ХОМЕНКО МАРИЯ
Консультация для родителей «Как сохранить психологическое здоровье дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как сохранить психологическое здоровье дошкольника»
Что же такое психологическое здоровье? Это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и деятельности.
Психическое здоровье характеризуется психологическим и социальным благополучием, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
Публикация «Консультация для родителей „Как сохранить психологическое здоровье дошкольника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Критериями психологического здоровья являются:
состояние душевного комфорта ребенка, его психическое развитие;
приемлемое социальное поведение;
умение понимать не только окружающих, но и себя;
реализация потенциала в различных видах деятельности;
умение выбирать и быть ответственным за свой выбор.
Рассмотрим факторы, оказывают влияние на психологическое здоровье ребенка:
• социально-культурный
1. Ускорением темпа современной жизни
2. Дефицит времени
3. Чрезмерная загруженность родителей
4. Невротизация
Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
• социально-экономический
1. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия
2. Занятость родителей
3. Ранний выход матери на работу и помещение ребенка в сад
При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций.
• социально- психологический
1. Дисгармония семейных отношений
2. Дисгармония семейного воспитания
3. Нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Все выше перечисленные факторы веду к возникновению психологических проблем.
• неправильные типы воспитания
1. Дисгармония семейных отношений
2. Дисгармония семейного воспитания
3. Нарушения в сфере детско-родительских отношений.
• негативные тенденции личностного развития
1. Демостративность
2. Агрессивность
3. Тревожность.
• нарушение нервно – психического здоровья
1. СДВГ
2. Астенический синдром
3. Фобии
В период дошкольного детства формируется база здоровья малыша, фиксируется интенсивность развития и роста, закладываются осанка и типовые движения. Эти дни отведены на приобретение базовых физических качеств, становление привычек и обучение навыкам, а также выработке черт характера, способствующих ведению здорового образа жизни.
Первоочередной для взрослых должна стать задача, связанная с формированием и поддержанием интереса к оздоровлению. Нельзя недооценивать благотворное влияние личного примера. Недаром именно за родителями закреплено закладывание основ не только интеллектуального и нравственного, но и физического развития ребенка, а сами родители удостоились звания первых педагогов, что отражено в п. 1 ст. 18 Закона РФ.
Дети должны расти в дружелюбной и спокойной психологической атмосфере. Взаимопонимание и согласие рассматриваются в качестве основных аспектов взаимоотношений. Звучащая в присутствии малыша ругань чревата появлением невроза. В некоторых случаях наблюдается усугубление имеющихся нарушений нервной системы. Подобные проявления способствуют ухудшению защитных возможностей организма ребенка. В качестве лекарства, ориентированного на предотвращение пагубных последствий, прописано хорошее настроение и позитивное мышление. Украшающая лицо взрослого улыбка учит ребенка радоваться, в то время как нахмуренный лоб и раздражительность вызывают у крохи чувства разочарования и вины.
Родителям не следует забывать о том, что детство является особенным периодом. Важно учесть, что осуществляемая дошкольниками деятельность ограничена игровыми процессами. Отсутствие в жизни ребенка познавательных и развивающих игр отбирает у малыша детство.
Нанесенная в дошкольном возрасте травма аукнется как на этапе взросления, так и по его окончании. Недоигравшие в детстве дошкольники впоследствии могут испытывать проблемы с адаптацией в обществе, ощущать собственную неполноценность и демонстрировать неумелость в сфере выражения чувств.
Устранение нежелательных факторов воздействия — первый шаг, направленный на защиту детского организма. Второй предполагает создание условий, благоприятно отражающихся на повышении работоспособности и укреплении защитных сил. Благодаря правильно организованному режиму дня удается достичь оптимального сочетания периодов сна и бодрствования, предполагающих удовлетворение пищевых, двигательных и иных потребностей. Соблюдение режима приучает детей к дисциплине, настраивает их на определенный ритм и облегчает процесс овладения полезными навыками.
Окружающие дошкольника родственники и близкие должны осознавать важность проведенного с ребенком времени. В такие минуты можно развлечь малыша рассказами о запомнившихся моментах собственного детства, одержанных в тот период победах и постигших разочарованиях. Дошкольник должен иметь возможность высказаться. В ходе информативной для обеих сторон беседы можно дать ребенку несколько полезных советов и объяснить, по какой причине следует поступать именно так, а не иначе.
Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами «пожалуйста», «будь добр». Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.
На дошкольный возраст приходится весомая доля детей, страдающих от разнообразных психологических заболеваний. Нуждающиеся в психопрофилактике дошкольники испытывают потребность в налаживании отношений с родителями. Взрослые должны стремиться понять ребенка, уметь заглянуть в его внутренний мир, знать о его переживаниях и проблемах.
Растущие в честности и терпимости дети учатся понимать других. Ненависть и замкнутость — вполне ожидаемые следствия постоянной критики и периодического высмеивания. Окружающие ребенка упреки и вражда — причины роста чувства вины и склонности к агрессии. Атмосфера понимания и дружелюбия побуждает малыша к поиску проявлений любви в окружающем мире. Родителям следует помнить о том, что истоки веры в людей кроются в безопасности ребенка, умение ценить себя произрастает из оказанной в детстве поддержки, а благородство является следствием достаточного количества полученных в дошкольные годы похвал.
И в заключении хотелось бы дать родителям несколько рекомендаций, помогающих сохранить психическое здоровье ребенка:
1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим.
2. Контролируйте свое поведение. Не выплескивайте переполняющие вас обиды и злость на ни в чем не повинного ребенка.
3. Ребенок не должны присутствовать при скандалах и разбирательствах.
4. Активно выслушивайте его переживания и потребности.
5. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним.
6. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
7. Помогайте, когда просит.
8. Поддерживайте успехи.
9. Делитесь своими чувствами.
10. Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности. Совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
11. Шутки и веселье рождают сердечность. Спойте вместе детскую песенку, проговорите с ним детские считалки, постройте вместе домик из песка или конструктора, почитайте книжки. Послушайте диски с записями детских произведений. Посмотрите вместе с ребенком добрый фильм.
12. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку.
13. Делайте все то, что способствует созданию у ребенка позитивных эмоций, интереса.
И тогда психологическому здоровью вашего ребенка ничего не будет угрожать!