Людмила Рыкова
«Концертные и конкурсные выступления»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сообщение
«Концертные и конкурсные выступления»
1. Ответственные звенья концертного выступления.
Итоговая репетиция
Психологический настрой перед выступлением
Выход и уход со сцены
Начало выступления
Сосредоточенность и непрерывная, неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа произведения.
2. Причины эстрадного волнения
Непривычная обстановка;
Несоответствие произведения музыкальным и техническим возможностям ученика;
Публикация «„Концертные и конкурсные выступления“» размещена в разделах
Неуверенность, обусловленная тем, что ученик работал над произведением автоматически, бессознательно;
Текст не изучен хорошо «на память»;
Повышенная самооценка, излишки внимания к своей личности;
Слабая нервная система, болезненность.
3. Каким образом можно избежать волнения?
сознательное и уверенное овладение музыкального произведения;
ясное представление о произведении, как о едином целом, как о естественном развитии музыкальной мысли;
сознательное овладение технически слаженными эпизодами;
активное, сознательное освоение музыкального произведения наизусть;
необходимо установить целесообразные отношения между сознанием и автоматизмом, что зависит от степени сложности нотного текста;
тренировки перед публикой, которые обеспечивают смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность;
поддержание организма в хорошей физической форме (витамины, питание, навыки самовнушения, сон, отдых).
4. Отличия концертных и конкурсных выступлений
Музыкальный конкурс - это возможность доказать свои профессиональные возможности. Главная цель конкурса – доказать своё личное преимущество перед соперником. Добиться преимущества, присуждаемого жюри. Система оценок жюри не допускает поблажек и учета физического, психического состояния конкурсанта, его технических ошибок. На конкурсе исполнитель испытывает наивысшую степень нервного напряжения.
В концертной деятельности нет элемента сравнения. Каждый участник, независимо от качества выступления может рассчитывать на симпатию слушателей, которая вызвана теми или иными его качествами: смелостью, виртуозностью. Главный критерий концерта – реакция слушателей, отсутствие очень высокого уровня ответственности и максимального напряжения, в сравнении с конкурсом.
5. Карта подготовки обучающегося к конкурсному выступлению
Выступление — результат напряженного творческого труда ученика и преподавателя, который является для них ответственным актом, стимулирующим дальнейший творческий рост. На таких состязаниях воспитывается воля, сценическая выдержка, мастерство и много других качеств, формирующих будущего музыканта.
Необходимо воспитывать ученика - «бойца», способного самостоятельно мыслить, умеющего много трудиться и работать над ошибками, выдерживать большие физические и моральные нагрузки, не терять чувство оптимизма, а также быть способным проявить свои знания, умения и навыки на практике. Удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание играть хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие.
Любой конкурс – это напряженная работа команды: ученика и преподавателя.
Задача любого преподавателя:
- правильно построить работу;
- грамотно подобрать репертуар;
- выучить программу;
- социальный подход в работе над программой (форма, гармонические и ритмические особенности и т. д.);
- работать частями, прорабатывая в медленном темпе;
- собирать части воедино и увеличивать темп, трудные места отрабатывать;
- многократное проигрывание;
- найти взаимопонимание, быть на одной эмоциональной «волне» - это и есть составляющие успеха, победы на конкурсах.
Как известно, статус музыкальных конкурсов бывает разным :
- классный;
- школьный;
- городской;
- региональный;
- конкурс – фестиваль;
- всероссийский;
- международный.
Каждый преподаватель заинтересован, чтобы его ученики на сцене играли как можно лучше.
6. Подготовка обучающегося к концертному выступлению
Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.
Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.
Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности:
- потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе;
- потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой,
- потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.
Урок - как основная форма по подготовке учащегося к концертному выступлению.
Урок является основной формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога. Именно здесь ставятся и во многом разрешаются главные задачи обучения, происходит творческое взаимодействие двух индивидуальностей, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определяется темп продвижения, строятся перспективные планы и т. п.
Можно выделить следующие наиболее типичные формы и методы работы на уроке:
1) взаимный творческий поиск, выражающийся в углубленной работе над творческой концепцией сочинения, его образностью, необходимым ха-рактером звучания, решением той или иной технологической задачи;
2) прослушивание с последующей корректировкой;
3) создание исполнительского образа, когда тот или иной эпизод, та или иная фраза доводятся до идеального качественного состояния и при-обретают некий эталонный характер, помогающий понять суть исполни-тельской задачи;
4) показ педагогом нужного уровня игры данного сочинения или кон-кретного приёма;
5) тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение,
6) словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей,
7) самостоятельная работа ученика под руководством преподавателя,
8) коллективные занятия.
Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за свою игру, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.
Большую роль играет благоприятная творческая атмосфера: приветливость, улыбка педагога, сказанные им несколько слов о готовности ученика, его самочувствии. Такая психологическая «настройка» во многом способствует снятию излишней скованности, волнения ученика, его раскрепощению.
Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта
Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.
Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным условием продолжения музыкально-исполнительской деятельности и в будущем для многих учащихся. Но в любой области музыкального искусства – будь то сольное исполнительство, концертмейстерское мастерство, работа в коллективе или педагогическая деятельность – большое значение имеет сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности.
Качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям. Психологическая подготовка, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией.