Приложение МААМ

Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста

Наталья Божедомова
Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по теме: «Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста»

К. Д. Ушинский говорил: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». «Если ребенок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит».

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему.

Публикация «Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

В начале года я провела диагностику по НПР, результаты показали, что на высоком уровне – никого; на среднем уровне – 5 человек; на низком уровне – 16 человек.

Из наблюдений за детьми по развитию речи, за последнее время увеличилось число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи. Я пришла к выводу, что необходимо больше внимания уделять именно развитию речи. Поэтому я поставила перед собой цель:

«Использовать «звучащие картинки» для активизации и развития речи детей»

«Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Картинка состоит из двух частей: основной (заготовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности).

Исходя из данных диагностики и решений поставленной цели, были сформулированы задачи:

1)Знакомить детей с устным народным творчеством, воспитывать эмоциональную отзывчивость;

2)Развивать речь, мелкую моторику рук;

3)Учить детей воспринимать произведения, понимать их содержание;

4)Расширять словарный запас детей;

5)Развивать память, внимание.

Поставив цель и задачи, я на первом этапе, стала изучать методическую литературу по данной теме. В своей работе я использовала опыт работы, данный опыт был апробирован в МДОУ №8 г. Мирный Архангельской области. Данный опыт соответствует требованиям ФГОС об интеграции образовательных областей.

Интегрируются: Коммуникация + Чтение художественной литературы;

Коммуникация + Художественное творчество;

Коммуникация + ФИЗО + Музыка.

Составила перспективный план НОД с детьми. Обогащала предметно – развивающую среду.

2 этап – основной, он строился по алгоритму последовательности.

• Знакомить детей с потешками.

В период адаптации, когда дети скучали по маме, дому, не способны были общаться с другими детьми и со мной, находились в угнетенном состоянии. Мне помогало установить первоначальный контакт с ребенком - потешка. Я наполняла потешками повседневную жизнь детей. В проведении режимных моментов вызывало у детей отрицательное отношение. Для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну с удовольствием, я использовала потешнки. Так, во время умывания использовала потешки «Водичка, водичка,» «Кран откройся!», «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды….». Такие дети как Олег, Злата, Маша, Глеб очень боялись воды и не хотели умываться. Но ритмичные слова потешки стали вызывать у детей радость и они с удовольствием стали подставлять руки под струю. Потешки помогли мне наладить контакт с Ульяной, Машей, Арсением, Ксюшей («Не плачь детка, прискачет к тебе белка, принесет орешки…»)

В процессе кормления, чтобы вызвать у детей желание есть, произносила: «Умница Лиза (Саша, Влада, Дима) ешь кашку сладенькую, вкусненькую, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги (Ваня К., Ваня П., Дима, Вероника, Аня). Таким детям я ласково пела песенки «Баю, баюшки, баю…», «Баю, бай, ты собаченька не лай…» Используя этот прием при укладывании, я заметила, что дети стали спокойнее быстрее засыпать, не тревожились во сне. Подъем также, приветствую пробуждению ласковыми словами «Потягуши, потягуня….»

Сложный процесс – одевание. Никто не умел и не любил одеваться сами. И вот для того, чтобы быстрее осваивались навыки, я использовала потешки «Маша варежку одела…», «Вот они – сапожки».

• Проговаривание потешки с педагогом.

Побуждала детейсреднего уровня (Лизу, Ульяну, Машу, Веронику, Таю) проговаривать потешки вместе со мной. Дети низкого уровня, либо повторяли последние слова (Тарас, Ксюша, Рада, Арсений, Матвей О.). Другие просто слушали и выражались эмоциями (Дима, Олег, Ариадна, Аня). Третьи не повторили и не выражали никаких эмоций (Матвей Х., Ваня К., Ваня П., Глеб, Злата).

• Чтение потешек в сочетании с движениями.

Затем чтение потешек стала сочетать с движениями (пальчиковые игры, которые выполняли, также не все дети. С Димой, Ариадной, Арсением, Матвеем О. проводились индивидуально. Это игры («Сорока – сорока»,«Этот пальчик – дедушка…», «Капусту режем, режем…», «Ладушки – ладушки…»). В игре «Ладушки» я использовала имена всех детей : «…маслом поливала, детям давала: Раде два, Саше два, Ване два.». При этом касалась руками каждого ребенка, такой эффект психологического «поглаживания» сближает и ребенок чувствует внимание к себе лично.

Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. С ними я работаю так: беру руки ребенка в свои, хлопаю ими в ладоши, в такт, развожу в стороны, поднимаю на голову ребенка (Матвей Х., Олег, Матвей О.). Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику рук, я учила их разнообразным выразительным движениям. Например, показать, как неуклюже ходит медведь, осторожно ходит котик, топает бычок и т. д.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети самостоятельно осуществляют перенос действий полюбившейся потешки - в игры, в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием пели колыбельные (Маша, Аня, Рада, Вероника, Ульяна). Во время кормления приговаривали: «Кушай Катя кашку…» (Лиза, Матвей О., Олег (жесты). Во время игры в парикмахерскую- Тая Злате говорит: «Тебе не больно? Я тебя причешу и вырастит коса до пояса».

• Запоминание потешек с помощью картинок.

Повседневную жизнь детей дополняла такими потешками, которые легко воспринимались детьми и могли воплотиться в «звучащей картинке». Картинка состоит из двух частей: основной и съемной. Дети дополняют картинку новыми элементами («Солнышко – лучиками», «тарелочки – оладушками»). Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности. Также при изготовлении элементов дети могут повторить потешку (песенку, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Картинка служит мощным стимулом для проговаривания. Сравнить это можно со знакомой ребенку иллюстрацией из книжки, глядя на которую он озвучивает (или пытается озвучить) ее содержание. Нельзя не отметить и эмоционально – творческий компонент изготовления «звучащей картинки». Добавляя на картинку ту или иную деталь испытывает, чувство удовлетворения оттого, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом. Благодаря максимальной включенности детей в работу по создании «звучащей картинки», показ картинки, на последнем этапе деятельности, производит эффект загоревшейся лампочки: зрительный образ – сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста.

Таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.

Исходя из данной работы, я провела диагностику по НПР на конец года, результаты показали, что на высоком уровне - 5 человек;на среднем уровне – 9 человек; на низком уровне – 7 человек.

ПЕРСПЕКТИВА.

1)Обогащение предметно – развивающей среды;

2)Создание информационного стенда для родителей по теме «Развитие речи детей с помощью «звучащей картинки».

3)Проведение индивидуальных консультаций с родителями.

Публикации по теме:

Анализ проведенной работы по развитию речи в первой младшей группе Анализ проведенной работы по развитию речи в первой младшей группе Психологи убедительно показали, что все психические процессы у ребенка.

Логопед в школе… Логопед в школе: Нарушения звукопроизношения очень ярко проявляют себя в дошкольном возрасте. Именно поэтому люди, далекие от педагогики,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 21:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Божедомова (УИ 89881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД