Ирина Соколова
«Использование технологии проектирования в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.
Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в образовательной деятельности ДОУ.
Публикация «„Использование технологии проектирования в условиях ДОУ“» размещена в разделах
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность- это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.
В связи с введением ФГОС ДО заметно активизировался интерес педагогов к проектам, педагогическому проектированию и проектной деятельности дошкольников. Проектная технология позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с заявленными принципами ФГОС.
В ходе реализации проекта можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет
- значительно повысить самостоятельную активность детей,
- развить творческое мышление,
- развить умение детей самостоятельно, разными способами находить
информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти
знания для создания новых объектов действительности.
А так же делает образовательную систему ДОУ более открытой для активного участия родителей.
В нашем дошкольном учреждении педагогическим коллективом разработан долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья и Родина моя - дороже всех на свете у меня». Проект рассчитан на 5 лет, в нем задействованы дети с 3-х лет и старше. Основные разделы проекта : «Тепло родного дома», «Наш любимый детский сад», «Здравствуй, Павловск родной», «Красота вокруг нас», «Алтай - мой край».
Проект «Моя семья и Родина моя - дороже всех
на свете для меня».
Проблема
«Если народ теряет свои связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее». Мы всегда должны помнить об этом.
Из всех воспитательных направлений образовательного процесса, любовь к Родине, родному селу и своему народу является определяющей.
Решение проблемы воспитания патриотизма – на сегодняшний день является важной задачей. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Патриотизм – это любовь к Родине, малой Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства, начинает формироваться в дошкольном возрасте. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё! С ранних лет формируются представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными национальными, историко - культурными, географическими, природными особенностями.
Известно, что именно дошкольный возраст – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где живёт, детского сада. Очень важно, привить детям чувство любви к культурным и природным ценностям родного села, края, так как именно на этой основе воспитывается гражданский патриотизм. МБДОУ детский сад «Огонек» находится в красивом природном окружении среди ленточного бора на берегу пруда в слиянии рек Фунтовки и Касмалы, в месте со славной историей прошлого и нынешнего дня, в селе Павловск Павловского района Алтайского края. Что отражает специфику национально-культурных, климатических условий, приоритетное направление деятельности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в процессе ознакомления с Малой Родиной.
Цель:
Создание системы занятий с детьми дошкольного возраста на основе регионального компонента, по теме «Моя малая Родина».
Задачи:
1. Формировать у детей интерес и уважение к истории возникновения и развития родного села, к людям, их деятельности и культуре.
2. Развивать творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
3. Совершенствовать умение использовать информацию об исторических событиях на практике, моделировать имеющийся опыт в различных видах деятельности.
4. Способствовать обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
5. Воспитывать чувство гордости за сою «малую Родину», азы гражданственности и патриотизма.
Принципы работы
1. Принцип энциклопедичности – отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).
2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
3. Принцип индивидуальности – учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.
4. Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.
5. Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
6. Принцип целевой направленности – организация деятельности направленной на результат.
Формы работы
1. Экскурсии.
2. Целевые прогулки.
3. Беседы о родном городе.
4. Изучение специально литературы.
5. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.
6. Дидактические игры.
7. Сюжетно-ролевые игры.
Предварительный результат
1. Сформируется патриотическое и гражданское воспитание дошкольников.
2. Расширится кругозор, систематизируются знания детей о родном селе, крае, его истории и культуре.
3. Совершенствуются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
4. Выработаются навыки коммуникативного общения.
Классификация проекта
Название проекта «Моя семья и Родина моя - дороже всех на свете для меня».
Тип проекта Информационно практико-ориентированный
По содержанию Ребёнок и окружающий мир
Вид проекта Внутри детского сада
Продолжительность проекта Долгосрочный
Участники проекта Дети, педагоги, родители
Возраст детей 3 -7лет
Срок реализации проекта 5 лет
Этапы работы над проектом
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап
Целеполагание 1. Формулирует проблему (цель) и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
Разработка проекта 1. Помогает в решении задачи.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность. 1. Объединение детей в рабочие группы.
2. Распределение амплуа.
3 этап
Выполнение проекта 1. Практическая помощь (по необходимости).
2. Направляет и контролирует осуществление проекта. 1. Формирование
специфических знаний умений и навыков.
4 этап
Подведение итогов 1. Подготовка к презентации.
2. Презентация. 1. Готовят продукт деятельности к презентации.
2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.