Лариса Лизунова
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Публикация «„Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленной на укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «Здоровьесберегающие технологии»
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОУ, сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в жизни.
В нашем детском саду разработана программа «Здоровый малыш» - комплексная система воспитания дошкольника с нарушением зрения, здорового физически, разносторонне развитого с хорошим зрением.
В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза.
Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.
В результате педагогических исканий я взяла курс на новое, нестандартное построение учебного процесса, на дифференцированный подход в обучении и воспитании, сочетая фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы обучения детей на игровое моделирование учебного процесса, на проведение занятий интегрированным курсом, на внедрение новых программ и здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения детей.
В своей работе применяю технологии, разработанные В. Ф. Базарным, они не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления детей.
В его концепции имеются 5 основных моментов:
1 момент: построение занятий с детьми в режиме «зрительных горизонтов» и подвижных объектов, т. е. дидактический материал максимально удален от детей и находится в движении по отношению к ним, и наоборот, дети двигаются по отношению к материалу.
2 момент: проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения у детей.
3 момент: для тренировки мышц органов зрения, профилактики близорукости использовать методику простейших зрительно-координаторных тренажей, т. е. периодически дети выполняют упражнения, сопровождающиеся движением глаз и головы по четко запрограммированным траекториям (работа с сигнальными метками).
4 момент: все занятия. Независимо от раздела программы, проводятся в режиме «динамической позы», т. е. смены позы «сидя», «стоя», «лёжа».
5 момент: использование «экологического букваря» или экологического панно.
Творческое внедрение принципов здоровьеразвивающего обучения дают возможность создать целостную систему воспитания детей дошкольного возраста и внести следующие коррективы в существующий воспитательно-образовательный процесс.
• Создать систему обучения в режиме динамических поз, с периодической сменой поз «сидя», «стоя» на индивидуальных массажных ковриках(30*30).
• Увеличить занятия физической культурой: бег на ближние и дальние дистанции, подвижные игры, упражнения, танцы под музыку.
• Изменить традиционные режимы зрительной работы в условиях ближнего зрения на режим в основном дальнего и частично ближнего зрения.
• Проводить специальные занятия по увеличению резерва зрения на прогулке, ежедневно.
• Проводить упражнения по методике Аветисова Э. С.
• Проводить упражнения с сигнальными метками на занятиях и в любое свободное время.
• Работа по профилактике плоскостопие, нарушение осанки.
• Проводить досуги, соревнования, эстафеты, игры-путешествия, гибкий режим.
• Использовать зрительно-координаторные тренажеры.
• Увеличить зрительно-пространственную активность.
• Музотерапия.
• Алфавит телодвижений.
• Оздоровительные минутки, психогимнастика, релаксация.
• Точечный массаж, самомассаж.
• Дыхательная гимнастика.
• Пальчиковый игротренинг.
План мероприятий по здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим технологиям
1. Обеспечение здорового образа жизни :
• гибкий режим, щадящий режим;
• организация микроклимата и стиля жизни группы;
• занятия по валеологии «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»;
• зрительно-пространственная активность;
• увеличение двигательной активности.
2. Физические упражнения:
• прием на улице и утренняя гимнастика;
• подвижные, динамические и народные игры; дыхательная гимнастика;
• физкультурно-оздоровительные занятия;
• музотерапия;
• упражнения для развития осанки;
• профилактическая гимнастика, дыхательная, звуковая;
• прогулки на свежем воздухе;
• экскурсии;
• корригирующая гимнастика;
• точечный массаж, самомассаж;
• занятия по ритмике;
• бег на ближние дистанции;
• дозированная ходьба;
• алфавит телодвижений.
3. Гимнастические и водные процедуры:
• умывание, обширное умывание;
• обливание рук до плеч;
• обливание ног;
• промывание носика;
• полоскание горлышка;
• растирание варежкой;
• игры с водой;
• обеспечение чистой среды.
4. Свето-воздушные ванны:
• проветривание;
• сон при открытых фрамугах;
• обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
• прогулки на свежем воздухе.
5. Арома- и фитотерапия:
• фитоподушечки;
• ароматизация помещений;
• аромамедальоны;
• витаминотерапия.
6. Активный отдых:
• развлечения, праздники;
• игры-забавы;
• народные игры;
• спортивные эстафеты;
• спортивный досуг;
• каникулы.
7. Диетпитание:
• рациональное питание;
• фитонциды, лук, чеснок.
8. Свето- и цветотерапия:
• обеспечение светового режима;
• цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса.
9. Музотерапия:
• музыкальное сопровождение режимных моментов;
• музыкальное оформление фона занятий;
• музыкально-театральная деятельность;
• музотерапия и прием пищи.
10. Аутотренинг и психогимнастика:
• игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;
• игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;
• коррекция поведения;
• учебная гимнастика;
• психогимнастика, релаксация.
11. Спецзакаливание:
• босоножье, на занятиях в носочках;
• воздушные ванны;
• обширное умывание;
• дыхательная гимнастика;
• облегченная одежда в группе;
• солевые дорожки.
Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:
• физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»);
• соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»);
• психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»);
• нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реа-лизуется через все виды деятельности детей. Из опыта знаю, что решить задачи этого направления путем простой передачи знаний невозможно. Поэтому я сознательно отошла от назидательного обучения и используем проблемный и игровой методы.
Обязательным компонентом моей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут. Обязательно следует предусмотреть физкультпаузу со зрительной и пальчиковой гимнастикой.
При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной - организм включает в работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Упражнения данных видов гимнастики стимулируют способность к восприятию и переработке информации, улучшают функциональное состояние организма, повышают работоспособность.
Затраты времени на упражнения разных видов гимнастик измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.
Ухудшение физического, психического и соматического здоровья детей с нарушениями зрения ведет к ослаблению процесса развития ребенка. Быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей на занятиях. Особенно часто это происходит в осенне-зимний период, в условиях укороченного светового дня (пасмурные, туманные дни). Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира. Мышцы глаз все время находятся в напряжении. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики до занятий, во время занятий и в конце занятий - крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.
Выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребенок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием. Педагогу, воспитателю, который играет с ребенком желательно знать стихотворный текст наизусть.
Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны.
Особенное место в работе отвожу организации системы просветительской и методической работы с родителями. Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия без взаимодействия всех заинтересованных сторон. Мной была выстроена просветительская работа по пропаганде ценностей здорового образа жизни в семье. Таким образом, осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило мне установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.
Зрение – великая ценность, ухудшение его происходит незаметно и безболезненно. Педагоги и родители должны внимательно присматриваться к поведению детей и помнить, что основной задачей является профилактика и сохранение зрения у детей 4-7 лет.
Главный результат моей работы - это укрепление здоровья детей и подготовка воспитанников к новой социальной ступени – школьной жизни.