Наталья Дмитриева
«Я — молодец!» Творческие тетради по развитию связной речи у детей с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию практический опыт по созданию и использованию в работе с детьми творческих тетрадей.
Сейчас книгоиздательская отрасль выпускает множество разнообразных рабочих тетрадей для развития детей. И все мы часто используем их в своей работе: удобно, есть возможность индивидуально работать каждому ребенку, есть возможность контролировать успехи и неудачи детей, НО.
Публикация «„Я — молодец!“ Творческие тетради по развитию связной речи у детей с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Но не всегда нас устраивает содержание заданий в тетради, не всегда есть возможность приобрести их на каждого ребенка, вот я и решила создать собственные творческие тетради для детей.
Создание творческой тетради и работа в ней преследует несколько задач:
1. Развитие связной речи через пересказывание знакомых сказок и заучивание стихотворений;
2. Развитие зритель- образной памяти и логического мышления через расшифровку мнемотаблиц;
3. Развитие творческих способностей ребенка через создание рисунков или аппликаций к сказкам и стихам;
4. Развитие чувства уверенности в себе через рассказывание сказок или стихов родителям, воспитателям, сверстникам;
5. Укрепление доверительных отношений между родителями и детьми;
Работу в таких тетрадях я веду не со всеми детьми. В первую очередь я предлагаю это детям нерешительным и неуверенным в себе. Естественно, работа в этой тетради дело добровольное - и здесь важно согласие, как ребенка, так и родителей.
Работа в творческой тетради - это совместная работа ребенка, родителей, воспитателя!
Что же представляет из себя мои творческие тетради?
Это обычный альбом для рисования, куда я вклеиваю свои задания, а дети вместе с родителями помещают свои рисунки и работают над листом достижений. Я придумала две тетради. Первая называется - " Расскажи сказку", вторая - " Расскажи стихотворение"
Остановлюсь более подробно:
" Расскажи сказку" - творческая тетрадь
На первой странице помещаются рисунки или фотографии авторов данной творческой тетради.
На следующей страничке помещается рисунок " Пирамидки Достижений" с не закрашенными колечками, по мере выполнения заданий ребенок закрашивает колечки, пока не достигнет ее " сияющей " вершины.
Следующая страничка пустая. Она предназначена для комментариев и рекомендаций воспитателя.
На развороте следующих страниц помещается лист с заданием и чистый лист для творческой работы ребенка.
Лист с заданием состоит из текста сказки и мнемомотаблицы по ее пересказу
На свободной страничке ребенок выполняет свою творческую работу
Памятка для родителей по работе в творческой тетради
- Прочитайте ребенку сказку;
-Обсудите с ним ее содержание;
- Рассмотрите мнемотаблицу;
-Обсудите с ребенком значение опорных сигналов таблицы;
- Совместно с ребенком перескажите сказку, опираясь на таблицу;
- Обсудите, какую картинку вы нарисуете к этой сказке;
- Выполнение творческой работы;
- Пересказ сказки ребенком;
Когда ребенок приходит в детский сад, он приносит свою тетрадь и в свободное время рассказывает сказку воспитателю. Если рассказ удался, воспитатель разрешает ребенку закрасить колечко от пирамидки на страничке со сказкой.
А потом просит ребенка рассказать и показать свой рисунок друзьям или другу. Если ребенок справляется с поставленной задачей, он закрашивает колечко на " Пирамидке достижений".
Таким же образом происходит работа с дальнейшими заданиями.
Количество колечек на пирамидке должно соответствовать числу заданий
в творческой тетради. У меня их десять.
Сказки, используемые в творческой тетради:
Сказка " Маша и медведь" - работа в тетради Т. Сони
Сказка " Теремок" - работа в тетради В. Андрея
Сказка " Аленушка и лиса" - работа в тетради К. Антона
Сказка " Рукавичка" - работа Павлик С.
Выбор сказок остается за вами. Естественно нужно учитывать возраст ребенка и подходящий для пересказа объем. Мнемотаблицы к сказкам можно придумать самим, а можно воспользоваться литературными источниками по данной теме.
Итог работы
- Торжественное закрашивание верхушки "Пирамидки Достижений" золотистой или серебристой краской;
- Вручение медали - " Я- МОЛОДЕЦ!";
- Выставка творческих тетрадей " Я - МОЛОДЕЦ!"
- Творческая тетрадь ребенка помещается в книжный уголок и все
ребята могут ее использовать, рассказывая сказки друг другу, естественно, лидер в этом автор тетради!
Вторая творческая тетрадь - " Расскажи стихотворение"
Схема работы с ней остается такой же как и в первой тетради. Только
в качестве фиксатора достижений служит - " Королева Гусеничка"
(медленно, но верно движется к своей короне)
Рассказывая стихотворение воспитателю и друзьям ребенок соответственно закрашивает кружочек на рабочей страничке и на
" Королеве Гусеничке".
Количество кружочков на " Королеве Гусеничке" соответствует количеству стихов в творческой тетради.
Мнемотаблицы к стихам придумывала сама.
Перечень стихов, используемых в творческой тетради:
1. " Зайчишка - трусишка" - русская народная песенка;
2." ЩИ- талочка" - автор М. Бородицкая;
3." Белый дождь" - автор В. Степанов;
4. " Ели" - автор И. Токмакова;
5." Где пальчик?" - автор И. Саконская;
6. " Жил был зайчик" - автор В. Хорол;
7. " Подснежник" - автор В. Шумилин;
8. " Синички" - автор Б. Поляков;
9. " Жук" - автор А. Барто;
10. " Солнышко" - автор Г. Бойко;
Вот примеры детских работ в творческой тетради:
Стихотворение " Зайчишка - трусишка" - работа Павлика С.
Стихотворение " Подснежник" - работа Сони Т.
Стихотворение " Щи - талочка" -работа Андрея В.
Стихотворение " Белый дождь" - работа К. Антона;
Вот такие получились тетради.
Несколько советов в заключении:
- задание в тетрадь воспитатель вклеивает постепенно, чтобы не погасит интерес!
- работа в тетради ведется в течение всего учебного года;
- на итоговом родительском собрании обязательно поощрить работу родителей (мы вручали грамоты и книги с детскими сказками и стихами);
Главный итог работы - АВТОР РАССКАЗЫВАЕТ СВОИМ СВЕРСТНИКАМ СТИХИ И СКАЗКИ!
Надеюсь, мои тетрадки пригодятся и вам. Желаю удачи!