Казармина Евгения Евгеньевна
Конспект занятия «Куклы-обереги»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-6 лет
Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол в народных традициях.
Програмные задачи:
- познакомить детей с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека;
- раскрыть символическое значение обрядовых кукол;
- развивать мелкую моторику в процессе создания куклы
- воспитывать интерес к народной игрушке, аккуратность и трудолюбие, бережное отношение.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Куклы-обереги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- обрядовые народные куклы;
-сундук;
- материалы для изготовления куклы : две рябиновые палочки 25см (для тела) и 18 см (для рук,белый лоскут 18х18 см для головы, немного синтепона, красные нитки, полоска для повойника, косынка, бусы.
- музыкальный центр, флешка с записями народной музыки.
Презентация с поэтапным показом изготовления куклы.
Ход занятия:
Звучит музыка.
В старину когда-то
Время не теряли
Вечерами поздними.
Много пряли, ткали…
А ещё когда-то
Куколок крутили
Под рукой,что было
Из того лепили.
Глиняное солнышко
Лыком украшали,
Лыковые конники
Избу охраняли,
Козы веселушки
Беды выметали,
Деточек спасали.
Так из века в век
Род свой сохраняли,
И культуру русскую
Нам передавали!
Воспитатель: Дети послушайте загадку:
Лоскуток да ниток катушка
В умелых руках оживает игрушка
Воспитатель: (показывае куколку)
«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.
Куколка тряпичная, очень симпатичная!»
-Наши куколки непростые. Как вы думаете, почему? (ответы детей).Да,они сделаны своими руками из натуральных материалов. А ещё их называют обрядовыми куклами.
Как вы думаете, что значит «обереги»(от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Кукол - оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.
Куклы-обереги делались безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои волшебные обережные свойства и в неё могли вселиться злые духи.
Сейчас о некоторых обрядовых куколках я вам расскажу. Чтобы было нам удобнее, давайте сядем на стульчики возле нашего сундука.
Для маленьких деток делали куклу-пеленашку.
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Пеленашку милую.
Пусть она младенца оберегает
И злых духов отгоняет.
Еще до рождения ребенка, его мама скручивала такие куклы и развешивала вокруг колыбельки. Колыбелька в то время прикреплялась к потолку на пружине и в народе называлась люлькой или зыбкой. Считалось, что Пеленашка бережет ребеночка от сглаза, болезней, от дурных снов, от злых людей.
С наступлением холодов, чтобы дети не болели, делали куклу «Кубышку –травницу»
Стоит внутри себя, собрав
Собранье самых разных трав.
Жимолость,ромашка, мята-
Вот чем куколка богата. Вам здоровье обеспечит,
Ведь она травою лечит.
Она наполнялась душистой лекарственной травой, куклу надо было помять в руках, и по комнате разнесётся травяной дух, который отгонит духов болезней.
А вот куколка необычная- это куколка Зерновушка (крупеничка).
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
В старину, чтобы в доме было сытно и богато,хозяйка дома делала куклу «зерновушку»Эта кукла хранила силу урожая до будущего года.
-А эта куколка, должна быть интересна нашим девочкам. Это кукла –«Рябинка».Кукла «Рябинка»- одна из самых любимых среди народных кукол. Она завораживает своей женственностью, душевностью и какой-то незримой силой. Сильнейший оберег вашему дому от всего нежелательного, негативного Оберег любви и здоровья в вашем доме Помещается напротив или рядом с входной дверью. Куклу «Рябинку» называют воином против всех проявлений зла. Основой куклы является рябиновая палочка.
-Вот и закончились куколки в нашем сундучке. И неудивительно. Ведь не обо всех обрядовых куклах мы поговорили. Наша с вами задача дальше узнавать об этих куклах.
На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –«Маланья»
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)
-А сейчас мы с вами отправимся в мастерскую, изготавливать куклу
«Рябинушку»
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель приглашает детей за стол с заготовками, рассказывает и показывает поэтапное изготовление куклы-оберега «Рябинушка»
Физминутка во время работы:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы узлы вязать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кукол наряжать!
_- Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились.
По окончании работы дети строят «Пирамиду добра».
-Что доброго хорошего вы пожелаете человеку. которому сделали оберег? Кто придумал- выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, вытянет руку вперёд и положит её сверху на мою ладонь или на ладонь ребёнка, уже высказавшего своё пожелание.