Ольга Козедубова
Познавательное занятие в подготовительной группе «Историческое прошлое Донского края: история заселения, жизнь, быт казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие в подготовительной группе
на тему: «Историческое прошлое Донского края, история заселения,
жизнь, быт казаков»
Автор: музыкальный руководитель - Дьяконова Наталья Ивановна
Цели и задачи:
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому.
Публикация «Познавательное занятие в подготовительной группе „Историческое прошлое Донского края: история заселения, жизнь, быт казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью донских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. Прививать любовь к казачьим играм, песням, танцам.
Материалы:
Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением жилья на Дону, карта Ростовской области, колесо. Записи казачьей музыки, песен.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Дону», альбома с открытками, знакомство детей с особенностями повседневной жизни и труда казаков. Прослушивание казачьих песен, разучивание казачьих игр, танцев.
Ход занятия:
Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.
Педагог предлагает сесть.
Муз рук. Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Муз рук. А кто еще поет казачьи песни?
Дети: Народ.
Муз. рук.
Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо - колесо истории народа. Если я его поверну вправо - время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Донской земли, 200 лет назад.
Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» - означает «вольный человек».
Так называли свободных людей, которые прибыли на донскую землю охранять границы от неприятелей, и были на службе у царицы Екатерины II.
Муз. рук. Самые первые казаки это были люди беглые,
порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II. Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу и для охраны границ.
Муз. рук. Кто возглавил казачье войско?
Дети: Атаман.
Звучит казачья песня про Атамана.
(В записи).
Муз рук. Атаман сказал казакам?
«Здесь границу держать, Защищать от врагов.
И пшеницу сажать, И растить казаков».
Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Они начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Муз рук. Чем покрывали крышу?
Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.
Муз. рук. Правильно, они строили из местных природных
материалов, которых было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво
(показ иллюстраций).
Так и стали казаки жить на донской земле. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети: Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель: Какое занятие для казаков было самым главным?
Дети: Они охраняли Россию от врагов.
Муз рук. Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем
в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону.
Перетянувшие выигрывают.
Муз рук. У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.
Дети:
А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?
Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.
Муз рук.
Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Звучит веселая казачья песня (в записи)
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?
Дети: Хаты казаков огораживались плетнем.
Его делали из камыша или из прутьев.
Муз рук. Что находилось в каждом дворе?
Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец.
Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.
Муз. рук. Казаки очень много строили. Хаты свои казаки называли
курени. Со временем этим, словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор сохранили свои названия. Наша станица носит название?
Дети. Николаевская.
Муз рук. И в нашей станице живут дружные, сильные, смелые и
весёлые казаки, которые хорошо умеют трудиться, отдыхать и веселиться.
Казачки приглашайте наших казачек на
веселый казачий перепляс.
Танец «Кадриль».
Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились познать историю своего народа.