Надежда Воронина
«Конструктор из лоскутков и резинок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструктор из лоскутков и резинок»
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Публикация «„Конструктор из лоскутков и резинок“» размещена в разделах
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.
Учитывая все это и понимая значимость игры, большое внимание уделяю созданию условий для детской игры.
Много лет работая с детьми, заметила, что детям быстро надоедают игрушки, которые нельзя изменять. А с конструкторами дети играют долго и с удовольствием.
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т. д.) Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
В работе с детьми использую разнообразные современные конструкторы. А участвуя в 4 муниципальном конкурсе «Воспитатель года – 2013», предложила вниманию «Конструктор из лоскутков и резинок».
Для этого конструктора могут быть использованы лоскутки ткани, с подшитыми краями, разного размера, цвета и фактуры, а также разноцветные резинки для соединения.
Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для старших дошкольников. Он не только развлечет детей, но и принесет пользу: потренирует пальчики и в игровой форме познакомит с цветами и оттенками; поможет развить пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать; воспитает аккуратность, внимание, точность, усидчивость и целеустремленность.
Его можно с успехом использовать и дома, и в детском саду, и на даче. Конструктор гигиеничен (его можно стирать) и полностью безопасен для детей.
Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесет пользу, только если вы покажете ребенку все его интересные возможности.
Покажите детям приёмы, с помощью которых лоскутки могут изменять свою форму и соединяться друг с другом при помощи резинки.
Лоскутки можно соединять разными способами: лоскутки скрутить трубочкой и закрепить на концах резинками, лоскутки можно скручивать и складывать разными способами, закрепляя резинками и получая нужную форму. Поделки могут быть плоскостными и объемными.
Только после того, как дети научатся повторять собранные взрослым модели и освоят разнообразные приемы конструирования, можно давать задания на словах или предложить детям придумать поделку самим, побуждая детей использовать полученные навыки, память и фантазию.
Поделки из лоскутков можно использовать по-разному, например, в режиссерских, сюжетно-ролевых играх и в театрализованной деятельности для показа известных сказок или придумывания своих собственных. Формирования интереса к конструированию у детей занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Также важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Используемая литература
Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416с.