Алёна Охримчук
Краеведение — источник патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
«Краеведение – источник патриотического воспитания дошкольников»
(из опыта работы 2020г.)
Воспитатель с высшей квалификационной категорией Охримчук Алена Анатольевна
Описание опыта работы
Публикация «Краеведение — источник патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Давно известно, что дошкольное детство – это начальный этап становления личности, когда самосознание ребенка-дошкольника связано с овладением элементарными сведениями по истории, быта, традиций и культуре малой Родины.
История исследования Камчатки - это одна из самых ярких страниц мировой науки. Поэтому одна из основных задач воспитания детей дошкольного возраста является воспитание любви и уважения к традициям тех народов, которые проживают рядом с нами – ительменов, эвенов, коряков. Мне импонирует высказывание Кирилла Килпалина: «Жить стали не так, как предки. Не чтим Природу, отстали от нее, утратили интуицию, физически ослабли, а значит и духовно…». Я часто задумывалась, что же такое краеведение? А ведь это, по большому счету, историческая память. Следовательно, краеведческий материал позволяет знакомить детей с отдельными страницами истории и культуры местных жителей. Соглашусь с мнением различных педагогов по поводу того, что любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился и если своевременно не формировать у детей эти чувства, то у ребенка может сформироваться эмоциональная глухота, которая влечет за собой впоследствии деградацию личности, как патриота своей Родины.
В различные времена задачи, встававшие перед воспитанием детей, менялись, но воспитание патриотических качеств в молодом поколении было неизменным. Это подтверждают и слова В. А. Сухомлинского «Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Поэтому в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающем поколением становится патриотическое воспитание.
Я убеждена в том, что для этого необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет; развивать умение видеть, понимать красоту окружающей жизни и желание узнать больше о культуре, истории, знаменитых людях и об особенностях окружающей природы родного края.
Для того, чтобы начать углубленную работу с детьми по краеведению, я решила сначала изучить краеведческий материал в библиотеках, Краеведческом музее с. Мильково и соответствующую методическую литературу по воспитанию у детей любви к родному краю, определила основные задачи в работе:
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Расширение представлений детей об истории, культуре, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края, воспитывая уважение к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.
Оказание помощи детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться с окружающими взрослыми и сверстниками.
После чего мною был составлен перспективный план работы с детьми, в котором я определила два раздела: «Культурное наследие» и «Природа и мы», при этом мною был использован метод интеграции: ознакомление с окружающим + рисование (аппликация).
Затем я оформила краеведческий уголок «Мой край», где использовала арсенал краеведческого материала : карта Камчатского края, иллюстрации природы Камчатки, животных, птиц, рыб; выставка книг о природе Камчатки и сказки народов Крайнего Севера (представлена литература и иллюстрации о природе Камчатке, об открывателях, о
Мильково, предметы быта ительменов (одежда, берестяная посуда, обувь, «юкола»,
макет юрты, гербарий растений и лекарственных трав; видеофильмы: «Природа Камчатки», «Мильково – село родное», «Танцует Мэнго», «Лососевый заказник «Река, Коль», «В гостях у Нургэнэк».
Работу по разделу «Культурное наследие» я проводила в ходе наблюдений, целевых прогулок и экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим и продуктивной деятельности (рисование, аппликация, бесед, дидактических игр, чтения художественной литературы, просмотров видеосюжетов и слайдов, рассматривания иллюстраций и фотографий.
Ребята познакомились с жилищем, посудой, одеждой местных жителей и достопримечательностями села, со сказками Т. Лукашкиной, стихотворениями Г. Поротова; узнали некоторые ительменские слова, например, идакли (уточнение, согласие, мацка (девушка) снёнка (не свежая рыба, кибарь (от нерешенная рыба, ходары (ноги, трепещущая рыба (свежевыловленная рыба, чуприк (запеченная рыба, хануречка (картошка)
Изучая на занятиях в средней группе тему: «Посуда», мы беседовали с ними о том, какая посуда есть у них дома? Зачем она нужна людям? Познакомились с различной национальной посудой (туес, чуман, чукоч). Закрепляли знания в дидактических играх «Опиши и назови», «Из чего сделано?» (из стекла, глины, дерева или бересты).
Малыши рассматривали кухлянку и отметили, что она уютная, мягкая, удобная, украшена орнаментом. После чего я предложила им украсить бумажные силуэты «Украсим кухлянку для Айи».
В старшей группе знакомила детей с национальным жилищем жителей Крайнего Севера. Эту работу начала с экскурсии по селу. Дети отметили, что дома вокруг детского сада многоэтажные и одноэтажные, есть каменные и деревянные; у домов есть окна, балконы, подъезды. Затем в группе мы провели дидактическую игру «Из чего сделано?», где дети называли, из каких материалов построен дом и как он может называться. Например, дети запомнили, что если дом построен из бревен или досок, то он – деревянный. Также мы рассматривали, из чего состоит каменный дом. Далее я провела цикл занятий, «Какие раньше были дома?», «Чей дом?», «Скажи- ка, друг, где твой дом?», где дети получили знания о том, какие дома были раньше у коренных жителей: зимой и летом, из чего их строили, например, для юрты ставились жерди из тополя и сверху их обтягивали шкурами, а в центре горел всегда костер.
С детьми старшей группы я проводила беседы «Длинная зима – короткое лето», «Одежда камчадалов», рассказывая детям о суровости климата на Камчатке и объясняла, что поэтому раньше камчадалы шили одежду из оленьей шкуры, песца, соболя, лисиц, обувь из шкуры оленя или рыбьей кожи. Дети познакомились с названиями одежды и обуви ительменов: кухлянка-это пальто, торбаса-это обувь, малахай и головушка - головные уборы. Детям понравились украшения из бисера на одежде и обуви. После чего провела с ними рисование на тему «Украсим головушку», где ребята использовали характерный геометрический узор: квадраты, ромбы, треугольники.
Особый интерес вызывает у детей посещение Мильковского Краеведческого музея. Например, во время очередной экскурсии ребятам рассказали о правилах поведения в музее, познакомили с экспонатами музея: останками древних животных - рассмотрели кости мамонтов и медведя, найденных на Камчатке; с растительным и животным миром нашего края; макетом первого поселения – острогом. Также детям понравилась выставка «Изделия из бересты и поделки из кости»; познакомили с комнатой Г. Г. Поротова и,
когда дети увидели пишущую машинку, очень удивились: «А у моего папы есть компьютер, он на нем печатает, а где монитор у машинки?».
С ребятами на открытие выставки в Краеведческом музее «Певец древней страны Уйкоаль», посвященной юбилею ительменского поэта и фольклориста Г. Г. Поротова, подготовили выступление – рассказывали стихотворения и показали инсценировку «Успею». С этой же программой приняли участие в Районном доме детского творчества в круглом столе «Поротовские чтения».
В подготовительной группе продолжали закреплять знания о национальной посуде и одежде камчадалов на занятиях «За малиной в лес пойдешь, что с собою ты возьмешь?», «История трех предметов», «Из чего и как шили одежду?», «Украсим фартук» (аппликация). Девочкам моей группы очень нравится настольная игра «Укрась одежду», в которой они составляют узоры орнамента на заготовках кухлянки и торбасов.
Ребята познакомились с транспортом и достопримечательностями родного села и края. С этой целью проводила познавательные занятия, КВН, викторины. Мы совершили несколько экскурсий по главным улицам села, в музей. А также провели виртуальную экскурсию – «Мильково – село родное», в ходе которых дети познакомились с названиями центральных улиц, с удовольствием узнавали административные здания и памятники, расположенные в селе.
На занятиях «Как раньше передвигались люди?», «На чем передвигались охотники и рыбаки» познакомились с транспортом и узнали, на чем передвигались коренные жители, из чего строили свое транспортное средство (бат, нарты, упряжки, лыжи).
С целью закрепления знаний по данной теме провела с детьми итоговое занятие «Путешествие по земле Камчатской».
В раздел «Природа и мы» я включила ознакомление детей с “зеленой зоной” детского сада, природным уголком в группе, ближайшей лесной зоной, памятниками природы регионального значения. Главная задача этой работы подразумевает воспитание доброго заботливого отношения к природе родного края.
Работа над этим разделом проходит в течение всего года. Это и беседы о природе, и наблюдения за живой и неживой природой, целевые прогулки и экскурсии с использованием художественных произведений известных писателей, произведений устного народного творчества, забавных стихотворений.
Знакомство с природой родного края в средней группе я планировала по темам: «Цветы», «Травы», «Деревья», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные».
Например, на занятии «Как лейка с цветами дружила» дети познакомились с последовательностью высаживания цветов при пикировке, научились сравнивать растения, находить сходство и различие во внешних признаках. В конце занятия закрепили знания о том, что за цветами нужно обязательно ухаживать и соответственно беречь их. Полученные знания закрепляли в д/и «Что сначала, что потом», «Узнай растения». А на занятии «Подорожник приложили и про ранку позабыли…» дети познакомились и усвоили материал о лекарственных травах (подорожник, ромашка) и
их целебных свойствах. А также закрепили знания о бережном отношении к природе. Во время прогулок и экскурсий дети с сопереживанием относились друг другу, если с кем-то произошла неприятность: упал, поцарапался, дети охотно выступали в роли врача и лечили подорожником.
Ребята познакомились с дикими животными (медведем, лисой, белкой, разучивали загадки и небольшие стихотворения, посмотрели видеофильм «Бурый медведь». Знания закрепляли в дидактических играх «Кто, где живет?», «Узнай по описанию».
Для закрепления знаний о правилах поведения в природе мы совершили экскурсию в лес, рассмотрели деревья, кустарники, увидели муравейник. Ребята отметили, что муравьи сильные, т. к. могут поднять тяжесть намного больше, чем они сами, а еще заметили, что в пасмурную погоду их не видно, они прячутся. Сделали вывод о том, что, хотя муравьи и маленькие, но и их надо защищать и муравейники не разорять.
В старшей группе я проводила работу по таким темам, как: «Цветы и насекомые», «Травы и ягоды Камчатки», «Деревья» «Времена года», «Птицы», «Дикие животные».
Дети с удовольствием рисовали знакомые цветы: подснежники, лютики, лилии, петунью, одуванчики, бархатцы, маки; изготовили совместно с родителями гербарии лекарственных трав, а потом, показывая, друг другу просили угадать, что это за растение. Полученные знания закрепляли в дидактических играх: «Узнай на вкус», «Узнай по описанию».
А после познавательного занятия на тему «Откуда берется березовый сок?», дети вспомнили, что береза приносит пользу человеку и узнали, что сок, который она дает тоже целебный, я рассказала детям как правильно надо набирать сок и объяснила, что надрез надо замазать. Отметили его приятный вкус. Закрепили характерные признаки березы и отметили необходимость бережного отношения к деревьям. На прогулке дети рассматривали листики березы, в игре «Найди два одинаковых листочка» развивали глазомер и внимание у детей.
Плодотворная работа, на мой взгляд, прошла на тему «Лекарственные травы и плоды деревьев, кустарников», в процессе которой дети познакомились с целебными свойствами наших Камчатских растений. Например, дети вспомнили, что подорожник прикладывают к ранам и нарывам. И познакомились со свойствами других: отвар из пижмы применяют при простудных заболеваниях; крапиву широко используют и в пищу, и как лекарство; отваром из крапивы промывают раны, поласкают рот, а настой употребляют для укрепления и лучшего роста волос; шиповник находит самое широкое применение: варенье, настои, отвары. В плодах шиповника витамина С больше, чем в ягодах черной смородины, лимоне. Черемшу употребляют в пищу, чтобы появился аппетит и для лечения болезней зубов. Свежие листья мяты прикладывают ко лбу при головной боли, при ожогах и нарывах, а также как успокоительное средство. Дети поняли, что природа щедра и дает людям много полезных растений, которые можно использовать в борьбе с болезнями, поэтому необходимо ее беречь и не рвать, попусту траву, цветы, не ломать кустарники и травы.
Использование загадок, стихов, физкультминуток о насекомых, животных, растениях помогают построить работу с детьми более интересно (приложение № 28).
По теме «Времена года» самым интересным занятием, на мой взгляд, было занятие «Дом под крышей голубой», где мы с детьми пришли к выводу о том, что природа – это наш общий дом. Дети узнали, что каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа. Они узнали, что природа бывает живой и неживой. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, размножается и умирает. Дети учились различать живую и неживую природу в подвижной игре, когда я называла объекты живой природы – дети двигались, неживой - стояли на месте.
Полученные знания я закрепляла с детьми в ходе бесед «О том, кто как зимует», «Шубка теплая», дидактических играх «Зоологическое лото», «Угадай животное».
На занятии «Путешествие в тайгу» детей научились сравнивать диких животных по внешним признакам, образу жизни, характеру питания, месту жительства. Например,
Лева Р. загадал загадку: «Это животное с коричневой шубкой, оно большое, накапливает
жир, а зимой спит». Также дети усвоили знания о сообществе зверей, и их взаимосвязи со средой обитания.
В подготовительной группе организовала целевые прогулки по селу. Где дети отмечали взаимосвязь погодных условий и поведение насекомых. В теплую погоду насекомые летают, а пасмурную погоду они прячутся. На прогулках, наблюдая за насекомыми: бабочками, жуками, божьими коровками дети рассматривали их строение, отмечали их красоту и хрупкость. Дети поняли, что нужно бережно относиться ко всему живому, так как на земле каждое существо имеет право на существование.
Ребята усвоили правила поведения в природе: лес любит тишину, нельзя рвать цветы, разрушать гнезда, брать животных домой, ломать ветки и деревья. В уголок природы я изготовила экологические знаки, с помощью которых дети запомнили перечисленные правила поведения в лесу.
Дети с удовольствием рассказывают друг другу о том, как проводят отдых со своей семьей. Поэтому я решила включить в планирование по разделу «Природа и мы» тему «Отдых на природе». Мы ввели в группе традицию: рассказывать о проведенных выходных днях и выбирать самый интересный рассказ. С этой целью я предложила детям совместно с родителями оформить мини-фотомонтажи на тему: «Отдых всей семьей». После чего ребята составляли рассказы из личного опыта и с удовольствием делились впечатлениями. Выслушав рассказы всех детей, я поняла, что дети очень любят своих родителей, любят отдыхать с ними и веселиться. Как всегда, мы закрепляли правила поведения в природе, говорили о бережном отношении не только к живым объектам природы, но и неживым.
Итак, воспитывая у детей любовь к родному селу и краю важно подвести их к пониманию того, что это частица нашей Родины. Дети должны осознавать гордость за свой народ, свою страну. Важной составляющей этого является чувство уважения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности и окружающему миру в целом. И в связи с тем, что маленьким детям – дошкольникам еще недоступны высокие понятия о Родине, то и патриотическое воспитание в этом возрасте состоит, на мой взгляд, в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками своего родного села и края.
Подводя итоги своей работы по теме: «Краеведение – источник патриотического воспитания» могу сказать, что я довольна тем результатом, который получила. Во-первых, дети получили хорошие знания о родном крае, его прошлом и настоящем; во–вторых, я наблюдаю у детей стремление изучать и познавать историю и самобытную культуру местных народов прошлых лет; в- третьих, меня порадовало то, что родители приняли активное участие в этой работе. Для них я организовывала собрания, совместные походы и экскурсии, оформляла буклеты и консультации.
Результаты моей работы позволяют сделать выводы о том, что работа по патриотическому воспитанию необходима и важна уже в дошкольном возрасте в непрерывном развитии и становлении личности, как гражданина и патриота своей Родины.