Папки-передвижки

«Кукольный театр». Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности

Марина Юрчишина
«Кукольный театр». Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Задачи программы

3. Формируемые компетенции

4. Содержание образования

5. Методическое обеспечение

6. Материально-техническое оснащение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Программа «Кукольный театр» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.

Публикация «„Кукольный театр“, Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности» размещена в разделах

1.2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по развитию творческих способностей учащихся, нравственных и эстетических качеств в период формирования личности средствами их обучения основам актерского мастерства в кукольном театре.

1.3. Назначение программы заключается в художественно-эстетическом и культурном развитии учащихся через приобщение их к театральному искусству средствами кукольного театра.

1.4. Цель – обучение учащихся основам театрального искусства, раскрытие их духовного и творческого потенциала через комплекс художественных средств : художественное слово, наглядный образ, живописное декоративное оформление, музыкальное сопровождение.

1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программ «Театр кукол» Т. Н. Цицилиной, «Кукольный театр» А. П. Новиковой, «Кукольный театр» Н. И. Хисматуллиной. При этом взятые из них разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.

1.6. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.

1.7. По содержанию деятельности программа содержит элементы познавательной и развивающей творческие способности деятельности.

1.8. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренной дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в этой области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.

1.9. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей элементарные предметные и ключевые компетенции в предусмотренной ею области знаний.

1.10. Исходной теоретической основой программы является положение о развивающих возможностях игровой деятельности, которая является ведущей для детей младшего школьного возраста.

1.11. Главная идея программы заключается в сочетании общего развития образного и ассоциативного мышления учащихся со специальным, связанным с реализацией образа, перенесённого в куклу, а так же с техникой изготовления и вождения куклы и необходимым для этого мастерством.

1.12. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребенка.

1.13. Срок реализации программы :

программа рассчитана на 1 год обучения;

общая продолжительность обучения составляет 35 учебных часов.

1.14. Режим занятий:

занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут

принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.15. Возраст учащихся: 8 – 9 лет, детей с умственной отсталостью – 9 – 12 лет.

1.16. Количество учащихся в группе: не более 15 человек, детей с умственной отсталостью – не более 10 человек.

1.17. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

1.18. Формы занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний.

1.19. Программа реализуется по безоценочной системе.

1.20. Формы подведения итогов реализации программы :

текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений;

итоговый контроль в течение учебного года без специально отведённого для него времени в форме мониторинга участия учащихся в кукольных спектаклях перед зрителями (родителями, сверстниками, детьми младшего возраста).

1.21. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:

учёт нарушений в сфере отношений, в том числе и с самими собой, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;

использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;

привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;

создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1) Познакомить с театром кукол как одним из видов театрального искусства.

2) Развивать творческие способности через овладение приёмами кукловождения, сценического движения, сценической речи, музыкального оформления.

3) Развивать художественное и ассоциативное мышление (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль, речь (диалог, монолог, интерес к художественной детской литературе.

4) Развивать восприятие, воображение, фантазию, мышление, внимание, память и другие.

5) Воспитывать нравственные и эстетические качества личности, коммуникабельность, умение выстраивать отношения с окружающими.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В процессе реализации программы у детей формируются следующие предметные компетенции:

знание такого вида искусства, как театр кукол; знание видов театра кукол и истории их появления;

знание сценического действия как основы актёрского творчества; понятий «органика», «этюд», «оценка», «органическое молчание», «реквизит», «сценическое событие», «декорации», «действие», «предлагаемые обстоятельства», «если бы я…»; видов театрального действия;

умение строить на основе заданной темы простой сюжетный рассказ с завязкой, событием, развязкой; целесообразно выполнять цепочку простых физических действий в одиночном этюде; обнаружить и самостоятельно снять мышечные зажимы; направлять звук в основные резонаторы трех регистров; создавать самостоятельно выбранный или заданный звуковой образ; развивать пластику рук; умение вождения перчаточной куклой; определять главные и второстепенные события в действии; делать текст «своим»; слушать партнера; понять и оценить его слова и поведение; воздействовать на партнера и зрителей через куклу; владеть сценическим пространством.

Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции:

1. ценностно-смысловые – умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому предмету;

2. учебно-познавательные – умение пояснить цель, осуществлять ее реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

3. социокультурные – представление о социальных нормах и ценностях; владение этикой взаимоотношений; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя;

4. коммуникативные – умение выступать с устным сообщением, отвечать на вопросы; владение такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; наличие позитивных навыков общения;

5. информационные – владение навыками работы с различными источниками информации; осознанное восприятие информации, умение выделять в ней главное и необходимое;

6. здоровьесберегающие – умение позитивно относиться к своему здоровью; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВА

Вводное занятие (1ч). Знакомство с детьми (посредствам перчаточной куклы-Петрушки). Техника безопасности, правила по охране труда. Правила поведения на занятиях. Определение уровня подготовленности детей.

История кукольного театра. Театр и театральное искусство (2ч). История происхождения куклы. Виды кукол. Петрушка кукла – главное действующее лицо народного кукольного театра в России.

Техника речи. (2ч). Знакомство с понятиями: выразительность, пауза, дикция, речевая моторика, логическое ударение, темп. Упражнения для развития речевого аппарата (речевые этюды). Выразительное чтение.

Техника речи. Артикуляция звука (1ч). Знакомство с понятиями: интонация, артикуляция. Чтение скороговорок, потешек, пение дразнилок, закличек.

Театр на фланелеграфе (1ч). Знакомство с кукольным театром на фланелеграфе. Спектакль «Рукавичка» (2ч). Обучение способам управления куклами на фланелеграфе. Распределение ролей. Выразительное чтение. Репетиция. Мини-постановка сказки «Рукавичка».

Настольный театр (2ч). Знакомство с настольным театром. Обучение способам управления куклами настольного театра.

Настольный спектакль «Репка»(2ч). Распределение ролей. Выразительное чтение. Репетиция. Мини-постановка сказки.

Пальчиковая кукла (3ч). Знакомство с пальчиковыми куклами. Диалог героев. Импровизация.

Пальчиковые потешки (1ч). «Сорока-ворона»

Пальчиковый спектакль «Колобок» (5ч). Распределение ролей. Выразительное чтение сказки. Репетиция. Мини-постановка.

Перчаточная кукла (1ч). Знакомство с перчаточными куклами.

Кукловождение (2ч). Работа над основным положением перчаточной куклы. Импровизация. Этюды.

Кукольный спектакль «Курочка Ряба» (4ч). Изучение сценария, распределение ролей, выразительное чтение, репетиции. Мини-постановка сказки.

Кукольный спектакль «Теремок» (5ч). Изучение сценария, распределение ролей, выразительное чтение, репетиции. Мини-постановка.

Итоговое занятие (1ч). Показ кукольного спектакля зрителям.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для создания положительной познавательной мотивации учащихся, стимулирования повышенной работоспособности и активизации индивидуального участия учащимся предоставляется право на равноправное участие в творческой деятельности и выбор любой роли.

Основной формой занятий является игра, позволяющая не только улучшить качество работы, но и давать выход избыточной энергии учащихся. В ходе игры они получают возможность удовлетворять свои потребность в отдыхе и разрядке.

В течение всего срока реализации программы серьёзное внимание уделяется сценическому тренингу. В основу всех упражнений закладываются предлагаемые обстоятельства (события, ситуации, взаимоотношения действующих лиц, мини-сценок, предусмотренных программой).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Занятия проводятся в специальном помещении, где имеется следующее оснащение:

Аудио- и видеотехника, подборка сказок, песен, мелодий;

Подборка игр.

Куклы.

Фланелеграф.

Театральная ширма.

Декорации, бутафории к спектаклям.

Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.

Доступ к информационно-коммуникационным сетям.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста (5–7 лет) (срок реализации 2 года) I. Пояснительная записка. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного,.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленькие художники» 1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности. Данная программа направлена на художественно.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Оригами» с детьми старшего возраста Пояснительная записка Складывание из бумаги – настоящее искусство. Называется оно «оригами». Оригами-искусство изготовления бумажных фигурок.

Дополнительная общеобразовательная программа начального моделирования и конструирования «Умелые руки» Пояснительная записка. Интерес к обработке различных материалов у обучающихся велик. Они любят шить, моделировать, конструировать, клеить,.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Школа Мяча» Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности «ШКОЛА МЯЧА» разработана.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Читай-ка» В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Дети вне нахождения детского сада практически.

Общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями должны соответствовать.

Особенности проектной деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида.Особенности проектной деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида. С 2014 года я продолжила внедрение проектной деятельности в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения №33. Деятельность.

«Волшебный мир танца» — дополнительная общеобразовательная программа ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТАНЦА Дополнительная общеобразовательная программа ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Программа «Волшебный мир танца» (далее – программа).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Кукольный театр». Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 08:52
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД