Папки-передвижки

«К казакам на Машине времени»

Светлана Белокопытская
«К казакам на Машине времени»

Цель: уточнение и расширение представлений о жизни казаков.

Программное содержание:

Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания детей о жизни казаков, традициях, быте, одежде, ремеслах. Формировать чувство ответственности за сохранение истории родного края

Развивающие: способствовать развитию личности ребенка путем духовности и нравственности, развивать познавательную активность, умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, свою малую родину.

Публикация «„К казакам на Машине времени“» размещена в разделах

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ПК, «Машина времени», презентация, 4 корзинки, 4 русских платка, утюг, фартук, выставка изделий ткацкого ремесла (рушники, подзоры, сверток «Казачьи законы», атрибуты к дидактическим играм: плошка, чугун, ухват; картинки с изображениями элементов мужского костюма угощения, запись «Кубанского хора», карточки с цифрами 1,2,3, сундучок.

Участники: мальчик и девочка в Кубанских костюмах, бабушка Маруся.

Предварительная работа: совместное изготовление с детьми «Машины времени»; цикл занятий, посвященных ознакомлению с жизнью и бытом казаков, рассматривание предметов казачьей утвари, посещение казачьего музея.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, как называется наша большая необъятная страна, наша большая родина?

(Слайд 1)

Воспитатель:

-РОДИНА, РОССИЯ - эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к своему краю, к его истории.

-А как же называется наш край, наша малая родина?

(Ответы детей)

Воспитатель:

Чего только не испытала земля Кубани! Ее жгли огнем, топтали копытами боевых коней и гусеницами тяжелых танков. А люди, жившие до нас, сделали все для того, чтобы наш край был таким чудесным, красивым и богатым, каким он и является сейчас.

(Слайд 2)

(Слайд 3)

Выступление ребенка:

Кубань - земля такая: лишь первый луч скользнет-

И поле оживает, и гром земной плывет,

И землю плуг срезает как масло круглый год

Здесь что-то засевают и что-то убирают

И что-нибудь цветет.

Мы с вами уже немало знаем о своей малой родине, и сегодня я вам предлагаю совершить увлекательное путешествие во времена казаков.

Но прежде, скажите, а кто такие - казаки?

(Ответы детей)

Правильно. Поможет нам в путешествии волшебная машина - на ней мы будем перемещаться в прошлое. Что ж, я приглашаю вас занять свои места. Мы отправляемся!

(Дети размещаются вокруг «машины», звучит музыка.)

- Мы с вами попали на «Желтую поляну», давайте выйдем и посмотрим, что на ней?

(на поляне находится корзина, накрытая русским платком)

Дети поднимают платок и видят там предмет казачьего быта – утюг.

(Слайд 4)

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята, о чем на этой полянке мы будем говорить?

(Ответы детей)

- Нас приглашают посетить жилище казака.

(Слайд 5,6)

Вопросы воспитателя:

(Слайды 7,8,9,10)

- Из чего казаки строили свои хаты?

- Что находилось в центральном месте казачьей хаты?

- Чем казаки украшали свои жилища?

-Где готовили себе пищу?

- А что обычно казаки готовили в печи?

- А теперь поиграем в игру «Назови правильно»

(Воспитатель показывает детям предметы казачьего быта : плошку, чугунок, ухват, а дети дают правильное им название.

- Ну что ж, в казачьей хате мы побывали, и я приглашаю вас отправиться дальше.

(Ребята становятся к «Машине времени» и под музыку «перемещаются» дальше.)

Воспитатель:

- Мы оказались на «Сиреневой полянке» и здесь новая корзинка с сюрпризом. Он подскажет вам тему нашего разговора на этой полянке. (Достают элемент казачьего костюма - фартук)

Кто догадался, о чем мы будет говорить?

(Ответы детей)

Правильно, об одежде казаков.

(Слайд 11)

Воспитатель:

- как вы думаете, отличалась ли одежда казаков от современной одежды, которую носим мы сейчас?

(Ответы детей)

- Конечно, старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками.

(Входят девочка и мальчик в Кубанских костюмах, вперед выходит мальчик)

- давайте посмотрим, из чего же состоял мужской кубанский костюм?

(ответы детей сопровождаются показом слайдов 12,13.14)

Проводится дидактическая игра «Оденем казака»

(Из предложенных детям картинок с изображениями различных элементов одежды выбрать элементы мужского казачьего костюма)

(Мальчик под музыку проходит, демонстрируя мужской костюм.

Вперед выходит девочка - казачка)

Воспитатель:

-А что же надевали женщины-казачки?

(Слайд 15)

-Что делали женщины, что бы их юбки были пышнее?

-Как вы думаете, почему в разговорной речи костюм женщины назывался «парочка»?

(ответы детей)

Женский костюм - это целый мир. По нему определяли: замужняя женщина или девушка, какого она рода, и, даже, сколько у женщины детей.

(Девочка демонстрирует костюм казачки).

(Слайд 16)

Выступление ребенка:

На хуторе нашем вишневом

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те степовые цветочки,

Как щедрого лета молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

-А мы отправляемся дальше. Занимайте места.

(Звучит музыка)

Ребята, выходите, нас встречает «Зеленая поляна» и очередной сюрприз.

(На поляне находится корзинка с ткацким изделием – рушником)

Воспитатель:

Посмотрите на этот предмет и скажите, о чем мы поговорим на зеленой полянке?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Верно, на этой поляне мы будем говорить о ткацком ремесле Кубанских казаков.

Входит Бабушка Маруся.

Бабушка Маруся:

Здравствуйте, внучата, много вы знаете о жизни казаков, а знаете ли, что это такое?

(показывает на прялку)

(слайд 17)

(ответы детей)

Правильно, это прялка.

Уже в 7-9 лет девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, рубахи. Неумением ткать считалось большим недостатком у женщин. Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, бочки для отбеливания холста.

- А теперь приглашаю вас на небольшую выставку.

(Слайд 18)

Дети идут к выставке, рассматривают рушники, подзоры.

-Вы знаете, как называются эти изделия?

(ответы детей)

(Дети рассматривают кубанские изделия, обсуждают)

Бабушка Маруся:

- Где сейчас можно увидеть такие изделия?

- А как вы думаете, нужно ли нам это все сохранить? Зачем?

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Очень интересная получилась экскурсия, спасибо нашей гостье, а сейчас, прежде, чем мы отправимся дальше, я предлагаю вам поиграть в шуточную игру «Выбери, что нужно» и попробую вас запутать.

(Всем детям раздаются карточки с цифрами 1, 2, 3. Из предложенных вариантов, им нужно поднять цифру, обозначающую правильный ответ.)

Воспитатель:

Итак, подзор - это 1- зоркий глаз

2- изделие из домотканного полотна с вышивкой

3- подзорная труба

(дети поднимают правильную цифру)

Чирики – это 1- деньги кубанских казаков

2- название детских игрушек маленьких казачат

3- туфли-галоши, которые надевались поверх

носков

Парочка – это 1- женский костюм, состоящий из юбки и кофточки

2- пара туфель

3- влюбленные казак и казачка.

Молодцы, все дали верные ответы на мои шуточные вопросы, и теперь мы

отправляемся дальше.

(размещаются у «Машины времени»)

- Мы оказались на «Красной поляне». Подсказка находится в корзинке, посмотрим… Это - казачьи законы, мы, ребята оказались на очень важной поляне.

(Слайд 19)

Как вы думаете, что это за законы такие?

(Ответы детей)

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает этих законов.

-Какие главные из этих законов мы с вами знаем?

(ответы детей)

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

3. Почитание гостя.

- Как вы понимаете каждый из этих законов, что они означают для казаков?

- Как мы сегодня соблюдаем эти законы?

Воспитатель:

- Ну что же, я надеюсь, что мы с вами являемся, и будем являться достойными продолжателями предков, и наши потомки будут нами гордиться.

А наше историческое путешествие подходит к завершению, и мы будем возвращаться домой.

(Дети «возвращаются»)

Воспитатель:

-Вам понравилось путешествие?

А у меня есть маленький сундучок секретов, который хранит много больших тайн и много всего интересного. Мы с вами сейчас тоже ему расскажем то, где побывали, что увидели, узнали.

(Дети становятся вокруг сундучка и рассказывают о своих впечатлениях)

- Где мы были?

- О чем мы говорили на зеленой

красной

желтой

сиреневой полянках?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что нового сегодня вы узнали во время путешествия?

- Как вы думаете, нужно ли нам знать и хранить свою историю, историю народа, края?

- Ну, что ж, мы много знали, и многое узнали, а наш сундучок поможет нам эти знания сохранить.

А сейчас всех ждет угощение - вареники с картошкой.

(Слайд 20)

Звучат песни «Кубанского казачьего хора», дети угощаются и продолжают обмениваться впечатлениями о путешествии.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-moja_j46m6.pptx | 2977,72 Кб
 
Публикации по теме:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников. Оформление мини-музея кубанского быта в детском садуПатриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников. Оформление мини-музея кубанского быта в детском саду С целью патриотического и духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду был оформлен мини-музей кубанского быта. Экспонаты для музея.

Консультация «Как знакомить дошкольников с историей и традициями казачества на Кубани» Организационно-методическая работа с педагогами по программе: «казачьему роду нет переводу» Консультация : «Как знакомить дошкольников с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«К казакам на Машине времени»
Опубликовано: 21 сентября 2014 в 18:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД