Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Конфликт в родительском чате»

татьяна бадикова
Консультация для педагогов «Конфликт в родительском чате»

Популярность родительских чатов растет с каждым годом. Трудно себе представить более удобный способ дистанционного общения в эпоху

глобальной занятости и дефицита времени. Однако, виртуальное общение имеет свои специфические особенности и часто при таком общении разгораются серьезные конфликты между участниками, что может привести к неблагоприятной психологической атмосфере как среди родителей, так и в детском коллективе.

Публикация «Консультация для педагогов „Конфликт в родительском чате“» размещена в разделах

Тема родительских чатов, как активно развивающегося социального явления, еще мало изучена. Существует много вопросов: почему общение в чате часто переходит в выяснение отношений; какие темы являются наиболее конфликтными; почему агрессия в чате часто принимает неконтролируемый характер и ее трудно остановить; как деструктивные формы общения родителей в чате влияют на межличностные отношения детей и на атмосферу в детском коллективе; что можно сделать, чтобы нормализовать общение в чате.

Родители, общающиеся в родительских чатах, делятся на тех, кто всегда участвует в обсуждениях, спорах;

тех, кто все читает, но предпочитает отмалчиваться;

тех, кто держит нейтралитет - они в перепалку не вступают, но в случае необходимости задают вопросы, высказывают свое мнение.

Можно выделить наиболее часто встречающиеся темы, которые приводят к конфликтному общению :

-обсуждение поведения какого-либо ребенка;

-обсуждение учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;

-выбор родительского комитета, сама деятельность родительского комитета;

-внеурочная деятельность – экскурсии, выпускные мероприятия.

Рассмотрим специфические особенности онлайн-общения, которые могут стать провоцирующими факторами развития конфликтного общения между родителями :

- Мы не видим и не слышим собеседника и не всегда можем понять его реакции или состояние. Человек написал какую-то фразу, собеседник придал этой фразе собственную эмоциональную окраску и это уже повод для перепалки. Специалисты называют такие высказывания конфликтогенами.

- Стремление к нетипичному, несвойственному личности поведению, проигрывание ролей.

- Эффект невидимки. Из-за того, что нет визуального контакта, человек может высвобождать очень многие подавленные чувства и запретные эмоции.

- Эффект заражения. В конфликтное общение втягивается большое количество участников.

Существует несколько теоретических предпосылок, почему родители вступают в конфликтные отношения. По мнению психолога Ирины Лагуниной [1] одна из них – это актуализация детских впечатлений. То, что происходит с нами в контексте родительства, в том числе и родительский чат – это отражение наших собственных детских впечатлений. Негативные чувства туда могут выплескивать те взрослые, у кого остались неприятные воспоминания из детства и происходит это в те моменты, когда что-то в чате напоминает о них. Следующая причина – самореализация. Когда человек не реализован в реальной жизни, в родительском чате он ощущает возможность на что-то влиять, что-то менять.

Остановимся более подробно на такой теме в родительских чатах, как обсуждение поведения какого-либо ребенка. Это может стать причиной возникновения неблагоприятной ситуации в группе, развития буллинга среди детей и родителей.

Например, в общей родительской группе в чате появляется такое сообщение: «Уважаемые родители, кого еще из детей побил, обозвал и т. д. (далее идет имя и фамилия обидчика?». Это запускает волну негатива. Родители начинают перечислять все прегрешения данного ребенка, обсуждают его родителей, которые «не умеют воспитывать» (особенно, если данных родителей нет в группе, начинают предлагать способы воздействия. Кто-то из родителей может выступить в защиту данного ребенка и его семьи, тогда гнев распространяется и на него. После чтения чата, родители, которые были «не в курсе», начинают выяснять у своих детей – «кто такой этот ….», «а тебя он обижал?». Все это, на наш взгляд, не способствует развитию благоприятного микроклимата в группе, как среди детей, так и среди родителей, вносит разобщение, нагнетает тревожную ситуацию (а вдруг это произойдет и с моим ребенком).

Чтобы снизить риск возникновения межличностных конфликтов, родителям можно рекомендовать следующее:

- ввести администратора чата, который будет следить за порядком общения между родителями и вовремя реагировать на негативную или лишнюю информацию в чате;

- обозначить четкие правила поведения в группе (например, говорим только от себя и о себе, не обсуждая других; не разглашаем личную информацию и т. д.) о которых администратор чата будет напоминать в случае их нарушения;

- обозначить цели той или иной группы, например, группа только для передачи деловых сообщений и группа для неформального общения. Тогда в первом случае, важная информация не потеряется в потоке разного рода сообщений, а из группы неформального общения можно легко выйти, не боясь пропустить какие-то групповы новости.

1. Озвучить время работы чата или, как минимум, — время активности педагога в чате.

Это очень важно: если родители будут знать, что педагог не ответит ни в 10 вечера, ни в 6 утра, то рано или поздно они перестанут писать в это время. А если нет, то вы сможете смело отключать уведомления и не отвлекаться на работу в личное время, которого и так не хватает.

2. Ввести запрет на использование оскорбительной и нецензурной лексики.

За нарушение этого правила можно на какое-то время ограничивать активность участника в чате

Важно: блокировать родителей можно только в крайнем случае, предварительно его уведомив об этом и обязательно предложив перенести общение в оффлайн.

Важно: правила и штрафные санкции должны быть простыми, понятными и одинаковыми для всех.

Если конфликт в родительском чате все же начался, для начала необходимо его «классифицировать».

«Определите, кто является его зачинщиком, кто оказался втянут в конфликт и как это можно скорее уладить,— Скорее всего, родители и будут требовать вас вмешаться. Главное, сделать это правильно, чтобы не обидеть ни одну из сторон».

Когда вы уже знаете, кто учувствует в конфликте, поговорите отдельно с каждой стороной и определите характер проблемы их взаимоотношений –она патологическая или эмоциональная, ситуативная. На этом этапе главная задача- успокоить обе стороны, чтобы ситуация не вышла из под контроля. Лучше, если с родителями в первый раз поговорит воспитатель, которому они доверяют.

Если одна из конфликтующих сторон – не один родитель, а группа, определите в ней лидера и говорите с ним. Часто лидер – это председатель родительского комитета. Работайте с группой через этого человека или двух-трёх членов родительского комитета, которые часто берут на себя организационные вопросы и открыты в общении.

Выберите форму общения. Предпочтительнее очный разговор, но не все родители к этому готовы. Поэтому в большинстве случаев воспитатель будет говорить с родителями по телефону. В процессе беседы узнайте, что думает о ситуации каждая из сторон. Если по разговору поймёте, что есть вероятность реальной угрозы детям или другим родителям, немедленно сообщите заведующему.

Если стороны готовы взаимодействовать. Назначьте совместную встречу. Пригласите на неё заведующего. Добейтесь, чтобы присутствие педагога- психолога и администрации не смущало родителей. Например сообщите, что специалист здесь для того, чтобы рассказать о развитии их детей и после скажите об их успехах. При этом наблюдайте за ходом встречи, чтобы понять, как взаимодействовать с родителями дальше. Пусть разговор ведёт заведующий. Если конфликтующие стороны эмоционально уравновешены, то в большинстве случаев сам факт того, что конфликт вышел на уровень руководства, повлияет на их поведение. Со своей стороны, если будет уместно, расскажите родителям о том, как дети воспринимают конфликты своих мам и как эскалация конфликта может отразиться на взаимоотношениях в группе. Если в процессе разговора видно. Что родитель не в состоянии взаимодействовать, дезориентирован, предложите изолировать его от группы в чате для комфорта всех её участников.

Первое время после конфликта педагогам нужно стремиться наладить отношения между сторонами с помощью мелких поручений и похвалы. Педагогам нельзя высказывать отрицательного мнения о сложных родителях. Несмотря на личные симпатии, они обязаны держать нейтралитет. Не все конфликты можно решить раз и навсегда. Есть родители, которые через неопределённое время опять вступают в конфликт с уже другими родителями и совершенно по другому поводу. Причины повторного конфликта могут быть другими. А значит и решать его нужно будет иначе. При этом алгоритм действия воспитателя в каждой ситуации должен быть единым. Воспитатель не должен решать конфликты в родительских чатах один. У него обязательно должна быть поддержка со стороны педагога- психолога и администрации детского сада.

В завершении хочется привести строки Ф. М. Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», которые сегодня особенно актуально звучат при онлайн общении. Если чьё-то сообщение в чате вас эмоционально затронуло, прежде чем отвечать на него, сделайте паузу, подумайте о возможных последствиях своего действия

Публикации по теме:

Классный час «Конфликт. Нужен ли он?» для учащихся 7–12 лет Цель: формировать представление о конфликте и о видах конфликта. Развивать коммуникативные качества и умения. Возраст: 7 - 12 лет «Конфликт.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике» Что в новый год самое-самое? Вопрос, требующий ответа или нет? Может, для каждого что-то своё? Не знаю. Но всё же считаю, что новый год.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Конфликт в родительском чате»
Опубликовано: 30 июня 2025 в 17:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Конфликт в родительском чате»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна бадикова (УИ 1472243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных