Лучший педагог года

«Люби и знай свой край родной». Материал к родительскому собранию

Людмила Морозова
«Люби и знай свой край родной». Материал к родительскому собранию

Люби и знай свой край родной

Знакомство с Самарой

Приветствие детей:

Ребенок 1: Как ветра пролетели столетья

Прошумели крикливой толпой,

И раскинувшись гордо над Волгой

Стоит город Самара родной.

Ребенок 2: Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

- Здравствуй, улица моя!

Ребенок 3: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Ребенок 4: Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

Публикация «„Люби и знай свой край родной“, Материал к родительскому собранию» размещена в разделах

С твоей великой рекой,

И неоглядными полями!

Ребенок 5: Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутолимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

Нет необходимости специально разъяснять, какую важную роль в воспитании ребенка играет подробное и продуманное знакомство с родным городом. Тем не менее зачастую бывает так, что даже несложный вопрос ребенка из истории и жизни города ставят нас в тупик. Ведь отвечать на вопросы детей – значит думать и узнавать вместе с ними.

К сожалению, зачастую познания дошкольников о родном городе сводятся к паркам отдыха, аттракционам и цирку. Само понятие «Самара» как огромного, интересного, во многом уникального и неповторимого города остается для них неясным, расплывчатым. А если родной город предстает как нечто непонятное и непознанное – как его можно любить?

По мнению ученых, образы и эмоциональные переживания первых семи лет проходят с нами через всю жизнь. Но если Самара останется просто названием того места, где живет ребенок, названием малозначимым (по сравнению, например, с названием родной улицы, не вызывающим особых чувств в детской душе, то это может стать невосполнимой эмоциональной потерей.

Проблема серьезная. Наибольшее влияние на дошкольника оказывает семья, поэтому без активного участия родителей воспитание юных самарцев становится трудновыполнимой задачей. В чем же состоит это участие? Кратко выделим основное: эмоционально – положительная поддержка интереса ребенка к познанию родного города, внимательное отношение к вопросам ребенка, размышления о прошлом и настоящем Самары, помощь в поиске нужной информации (из справочников, путеводителей, художественной литературы и т. д., помощь в классификации, обобщении, систематизации полученных сведений о Самаре (составление схем, карты, перечней, рисунков и т. д.). Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению родного города.

Конечно, для дошкольника такие виды работы, как справочники и карты, практически нереальны – даже с помощью родителей, и уж тем более самостоятельно. Но путеводители с их обязательными красочными фотографиями и иллюстрациями очень помогают формированию осознанного интереса ребенка. Например, увидев на картинке здание драматического театра, очень похожего на сказочный дворец, ребенок конечно же захочет увидеть его своими глазами, узнать что-то новое и интересное. А вот попробуйте прямо сейчас, из своей памяти, ответить на простейшие вопросы – что это за здание, почему выглядит именно так, когда и кем было построено… Без специальной подготовки – согласитесь, не получится.

А ведь таких памятных и очень красивых, своеобразных мест в Самаре достаточно. И каждое из них не просто достойно внимания (что не нуждается в доказательствах, но и требует подготовки родителей к показу и объяснению. Поэтому начинать необходимо по старой, испытанной системе – от простого к сложному. И не увлекаться очень сложными историческими справками: для ребенка в таком возрасте имя архитектора и точная дата строительства филармонии совершенно ничего не значат. А вот предназначение здания, показ его наглядных особенностей помогают увидеть и понять многое: если мы заговорили о той же филармонии, то характерная форма фасада (в стилизованном виде лиры) и еще более характерные окна – это как раз те детали, на основе которых можно строить совершенно предметный и полезный разговор с ребенком.

Опытные краеведы говорят : «Самары не узнаешь, пока не прошагаешь». Мышление дошкольника еще очень конкретное, лучше усваивается то, что представлено в наглядной форме, то, что можно реально увидеть или пощупать. Поэтому познание родного города детьми дошкольного возраста немыслимо без пеших прогулок.

«Они же маленькие, быстро устают» - возразят некоторые взрослые. Замечание справедливое – поэтому первое требование к таким прогулкам: их небольшая протяженность по времени и расстоянию. Иначе дети за усталостью не получат удовольствия, исчезнет их желание продолжать подобные прогулки в будущем.

Спланируйте время прогулки так, чтобы не торопить малыша, не тянуть постоянно за собой за руку. Если чувствуете, что не успеваете показать ребенку все, что хотели, успокойтесь и не суетитесь. В таких прогулках главное не в количестве просмотренного, увиденного, а радость узнавания нового. Тем более что Самару не напрасно называют «Волжской жемчужиной» - даже краткая прогулка по старой части нашего города принесет ребенку большие и глубокие впечатления.

Тут же возникает один из самых трудных вопросов – выбор маршрута. «Они же маленькие, многое не поймут»- это еще одно из возможных возражений. Действительно не поймут, если вы начнете серьезно, по-взрослому описывать и объяснять различные исторические события, связанные с данным местом Самары или разъяснять особенности архитектурных стилей. Не забывайте, что дошкольники еще не владеют многими понятиями, привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы – и вы попросту станете говорить с ребенком на разных языках.

Например, знаменитая сторожевая башня у стрелки Самары и Волги (по улице Водников) это именно та постройка, с которой начинался город. Ее нельзя обойти вниманием – но если вы начнете рассказ со слов что это «остатки комплексного оборонительного сооружения стрелецких формирований времен четырнадцатого века», то вас не поймет не то что ребенок, но и иные взрослые. Поэтому попробуйте объяснить предназначение этой старинной «избушки» - пусть ребенок представит себе, что рядом нет элеваторов и высотных зданий, что из шатра наверху башни далеко видна река в обе стороны – и даже дошкольник поймет, почему башню поставили именно здесь и почему она, такая вроде бы маленькая, называлась «сторожевой», то есть наблюдательной. Обратите внимание ребенка на толщину бревен, из которых сложена башня – такие бревна не пробить даже из пушки, не говоря уже про ружья и стрелы. Расскажите, как в любую погоду на верхней площадке стоял часовой и смотрел на Волгу или Самарку – не появятся ли вражеские или разбойничьи лодки. Что, закрывшись в этой башне, стрельцы оборонялись до подхода основных сил, которых вызывал посланный гонец. А дальше ребенок и сам нафантазирует себе треск сломанных копий и звон сабель, удары щитов и скачущую под стенами башни вражескую конницу, дымный сигнальный костер на верхушке сторожевой башни и подоспевшую вовремя на подмогу – вон оттуда, сверху, где стоит сейчас элеватор, развернулись лихой атакой конные казаки, ударили русские пушки…

Есть еще и такой совет – для первой прогулки лучше выбрать те места, которые вы сами хорошо знаете и любите. Для кого-то это будет улица, сквер, двор, где прошли детские годы. Здесь было для вас начало знакомства с Самарой, начало жизни – конечно, многое вспомнится и непосредственно при общении с ребенком.

Столько в Самаре интересных мест: улиц, зданий, скверов, площадей и парков! А театры, выставки, музеи, библиотеки – это тоже уникальные частицы культурного наследия Самары. Приобщайте к ним своего малыша. Его открытая душа – благодатная почва для ростков доброты, справедливости, отзывчивости на доброе и прекрасное.

Приготовьтесь к тому, что быстро почувствуете недостаточность, скудность своих знаний о родном городе, к тому, что новую информацию цепкая память малыша будет сохранять значительно лучше, чем ваша. Хотелось бы предостеречь от непоследовательности: есть такая особенность у некоторых родителей. Познание такого города, как Самара – это дело не на один час и даже не на один месяц. Помните поговорку – «Чтобы быстро бросить начатое, не надо и начинать». Но все ваши усилия (в том числе и над собой, все окупится сторицей.

Если позволит зимняя погода, можете начинать знакомство с Самарой уже сейчас – причем для первой прогулки можно избрать именно старый город, а еще лучше – зимнюю набережную. Во-первых,там есть что показать и о чем рассказать, во вторых, вы заложите очень интересную основу на будущее – повтор этих прогулок весной или летом позволят ребенку одновременно с познанием города прочувствовать и разницу в открывающихся видах в разные времена года. К тому же в старой части города и на набережной множество уютных кафе, где вы можете погреться, отдохнуть, угостить малыша заслуженным за добросовестное внимание и пеший переход мороженым или горячим чаем. И снова выйти на красивейшую набережную Средней Волги, показать литой чугунный парапет, который можно увидеть разве что в Санкт – Петербурге, пройтись к заснеженным спускам у берега и наконец, полные впечатлений и приятной усталости, вернуться домой.

Я желаю вам, чтобы знакомство с Самарой стало открытием и для вас, и огромным удовольствием для ребенка. Эти прогулки как раз тот случай, когда можно с полным правом сказать – «Мы сочетаем приятное с полезным».

Публикации по теме:

Сценарно-режиссерская разработка мероприятия (направление духовно-нравственного развития) «Мой любимый город» Тема: «Мой любимый город». Идея: Формирование представления о родном городе, закрепление знаний о гербе, гимне. Формирование гражданского.

Конспект занятия в старшей группе «Символы Санкт-Петербурга» Цель. Расширить представления детей о родном городе, через знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Задачи. 1. Вызвать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Люби и знай свой край родной». Материал к родительскому собранию
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 16:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД