
«Скажи какой»
На столе разложены схемы и картинки предметов.
Взрослый называет один предмета. Ребенок подбирает схемы Величина – большой, высокий, широкий. Форма -круглый, овальный, квадратный, четырехугольный. Цвет – основные + промежуточные (оранжевы, голубой, серый) и т. д.
«Кто кем был?»
Взрослый называет предмет или животное показывая картинку, а ребенок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект и подбирает схему : цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба —
«Что бывает круглым?»
На столе картинки предметов и схемы геометрических фигур. Ребенок должен подобрать, что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента) Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, стол. Дом)
Игры с кольцами (прищепками)
«Строим дорожку»
Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе логопед активно помогает дошкольникам правильно произнести слово (вместе с ними, выделяя очень четко последний звук в слове.
“Что делают эти животные?”
Ведущий показывает какое-либо животное, а ребёнок, произносит глагол, который можно отнести к названному животному и прицепляет прищепку. Собака- Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается…
Кошка – мяукает, крадется, царапается, умывается…
«Я знаю три названия»
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
«Сказатели»
Перед детьми сюжетная картинка. Вместе с детьми составляем рассказ по картинке и из колец выкладываем предложения.
Игры с волчком
«Обманщики»
Взрослый проговаривает звуки в произвольной форме А — У— О — У —А—А — О. Дети когда слышат заданный звук «А» крутят волчок.
«Мотор»
Вместе с ребенком заводим «мотор» пока крутится волчок.
«Мелодия»
Пока крутится волчок, ребенок как можно больше придумывает слова на заданный звук.
(С- Сок,Сон,Сом,Сосна)
Игры с песочными часами
«Слог да слог — и будет слово»
Взрослый произносит слог,пока идут песочные часы дети придумывают как можно больше слов на заданный слог. Са—хар, са — ни.
«Кто в домике живет?».
Взрослый берет из стопки картинку, показывая ее детям. Пока идут песочные часы, дети придумывают как можно больше слов к данной картинке. Например : дом – большой высокий красивый кирпичный деревянный новый маленький расписной и т. д.
Игры с мячиком и резинками
«Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Взрослый проговаривает слова, ребенок делит слово на слоги с помощью мячика и резинок. (сколько слогов столько и раз обернуть резинку на мячик).
«Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Взрослый произносит односложное слово ребенок делит слово на слоги с помощью мячика и резинок. (сколько слогов столько и раз обернуть резинку на мячик сад, куст, нос, нож, стол. (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
«Раздели правильно»
Логопед говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.