Папки-передвижки

Консультация для родителей «Какие мы разные»

Наталья Падерина
Консультация для родителей «Какие мы разные»

Консультация для родителей в папку-передвижку

Разработали: воспитатели

Падерина Н. А., Шершнёва Н. Г.

С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, типами темперамента, способностями. Каждый ребёнок уникален, неповторим. Каким он станет? Это зависит от:

1. наследственности (особенности нервной системы, тип темперамента, задатки);

2. среды (то, что окружает ребёнка постоянно);

3. воспитания (кто и как воспитывает его).

Публикация «Консультация для родителей „Какие мы разные“» размещена в разделах

Чтобы правильно воспитывать ребёнка, надо хорошо знать его психофизиологию, индивидуальные особенности. Нельзя путать темперамент и характер. С темпераментом ребёнок рождается, а характер формируется в процессе жизни и во многом зависит от среды и воспитания. И, если мы говорим «хороший характер», «ужасный характер», то темперамент социальной оценке не подлежит.

Психологи выделяют четыре типа темперамента:

1)сангвиник (весёлый, беззаботный, с сильным типом нервной системы, с уравновешенными нервными процессами);

2) холерик (бешенный, быстрый, с сильным типом нервной системы, неуравновешенными нервными процессами, безудержный);

3)флегматик (спокойный, уравновешенный, медленный, сильный тип нервной системы, инертный, уравновешены процессы торможения и возбуждения);

4) меланхолик (слабый тип нервной системы, легкоранимый, чувствительный, неуравновешенные процессы возбуждения и торможения, преобладает торможение.

При любом темпераменте можно развить у ребёнка все общественно значимые свойства личности, если избегать «ошибок» в воспитании. Вот почему очень важно, кто и что окружает ребёнка

В воспитании сангвиник «ошибок» не прощает:

а) Если запугивать малыша и добиваться этим послушания, то он может стать замкнутым, плаксивым, капризным, раздражительным.

б) Если быть чрезмерно требовательным к ребёнку, слишком часто контролировать и ограничивать его действия, если навязывать ребёнку как он должен себя вести, то он приобретает такие черты: чрезмерную осторожность, скрытность, склонность к страхам, нервные срывы при неудачах.

в) Если чрезмерно опекать ребёнка, исполнять все его желания и капризы, считать «самым-самым», когда для ребёнка не существует слова «нет», если воспитывают по принципу «всё для него», то ребёнок – несамостоятельный, легкомысленный, несерьёзный. Взаимоотношения его со сверстниками нестабильны и непостоянны; он демонстративен, склонен к истерии, во всех неудачах обвиняет кого угодно, только не себя.

К ребёнку сангвинику уместны такие воспитательные воздействия, как строгое замечание, так как оно его дисциплинирует. Помните, нельзя много хвалить ребёнка, так как у него и так высокая самооценка.

При неправильном воспитании холерика:

а) Если не учитывать интерес ребёнка, недооценивать его психические возможности, быть чрезмерно строгим к нему и требовательным, то он может стать агрессивным, взрывчатым, подозрительным, завистливым.

б) Если же наоборот баловать такого ребёнка, излишне его заласкивать, делать всё для него, то он будет упрямым, бескомпромиссным, эгоцентричным, агрессивным. Для холерика характерна цикличность (подъём – спад) в деятельности, поэтому он требует редких, но длительных отдыхов. Холерик очень обидчив и болезненно относится к критике в свой адрес. Имеет высокую самооценку, не хватает скромности. Это может привести к зазнайству, честолюбию.

При неправильном воспитании флегматика:

а) Если запугивать и часто ограничивать ребёнка, наказывать и быть с ним строгим, то он будет замкнутым, робким, обидчивым, застенчивым, склонен к страхам.

б) Если слишком баловать и опекать ребёнка, делать за него то, что он сам в состоянии сделать, то внешне самоуверенный, сильный ребёнок внутренне становится обидчив, раним, боязлив, робок.

Флегматика всё время надо побуждать к деятельности. Чтобы он стал играть, его надо подвести к играющим детям, вызвать у него желание играть. Иначе он вырастет неловким, нерасторопным и будет предметом насмешек в школе. Сенсомоторные навыки: движения замедленные, но хорошо координированные. Свою инертность они компенсируют согласованность и точностью. Это и помогает им достичь высоких результатов.

При неправильном воспитании меланхолика:

а) Если очень строго относиться к ребёнку, быть требовательным, навязывать ему какой-то один тип поведения, то у него появляются черты характера: формируется чувство неполноценности, трусливость, пассивность, мнительность, тревожность, неуверенность, повышенная внушаемость; став взрослым, будет пасовать перед жизненными трудностями.

Подбирая воспитательные средства, надо помнить:

1. У него низкая самооценка, он глубоко переживает свои промахи и неудачи. Склонен преувеличивать недостатки.

2. Ему требуется продуманный режим дня, чтобы уберечь от переутомления и нервных срывов.

3. Требует к себе такта, внимания и заботы со стороны взрослых.

4. Нужно постоянно подбадривать, хвалить его, помогать преодолевать робость и застенчивость. Развивать инициативу и повышать активность.

5. Успеха в деятельности добивается только в спокойной обстановке.

6. В состоянии подавленности допускает ошибки в работе, становится вялым, невнимательным. В хорошем настроении может добиться высоких результатов.

7. Любит и предпочитает работать в одиночку.

Общие обязательные психологические правила, касающиеся свободы, развития и творчества детей

1. Надо усвоить такое правило: «Ребёнок живёт, а не воспитывается». Ему нравится творить самого себя, а не быть средством для достижения ваших, пусть даже самых прекрасных целей. Никто не хочет быть средством для достижения чьих-то целей.

2. Нельзя на детях экспериментировать, нельзя делать из них подопытных кроликов, как это нередко допускает современная педагогика. Должны быть абсолютные гарантии в целесообразности применяемых средств и методов развития ребёнка.

3. Ребёнок – самое трудолюбивое, самое деятельное существо в мире. Его «рабочий день» длится ровно столько, сколько он бодрствует. Задача воспитателя – включить ребёнка в развивающую и воспитательную деятельность.

4. Нет на свете такого ребёнка, у которого не было бы любимого занятия. Дети способны радоваться и получать удовольствие от выполненной ими работы. Используйте эту способность! Подготовьте такую радость. Это может быть и уборка помещения, и мытьё посуды, и уход за «детьми» - игрушками, и рисунок, и лепка, и занятия физкультурой, музыкой, иностранным языком и т. п.

5. Постарайтесь усвоить, если можно так выразиться, механизм радости. Радость – социальное свойство. Конечно, ребёнок может радоваться и наедине. Но, как правило, он несёт свою радость другим. Важно, чтобы его радость или успех были замечены. Оттого, ребёнок разделит свой восторг с родителем или сверстником, будет только польза. Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства.

6. Помните. Что труд неотделим от наслаждения, а удовольствие может выполнять и полезную, и вредную роль. Удовольствие вредно, если ведёт к потребительству. Если ребёнок постоянно нуждается в том, чтобы ему рассказывали сказки, - это хорошо, но это и опасно. Если ребёнок сам оказывается творцом сказок, то при таком варианте создаются предпосылки для соединения труда и наслаждения. Любые занятия детей должны сопровождаться удовольствием, точнее, развитыми формами человеческого наслаждения.

7. Формируйте полезные потребности. Детская радость, удовольствие от завершённого дела, уместные оценки окружающих и самооценка ребёнка создают основание для возникновения полезных потребностей. Чтобы потребность в труде стала органичной, необходимы многократные повторения трудовых усилий, сопровождаемых разнообразными формами удовольствия. Дело в том, что сами по себе потребности ребё нка не осознаются: они слиты с привычкой, с возникшим желанием, с побуждением. Ребёнок просто тянется к чему-то. Потребность в деятельности всегда связана с различного рода интересами личности. Любая формирующая потребность косвенно или напрямую связывается с потребностью в общении с другим человеком. Вот эта связь потребности деятельности с потребностью общения сдругим – всеобщая основа воспитания.

8. Нельзя воспитывать, как замечал Макаренко, с поспешностью угорелой кошки. Научите ребёнка терпеливо ждать. Если ребёнок не включается в игру, следите за его настроением, за побуждением желания. Это правило относится в равной степени ко всем видам деятельности.

9. Старайтесь создать такую энергетическую атмосферу общения, которая непременно изнутри пробудит в ребёнке острое желание включиться в ту или иную деятельность. Гуманистическая швейцарская или вальдорфская педагогика строится на активно развивающейся деятельности детей, на их самодеятельном творчестве. Гуманизм не в свободе от труда, и даже не в свободе выбора труда, а в безудержной потребности, самореализации личности через трудовое усилие, гарантирующее защищённость ребёнка, его свободу, права и то счастье, без которого не может быть полнокровной воспитывающей жизнедеятельности.

10. Не бойтесь приласкать ребёнка. Потребность в общении у ребёнка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребёнку недостаёт вашего тёплого отношения, он неизбежно нервничает, грубит, не находит себе места. Это «нервное начало» - своеобразное требование тепла. Ласка смягчает нрав, создаёт контактность, устанавливает то необходимое равновесие, без которого не может быть продуктивного общения. Ребёнок ищет ласковых прикосновений, добрых слов, взглядов. Будьте щедрыми в ласке. Только ласка и ваше душевное тепло могут растопить тот холод отчуждённости, который по тем или иным причинам возник в ваших отношениях. Помните, что ваши руки обладают магической силой влияния, порой куда большей, чем слово, продолжительная беседа, подарок. Ещё никто не изучал целительную силу человеческого прикосновения.

11. Не бойтесь конфликтовать с детьми. НЕ может быть воспитания без конфликтов, как не может быть общения без разрешения противоречий. Конфликт – это столкновение взглядов, вкусов, желаний, представлений. Конфликт – всегда пересмотр чего-то, он связан с необходимостью обновления.

12. Нельзя на продолжительное время оставлять ребёнка в состоянии обиженности. Золотое правило: за конфликтом должно быть солнышко! И чем оно светлее, тем больше предпосылок для подлинного воспитания.

Ю. Азаров, профессор, академик Академии Творческой педагогики.

Публикации по теме:

Консультация «Психическое здоровье детей в ДОУ» Психическое здоровье детей, одно из составляющих физического здоровья и залог гармоничного и успешного развития личности. Нормальным психическим.

Проект Экологическое воспитание с учетом типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей ребенка — дошкольника Пояснительная записка. Основная задача экологического воспитания - формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания. Экологическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Какие мы разные»
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 20:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД