Надежда Муравлева
«Колесо истории». НОД по освоению образовательной области «Познание» (краеведение) в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по освоению образовательной области : «Познание».
Возрастная группа : подготовительная.
Тема: «Колесо истории».
Задачи:
- Закрепить знания детей о родном городе: о названии города, улиц, основных достопримечательностях.
- Вспомнить с детьми названия современных и древних построек города.
- Воспитывать интерес и любовь к родному городу.
- Закрепить знания детей о предметах быта, которыми люди пользовались в далекие времена.
Образовательная область «Коммуникация».
Задачи:
Публикация «„Колесо истории“, НОД по освоению образовательной области „Познание“ (краеведение) в подготовительной группе» размещена в разделах
- Активизировать в речи детей слова: пестель, рубель, ступа, плетень.
- Прививать любовь к устному народному творчеству с помощью пословиц, поговорок.
- Приобщать детей к культурным ценностям через народные игры.
Образовательная область «Физическая культура».
Задачи:
- Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
- Продолжать учить детей действовать по сигналу.
- Выполнять движения в соответствии с текстом.
Образовательная область «Здоровье».
Задача:
- Укреплять дыхательный тракт.
Наглядный материал:
- фотографии с изображениями зданий : библиотека, маслозавод, спиртзавод, вокзал;
- игрушки: карета, кони, султанчики красные и синие;
- русская изба с предметами быта и кухонной утварью : рубель, ступа, пестель, деревянная лопата, стол, лавка, самовар, прялка, глиняный горшок с молоком, каравай хлеба, рушник, корзина из прутьев;
- головные уборы: шапка и косынка;
- обувь: валенки.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихов о родном городе, работа с картой Саратовской области, экскурсии по улицам города, к зданиям города, в городской музей, чтение пословиц и поговорок, разучивание народных игр, рассматривание иллюстраций с изображениями предметов старинного быта, утвари, рассматривание предметов быта, которыми пользовались люди в далекие времена.
Работа с родителями: приобретение детям для игры футболок красного и синего цвета, сбор предметов старинного быта.
Ход НОД.
Дети играют.
Воспитатель:
Дети, хотите послушать песню?
(Звучит песня «Пусть бегут неуклюжи». Дети слушают)
Воспитатель:
А когда поется эта песенка?
(В день рождения)
Воспитатель:
Вот и у нашего города в этом году тоже праздник – день рождения.
Ребенок.
Я очень удивилась,
Узнала я когда,
Что с нами дни рожденья
Справляют города.
Воспитатель:
А как называется город, в котором мы живем?
(Дети называют).
Воспитатель:
Вспомните, какие стихи мы учили о родном городе Аркадаке.
Дети:
1. Дорогая земля,
И леса и поля.
Аркадакские тучные нивы.
Пусть я мала видала,
Но нигде не встречала
Аркадакской природы красивей.
Здесь с утра до утра
Над простором Хопра
Соловьи напевают рулады.
И стоит, как казак,
Над Хопром Аркадак
И других городов мне не надо.
2. Деревня в 3 обхвата,
И голые места.
Среди степей когда – то.
Наш город поднялся.
Воспитатель:
А в какой губернии мы живем?
(Дети отвечают)
Воспитатель:
Кто хочет показать на карте Саратовской области, где находится наш родной город.
(Дети показывают).
Воспитатель:
Мы живем в городе, где много разных улиц. Назовите улицы, на которых вы живете.
(Дети называют).
Воспитатель:
Мы с вами совершали много экскурсий по нашему городу и фотографировали здания.
Сегодня я принесла фотографии. Вы хотите их посмотреть?
( Дети рассматривают фотографии и узнают на них здания: вокзал, библиотека, маслозавод, спиртзавод).
Воспитатель:
Давайте с вами поиграем в игру «Новое – старое».
(Дети находят фото, на которых изображены современные постройки и постройки давних лет).
Воспитатель:
А вы хотите оказаться в далеком прошлом?
(Ответы детей).
Я знаю интересную игру «Колесо истории», которая поможет нам вспомнить, как люди жили раньше.
Физкультминутка.
- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Колесо скорей найди,
И друг другу покажи.
А потом, потом,
Все покрутим колесом.
Вправо, влево повернем,
В старину мы попадем.
С колесом мы поиграем,
Вверх его мы поднимаем,
А потом его вращаем,
И в игру всех приглашаем.
(Движения по тексту).
Воспитатель:
Начинаем игру «Колесо истории».
Давайте разделимся на 2 команды. Первая команда будет называться «Синие глазки». Ее капитаном выберем.
Вторая команда «Красные щечки». Капитан команды.
А вот и сюрпризные очки. Кони с синими султанчиками – очки для команды «Синие глазки», а с красными султанчиками для команды «Красные щечки».
За правильные ответы буду к волшебной карете ставить вороных коней. А в конце игры подведем итог.
Внимание! Внимательно посмотрите и послушайте.
Открывается занавес и детям показывается сценка №1.
Бабка со стола кладет тесто на лопату. Дед толчет зерно в ступе.
Ведется между ними диалог.
Бабка. А на дворе – то, Тимофей Васильевич, ранешеньки – рано.
Дед. «А кто рано встает, тому бог дает, Матрена Савельевна».
Бабка. Да! Пора и за работу приниматься. Ведь «без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Дед. Надо зерно истолочь в ступе.
Бабка. А я печку истоплю, щи и кашу сварю. «Щи и каша – крестьянская еда наша». Да и хлебушек насущный испеку.
(Выкладывает хлеб на лопату, сажает в печь. Хлеб и печку крестит со словами: «Помоги, господи, чтоб хлеб удался душистый, вкусный, а сама – то я с любовью всякие дела делаю). Занавес закрывается.
Воспитатель:
Вопрос. Какие пословицы и поговорки вы услышали в разговоре бабушки и дедушки?
Дети отвечают и выставляются очки.
Открывается занавес и детям показывается сценка №2
Бабка подметает пол, а дед пьет чай из самовара.
Бабка. Тимофей Васильевич, глянь – ка в окно, что это там за шум?
Дед. (глядит в окно). Да соседские ребятенки в «Бояре» играют.
Бабка. А игра «Бояре» была нашей любимой игрой.
Воспитатель:
Дети, вам было дано задание, чтобы вы узнали, в какие игры играли ваши бабушки и пробабушки, дедушки и продедушки.
(Дети называют игры по очереди). Вручаются очки.
Воспитатель:
Вопрос. А какая любимая игра была у Тимофея Васильевича и Матрены Савельевны?
(Дети отвечают).
Воспитатель:
Давайте доставим радость Тимофею Васильевичу и Матрене Савельевне и поиграем в эту игру. (В одной команде выбирается жених и ему надевается шапка, а в другой команде выбирается невеста. Ей повязывается косынка). Игру начинает команда «жениха».
- Бояре, мы к вам пришли!
Молодые, мы к вам пришли!
Им отвечает команда, у которой «невеста».
- Бояре, а зачем вы к нам пришли?
Молодые, а зачем вы к нам пришли?
- Бояре, мы невесту выбирать.
Молодые, мы невесту выбирать.
- Бояре, а какая ж вам мила?
Молодые, а какая ж вам мила?
- Бояре, нам Сашенька мила.
Молодые, нам Сашенька мила.
- Бояре, а какой же ваш жених?
Молодые, а какой же ваш жених?
- Бояре, вот наш Ваня удалец.
Молодые, вот наш Ваня удалец.
- А ну, Ваня – удалец, догони нашу Сашу. Догонишь Сашу, будет ваша!
Открывается занавес и детям показывается сценка №3.
Бабка гладит белье, а дед плетет корзину.
Бабка. Корзина – то не к спеху! А вот рубель – то мой рассохся, лопнул. Надо бы новый смастерить. Весна на дворе и плетень поправить надо. Глянь – ка в окно, совсем упал.
(Дед идет смотреть и спотыкается о ступу).
Ну, бедолага, чуть ноги о ступу не сшиб. Убери с ходу и ступу и пестель.
Занавес закрывается.
Воспитатель:
Вопрос. Какие старинные слова вы слышали в разговоре, и объясните их значение.
( Дети отвечают: рубель – предмет, которым гладили белье, плетень – забор вокруг дома, сделанный из прутьев, ступа – предмет, в котором измельчали зерно или обрабатывали просо, чтобы получилось пшено, пестель – предмет, которым толкли зерно в ступе). За правильные ответы дети получают очки.
Открывается занавес и детям показывается сценка №4.
Дед прядет, а бабка подшивает валенки. За работой поют песню «То ни ветер ветку клонит»
Воспитатель:
Вопрос. Как вы думаете, своими ли делами занимались бабушка и дедушка? Почему?
(Ответы детей). Выставление очков.
Бабка достает хлеб из печи, а дед берет со стола горшок с молоком.
Бабушка. Вот и хлеб удался на славу. Румяный, душистый, ароматный.
Давайте подышим, почувствуем его запах.
Дыхательная гимнастика «Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вздохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
Дедушка. А вы хотите попробовать наш хлебушек? Тогда всех внучат приглашаем к столу.
Воспитатель:
Закончилась игра. Давайте посчитаем очки у каждой команды и объявим победителя игры.
(Дети считают коней).
Вопросы.
- Кто же победил в игре?
- Какой вопрос для каждого из вас был самым трудным в игре?
- Понравилась ли вам игра?