Приложение МААМ

«Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения»

Татьяна Субботина
«Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения»
▼ Скачать + Заказать документы

Теория решения изобретательских задач зарекомендовала себя в изодеятельности, математике, эстетическом и экономическом воспитании. Теперь появилась возможность апробации её методов применительно к эмоциональной сфере.

Наработанные годами приёмы и методы ТРИЗ могут с успехом использоваться в развитии у детей не только изобретательности, смекалки, творческого воображения, но и в становлении личности, как таковой. Решение изобретательских задач вместо поисков вслепую строится на системе логических операций.

Публикация «„Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения“» размещена в разделах

Цель ТРИЗ : не просто развить фантазию детей (с этим у них всё в порядке, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Проанализировав известные методы ТИРЗ пришли к выводу, что последовательность их в работе должна выглядеть следующим образом:

Метод нахождения противоречий;

«Мозговой штурм» :

• Морфологический анализ

Метод фокальных объектов;

Метод синектики

Первым этапом в работе с детьми мы предлагаем знакомство детей с противоречиями, основываясь на алгоритмах ТРИЗ. Здесь можно использовать игры «Хорошо-плохо», «Чёрное -белое», «Вперёд-назад». Постоянно открывая перед детьми тайну двойного можно научить их видеть и находить противоречия в предлагаемых эмоциональных состояниях. Чтобы дети были активны на таких занятиях необходимо соблюдение следующих условий:

Эмоциональный настрой на занятие, преобладание положительных эмоций, т. к отрицательные эмоции затормаживают мышление, мысль начинает работать медленно и безуспешно, в спокойной обстановке быстро решаются сложные задачи.

Задачи должны формулироваться таким образом, чтобы заставить ребёнка активно включиться в познавательную деятельность, у него возникла потребность в анализе, синтезе;

Поставить ребёнка в положение первооткрывателя, исследователя посильных для него проблем.

Начало мысли, начала интеллекта там, где ребёнок видит противоречия, «тайну двойного». Анализируя эмоциональное состояние с точки зрения противоречий ребёнок выбирает лучший для него вариант, как правило выбирается всё «положительное» и отметается всё «отрицательное»

От противоречий нельзя уйти, их надо разрешить.

Для этой цели нами использовался «Метод мозгового штурма», т. к. он максимально подходит для того, чтобы преодолеть психологическую инерцию. Работу необходимо строить таким образом: найдя противоречие в эмоциональном состоянии, необходимо обратиться к литературным героям т. к это приводит к потребности в разрешении противоречий о освобождении от негативных эмоций. Примером тому могут быть занятия «Придумать новую корону для злой королевы», «Помоги бабе Яге победить зло». Особенностью является то, что дети по ходу обсуждения могут корректировать высказанные идеи, анализировать их (с точки зрения «хорошо-плохо»). Рекомендации родителям не подсказывать детям весь ход решения а дать постепенно, по мере надобности лишь небольшие подсказки, с тем, чтобы основную часть работы выполняли сами дети. Только так можно формировать и развивать самостоятельное мышление при преобразовании эмоциональных состояний, дать возможность ребёнку самому найти пути освобождения от негативных состояний.

Метод фокальных объектов доступен для понимания детьми задачи. Его суть: признаки нескольких, случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемое эмоциональное состояние (объект, находящийся в фокусе) В результате получаются необычные сочетания. Согласно правилам работы «хрупкая», «бьющаяся», «прозрачная» злость, наделённая качествами стекла и «умная», «открытая», «застенчивая», наделённая качествами девочки оказалась не таким уж и страшным эмоциональным проявлением. Метод фокальных объектов помогает детям преобразовывать отрицательные эмоции, видоизменяя их и «награждая» новыми качествами.

Механизм мыслительного процесса заключался в следующем: в процессе мышления объект (эмоция) включалась во всё новые связи и выступала во всё новых свойствах и качествах, которые зафиксировались в новых понятиях («умная злость», «хрупкая злость») Из объекта, таким образом, вычерпывается всё новое содержание, в нём выявляются всё новые свойства.

На психологическом уровне произошла оценка негативного состояния, принято решение о необходимости коррекции данного эмоционального проявления. Этот метод позволил оживить все основные направления развития ребёнка (познавательные, эмоциональные, волевые, раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии, а в работе перейти к следующему методу – синектике.

Наиболее подходящими для работы были выделены:

• Прямая аналогия,

• Фантастическая;

• Личная (эмпатия).

Работа с аналогиями по цвету оказалась наиболее доступной. С цветом работали и ранее, ассоциируя своё эмоциональное состояние. Радость удовольствие, восторг сочетаются в представлении детей с яркими и светлыми тонами - мак, солнце; грусть, печаль – цвет дождя, тучи; покой – цвет луга, леса, а злость ассоциируется с чёрным цветом – чёрная кошка, грязь. Работая с аналогией пот форме (аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду отмечено, что у каждого ребёнка свое видение рассматриваемых эмоций, зависящее от степени развития познавательных процессов, эмоциональных переживаний, сформированности процессов внутренней регуляции. Те дети, которые научились приводить в порядок свои эмоции, отрицательные эмоциональные состояния аналогичны округлым формам. Другая категории детей определяет свои эмоции аналогично острым формам, с резко обозначенными краями.

Функциональная аналогия позволяет определить какие функции выполняют отрицательные эмоции, а затем в окружающем мире находить точно такие же объекты, аналогичные по функции.

Сравнение эмоций придаёт мыслительной деятельности побудительный, активизирующий характер, у детей возникает потребность в коррекции негативизма или освобождения от него.

Метод фантастической аналогии (оживление, увеличение, уменьшение, вынесение-внесение) позволяет научить детей умению предвосхитить эмоциональную ситуацию, любое действие переносить в сказку и использовать волшебство, фантастические и сказочные образы. (злость или грусть уменьшилась до такой степени, что стала незаметна, а потом и вовсе исчезла, или надулась – увеличилась так, что лопнула и от неё ничего не осталось).

Эмпатия может быть выделена как наиболее сильный вид аналогии, т. к. в её основе лежит принцип отождествления себя с рассматриваемой или представляемой ситуацией. Решая данную задачу, детям приходится вживаться образ отрицательного литературного героя, пытаясь определить возникшие при этом чувства, ощущения и решить как можно с ними справиться. Детям удавалось войти в роль отрицательных героев сказок, научиться передавать специфические формы выражения гнева, страха, страдания. Выразительные движения, мимика, жесты, позы передавались в данном случае под контролем сознания, хотя в других случаях могут происходить безотчётно. Значит, ребёнок способен проконтролировать выражение своих эмоций.

Рекомендации педагогам-психологам при работе с детьми по профилактике эмоциональной нестабильности при помощи алгоритмов ТРИЗ.

- Адаптируйте вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению.

- Все этюды выполняйте вместе с детьми, не делайте замечаний! Все дети успешны

- На данных занятиях психологу надо быть актёром. Дети очень верят в образ, обязательно ответят чувством на чувство.

- Начало занятий часто будет одинаковым, своеобразным ритуалом: дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятно!

- Заканчивать занятие целесообразно прощальным ритуалом. Для этого подойдёт куплет песни, речёвка, добрые слова прощаний.

- На занятиях старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие и рассудительность принесёт здесь больше пользы.

- Никто не должен вам мешать, ходить мимо, играть рядом, отвлекать внимание детей. Желательно проводить занятия в закрытом помещении или кабинете психолога.

- Если у детей возникает потребность повторить игры, этюды в повседневной жизни не отказывайте им. В течение всей надели при каждом поседении поддерживайте интерес к предстоящему занятию.

- Элементы ИЗОтерапии, музыкальных игр не должны дублировать музыкальных занятиях и занятий по изодеятельности.

- Главное для вас эмоциональное выражение ребёнком своих чувств, развитие творческого начала.

- Не беседуйте с детьми о том, что они плохо представляют. Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.

- Можно предоставить детям возможность самим моделировать ситуацию.

- До начала занятий подготовьте место для общения в кругу - мягкие пуфики, стульчики.

- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение.

- Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, организованным. Не давайте детям уйти из - под вашего контроля, отвлечься.

Публикации по теме:

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения»
Опубликовано: 26 марта 2012 в 13:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Какие методы ТРИЗ можно использовать для развития творческого воображения»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Субботина (УИ 5571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД