деобальд ирина
Консультация для воспитателей «Как воспитать патриота»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Как воспитать патриота».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как воспитать патриота“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране».
Владимир Владимирович Путин.
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда занимало значимое место в социальном заказе, что отражено в требованиях стандарта дошкольного образования.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя формирование ответственного отношения и любви к близким людям, к детскому саду, к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Детство наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
4. Работа с социумом.
Методическое сопровождение.
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности :
- в здании оборудован стенд: «Я и Россия», в старших группах оформлены уголки «символики»;
- в группах: педагоги подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», и др.
- изготовили дидактические папки, лепбуки: «Моя станица», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России»,
- оформили сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Работа с детьми.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагогов:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор ведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и край в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика.
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.
- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:
1). В детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, и др,
- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,
- создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисовали на темы: «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего» и др.
- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,
- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,
- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, Детей ВОВ, — на познавательные занятия,
- при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, так как они со всеми, относящими к ним обрядами, познания народной мудрости, души, традиции и уклада жизни нашего народа.
Осенью мы отправляемся на праздник Покрова, ярмарку; зимой – Новый год, Рождество, Масленица; а весна нас встречает – Благовещеньем, Вербным воскресеньем, Пасхой, Троицей.
государственные праздники – День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День Космонавтики.
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей, День пожилого человека.
Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, конкурсах, акциях.
В нашем детском саду организована кружковая деятельность, которая тесно связана с патриотическим воспитанием. Такие кружки, как:
- Танцевально-спортивная студия. Танец один из наиболее распространённых видов творчества, который связан с историей русского народа и является неотъемлемой частью фольклорного наследия. Главная задача изучения танцев - привить любовь и подлинный интерес к культуре. Занятия формируют необходимые технические данные, прививают исполнителям уважительное отношение к национальным традициям, чувство любви преданности к Родине, что в совокупности является источником высокой культуры.
- Театральный кружок «Теремок». Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.
В октябре 2015 г воспитанники средней группы детского сада были посвящены в казачата, в Казачью группу. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Ни один православный праздник у нас не проходит без приглашения духовенства отец Пётр, рассказывающий детям о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
2). Экскурсионные маршруты: в музей ст. Григорополисской, детскую библиотеку, в Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми старших и подготовительной групп ходим к памятнику, вечному огню, чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.
Приглашаем в детский сад ветеранов, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях - вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Мы решили включить родителей и детей в общее дело (участие в мероприятиях, играх, проектах, конкурсах). Применяли метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме «Моя родословная», «Герб семьи» и др.
Совет женщин.
В 2019 году в нашем детском саду был создан Совет женщин, который содействует повышению роли женщин в управлении жизни дошкольников, участвует в воспитании становления будущего поколения.
Исходя из народных традиций, обычаев и образов жизни, высокой гражданской и социальной активности, инициирует работу по патриотическому воспитанию,
активно ведёт работу с многодетными, неполными, малообеспеченными семьями наших воспитанников.
Социум.
Одной из самых необходимых форм в работе по патриотическому воспитанию дошкольников, безусловно, является развитие социального партнёрства детского сада с организациями. Мы осуществляем тесное взаимодействие с:
- домами культуры станицы,
- школами № 18, 2,
- ОГИБДД и пожарной частью г. Новоалександровска
Это позволяет обеспечить планомерную работу по ознакомлению детей с трудом взрослых этих профессий.
И закончить своё выступление хочется отрывком из стихотворения
Константина Михайловича Симонова:
«. Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину - такую,
Какой её ты в детстве увидал…»