Светлана Осокина
Квиллинг как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Квиллинг, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
В нашем дошкольном учреждении начали заниматься квиллингом с середины прошлого года. Мне очень понравились работы, которые увидела в интернете, заболела этим сама, решила попробовать с детьми. Хочу вам вкратце рассказать, что такое квиллинг.
Публикация «Квиллинг как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квиллинг
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV — начале XV века. B XV веке это считалось искусством. В XIX — дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика). В детском саду квиллинг можно использовать с детьми старшего возраста. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.
Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала:
• Листы цветной двусторонней бумаги (формат А4, из которого нарезается в длину полоски шириной 5-10 мм.
• Деревянные зубочистки (кончик отрезается и делается небольшой надрез).
• Клей ПВА.
• Дополнительный материал: картон, цветная бумага, карандаши и т. д.
Техника квиллинга.
1. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляем в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.
2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз).
3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.
4. Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Пальцами мы можем преобразовать спираль в различные базовые формы, а уже из них – изготовить любую поделку. Когда дети овладеют всеми этими базовыми формами, простор для творчества будет шире. Ребенок самостоятельно сможет придумать сюжет для своего произведения. Захотелось солнышко, а лучики ему – такие или вот этакие, да еще возьму и глазки сделаю, и ротик – пусть улыбается Но … пока мы еще только орлята, которые учатся летать.
Мы разработали программу нашего кружка «Кручу, верчу, квиллингу научиться хочу», цель которой – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
• Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных).
• Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.
• В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.
Работа с детьми строится поэтапно. Сегодня мы вместе с вами попробуем по этим этапам пробежаться.
На 1-ом этапе мы формируем умение скручивать элемент (форму) «тугая спираль», «свободная спираль» и наклеивать на основу. Это самое легкое. Предлагаю попробовать сделать мухомор, барашка и божью коровку.
На 2-ом этапе формируем умение скручивать и делать элемент (форму) «завиток». Давайте попробуем сделать гусеничку и новогоднюю игрушку.
На следующем этапе формируем умение скручивать и делать элемент (форму) – «капля». Мы сделаем композиции «дождик» и «осенние листья».
На 4-ом этапе формируем умение скручивать и делать элемент (форму) «глаз». Давайте сделаем снежинку.
На 5-ом этапе формируем умение скручивать и делать элемент (форму) «стрелка». Мы с вами сделаем васильки.
На 6-ом этапе формируем умение скручивать и делать более сложные элементы: квадрат, треугольник, конус, лист, полукруг и др. Это сложная работа, требующая не одного занятия. Представленный образец – это совместная работа воспитателя и детей. Давайте и мы с вами попробуем сделать.
На 7-ом этапе уже на 2-ом году обучения мы будем собирать объемные композиции.
Мы думаем, что в результате нашей работы дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Это сложно, но детям нравится. К тому же это очень хорошее подспорье в развитии мелкой моторики.
Ну и конечно привлекали родителей в помощь: в этом году был проведён семинар по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: “Моторика и её роль в развитии ребёнка”, “Развиваем интерес к работе с бумагой”, “Поделки из бумаги (квиллинг)”. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.