Роза Гришкеева
Занятие с использованием схем-моделей в процессе обучения звуковому анализу
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование схем - моделей в процессе обучения звуковому анализу»
Цель: Учить различать на слух звуки ж – ш, закрепить умение определять местонахождение звука ж или ш в слове (начале, середине, в конце, закрепить умение делить слова на части – слоги, учить делать звуковой анализ слова.
Публикация «Занятие с использованием схем-моделей в процессе обучения звуковому анализу» размещена в разделах
Оборудование: схема- корзина, домики с окошками, ягоды, медвежонок, карточки картинки: шар, жук, шкаф, жираф, машина, кошка, ножницы, мороженое, еж, уж, ерш, игрушки из под киндера на каждого ребенка, ягодки конфеты, корзина.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята к нам на занятие сегодня пришел гость, а чтобы узнать кто это, нужно угадать загадку, слушайте внимательно!
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Кто это? (медведь)
К нам пришел не медведь, а его сынок, кто это?
Дети: Медвежонок
Воспитатель: Правильно ребята, а знаете, как его зовут?
Дети: нет
Воспитатель: Ребята, как мы можем ласково назвать медвежонка?
Дети: Мишка, Мишутка
Воспитатель: Ребята, в слове Мишка и медвежонок есть знакомые для нас звуки, какие это звуки? (произношу выделяя голосом звук Ш и Ж в данных словах словах).
Дети: Звук Ш и Ж
Воспитатель: Правильно ребята, ой смотрите, наш Мишка грустный, а давайте споем ему песенку змеи и жука.
(Воспитатель напоминает детям, что звук ш — это песня змеи, а ж — песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш — зигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, на звук ж — поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз — летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением).
Выходит к доске один ребенок и произносит звуки : ш. ш. ж. ш. ж. ж. ш. ж. ж. ш. ж. Предлагает тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.
Воспитатель: Ребята, нашему Мишке очень понравилось, как вы поете, но он грустный потому, что ему в лесном детском саду дали задание, с которыми он не может справиться, давайте ему поможем.
Дети: Давайте поможем Мишке.
Воспитатель: Ребята вот медвежонок дает мне конверт с заданиями, которое нужно выполнить. Слушайте внимательно задание № 1
Ребята, нужно расставить картинки в свои домики, если мы слышим звук в начале слова то мы поселим картинку в 1 окошко, если с середине то во 2 окошко, если в конце то в 3 окошко. (В корзине картинки со словами где слышится звук ш или ж в начале, середине или в конце. шар, жук, шкаф, жираф, машина кошка, ножницы, мороженое, еж, уж, ерш).
Дети: (ребята выходят по очереди к корзине с картинками и ставят в нужное окошко)
Воспитатель: Молодцы ребята! С первым заданием мы справились. А сейчас ребята давайте покажем медвежонку, как мы здесь с вами поживаем, вставайте рядом со своим столом.
Физкультминутка
- Как живешь?
- Вот так (показать большие пальчики).
- Как плывешь?
- Вот так (имитация плавания).
- Как бежишь?
- Вот так (указательные и средние пальцы бегут).
- Вдаль глядишь?
- Вот так (приставить к глазам пальцы биноклем).
- Ждешь обед?
- Вот так (подпереть щеку кулаком).
- Машешь в след?
- Вот так (помахать руками).
- Утром спишь?
- Вот так (обе руки под щеку).
- А молчишь?
- Вот так (указательным пальцем прикоснуться к губам).
А теперь тихо сели на свои места.
Воспитатель: Медвежонок теперь знает, как мы с вами поживаем и расскажет всем своим лесным друзьям, а еще медвежонок обещал своим друзьям собрать ягоды. Давайте, ребята поможем медвежонку собрать ягоды. Чтобы собрать ягоды нам нужно их расставить в корзины на свои места. А чтобы места в корзине открылись нам нужно разделить слово на слоги и на звуки. Ребята, а слово это нужно угадать, это и есть второе задание Мишки.
Достаю из конверта задание № 2
При помощи чего медвежонок хотел достать мед в мультфильме Винни пух?
Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами угадали слово, которое откроет нам места в корзине – это слово ШАР. Ребята, скажите сколько слогов в слове шар?
Дети: в слове ШАР один слог.
Воспитатель: Правильно! Ребята давайте определим сколько звуков? Послушайте (проговариваю слово ШАР, выделяя каждый звук) давайте скажем вместе ШАР, сколько звуков?
Дети: В слове шар три звука
Воспитатель: Давайте откроем в корзине 3 места (открыли). Какой 1 звук в слове ШАР? Давайте произнесем
Дети: Ш.
Воспитатель: Гласный или согласный?
Дети: звук Ш согласный.
Воспитатель: Мягкий или твердый звук?
Дети: Звук Ш твердый
Воспитатель: Какую ягоду поставим на 1 место?
Дети: Синию ягоду.
Воспитатель: Правильно, какой 2 звук?
Дети: Второй звук А
Воспитатель: гласный или согласный?
Дети: Гласный
Воспитатель: какую ягоду поставим на второе место?
Дети: красную ягоду.
Воспитатель: Какой третий звук?
Дети: Р
Воспитатель: гласный или согласный?
Дети: согласный
Воспитатель Мягкий или твердый звук?
Дети: твердый звук
Воспитатель Какую ягоду поставим на третье место?
Дети: Синию ягоду.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы справились с заданием, помогли медвежонку собрать ягоды для его друзей. Мишка нас очень благодарит за то, что мы ему помогли выполнить все задания, которые ему дали в лесном детском саду. Ребята, медвежонку уже пора домой и он спрашивает у нас который час? А мы ему не скажем, а покажем на наших часах. Ребята нужно найти слова, где количество слогов в словах одинаковое, и повернуть стрелки. (на часах картинки, дети называют картинки и определяют количество слогов, находят одинаковые слова по количеству слогов и передвигают стрелки) Медвежонок вас всех благодарит т. к. вы ему подсказали который час и помогли выполнить ему все задания он вам всем принес подарки из лесу это ягодки конфетки (раздаю). Медвежонок спасибо и до свидание, приходи к нам еще (прощается с ребятами и уходит).
Спасибо вам всем, занятие окончено!