Хуако Мариет Азаматовна
Выбор цели при организации методической работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Еще Иманцуми сказал: «Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший выращивает рис,
Умный, культивирует почву,
дальновидный хозяин воспитывает работника.
Работа с детьми в рамках ДОУ осуществляется не одним педагогом, а целым коллективом. Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, условия взаимопомощи при общении с детьми и их родителями.
Публикация «Выбор цели при организации методической работы в ДОУ» размещена в разделах
Давайте разберемся, на примере нашего сада, что представляет собой коллектив современного детского сада? Это женский коллектив со своей спецификой, со своими проблемами общения, который включает в себя молодых педагогов, женщин старшего поколения, а так же педагогов среднего возраста. Мужчина в коллективе дошкольного учреждения большая редкость. Вот поэтому и приходится руководителю учитывать все особенности женского коллектива: социальные, индивидуальные, психологические.
Успех работы всего дошкольного учреждения зависит от эффективности управления педагогическими кадрами. Коллектив каждого дошкольного учреждения имеет свое лицо. Значит, должно быть, творческое лицо системы методической работы. Выстроить систему можно на основе анализа достигнутых результатов данным дошкольным учреждением, ре-зультатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы, включения каждого педагога в активную работу. Выбор методов для каждого конкретного методического мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в данном учреждении по проблеме.
Основными целями организации методической работы у нас в ДОУ являются:
Повышение педагогической квалификации, как отдельного воспитателя, так и коллектива в целом;
Освоение новых педагогических технологий;
Оказание помощи воспитателям в создании и развитии их индивидуальных методических систем;
Развитие гуманистической направленности личности каждого воспитателя.
Для реализации данных целей перед педагогами ДОУ были поставлены задачи:
Выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя.
Выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании.
Развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя.
Развить педагогическую технику.
При организации методической работы в ДОУ были включены целый ряд важнейших функций:
изучение, анализ состояния дел в ДОУ с учетом нового «социального заказа»;
выбор цели и конкретных задач деятельности;
планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;
стимулирование, оказание практической помощи воспитателям на основании результатов диагностики;
комплектование проблемных групп педагогов;
подведение итогов каждого этапа методической работы и определение новых ближних и дальних перспектив;
сбор и обработка полученной информации;
корректировка образовательного процесса в ходе различных методических занятий с воспитателями;
поощрение творческих работников, создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.
В содержание методической работы в ДОУ включены следующие направления:
Воспитательное. Предусматривает формирование у воспитателей нового педагогического мышления в условиях гуманизации воспитательного процесса.
Дидактическое. Направлено на повышение профессиональной компетентности по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.
Психологическое. Ориентировано на актуализацию знаний воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.
Физиологическое. Предусматривает повышение квалификации по общей и возрастной физиологии и гигиене.
Методическое обеспечение в нашем ДОУ, является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.
Многие педагоги, особенно начинающие, как Я, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, ст. воспитателя ДОУ, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей.
Центром всей методической работы у нас является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача педагогов – сделать накопленный опыт живым, доступным; соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Главная цель и актуальность проблемы в организации методической работы на современном этапе – это: подготовка высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя, который владеет новым педагогическим мышлением; готовый решать сложные задачи в системе образования;
Еще одной главной целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Участниками образовательного процесса являются: дети, педагогический коллектив, родители.
Процесс методической работы в нашем детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:
1-й этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;
2-й этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;
3-й этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;
4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Методическая работа в нашем учреждении построена на разнообразных интерактивных формах, это:
Курсы повышения квалификации;
Практические семинары;
Научно-методические семинары;
Работа в творческих группах;
Конференции;
Индивидуальные и групповые консультации;
Методические выставки;
Методический и педагогический совет. В детском саду «Буратино» весь коллектив занимается систематической методической работой. Выбранные творческие группы в течение учебного года решают конкретные методические задачи и представляют результаты своей работы. В течение года каждый педагог готовит разработки занятий, наглядные пособия, участвует в конференциях и семинарах. Некоторые педагоги обучаются на курсах повышения квалификации. Наши педагоги принимают активное участие в открытых мероприятиях районного и республиканского уровня.