Елена Борзенкова
«Маленькие исследователи». Исследовательско-творческий проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Формирование у детей осознанного отношения к природе через исследовательскую деятельность.
Задачи
1. Создать условия для исследовательской деятельности.
2. Учить проводить исследования через поставленную задачу, делать вывод.
3. Прививать детям интерес и созидательное, гуманное отношение к природе.
4. Воспитывать у детей любовь, заботливое отношение к растениям, животным.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
Гипотеза
Публикация «„Маленькие исследователи“, Исследовательско-творческий проект по экологии для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В процессе работы дети научатся формулировать проблему, проводить исследования, опыты, делать соответствующие выводы, что будет являться основой пополнения своих знаний в экологии. Все это послужит привитию заинтересованного, гуманного отношения к природе, окружающему миру.
Методы
социальный опрос;
анализ литературы;
наблюдение;
опытно-исследовательская деятельность;
моделирование;
обобщение.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
К шести годам дети должны
научиться формулировать проблему для исследования;
активно употреблять простые научные термины (опыт, исследование,
экология, экологическая катастрофа, фактор, условия проживания,
загрязнение, круговорот, ресурсы);
уметь осмысленно работать над решением задачи, выделять стадии
(этапы) опыта;
уметь осмысливать причинно-следственные отношения;
уметь подробно излагать протекание того или иного события, составлять
цепи питания и определять зависимость одного явления или события от
различных факторов;
активно сопровождать речью свои действия;
уметь делать вывод по результатам исследования или опыта.
Возможности проекта для родителей
повышение познавательной активности и обеспечение успешного
развития детей;
получение консультаций по вопросам экологического воспитания и
образования ребенка;
укрепление связей между детским садом и семьей.
Возможности проекта для воспитателя
повышение экологической грамотности участников проекта;
подготовленность ребенка к школе;
улучшение отношений между детьми;
укрепление связи с родителями и социумом.
Перечень основных направлений проекта
1. Разработать и провести циклы занятий по экологическому воспитанию :
Человек и природа;
Лес и его обитатели;
Вода, воздух, почва.
2. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
Оформить календарь наблюдений за погодой;
Изготовить методическое пособие «Времена года»;
Изготовить методическое пособие «Стадии развития растения»;
Подобрать и оформить методический материал по экологическому
воспитанию дошкольников к родительскому собранию;
Пополнить лабораторию оборудованием для проведения опытов;
Сделать подборку дидактических игр экологического направления для
проведения на прогулке;
Изготовить альбом «Времена года» (стихи, рассказы, иллюстрации);
Оформить подборку материалов по экологическому воспитанию для
работы воспитателей по данной теме.
3. Работа с родителями:
Анкетирование «Что такое экология?»
Выставка рисунков на тему «Экология и мы»;
Акция «Каждой пичужке – кормушку»;
Родительское собрание «Природа и мы»;
Акция «Благоустройство участка – общая забота»;
Конкурс «Моя родословная».
4. Социальное развитие:
Месячник экологии;
Выставка цветов;
Выставка поделок из овощей.
Краткое описание проекта по этапам
Информационно-аналитический этап решает задачи организационного характера: определение уровня знаний в области экологии через анкетированный опрос родителей и детей, создание творческой группы воспитателей ДОУ, изучение литературы по теме, составление плана работы по всем направлениям деятельности.
Основной этап направлен на осуществление проекта, решение его задач. Во время выполнения этого этапа с детьми проводится большая совместная образовательная работа, предлагается самостоятельная деятельность для проведения исследований, параллельно осуществляется просветительская работа с родителями, привлечение социума.
Последний, заключительный этап посвящен подведению итогов работы над проектом, определению недостатков, недочетов, презентации и определению следующих проблем.
План мероприятий по реализации проекта «Маленькие исследователи»
Сентябрь – НОД: Диагностика по экологическому воспитанию. Влияние человека на состояние почвы.
Свойства почвы.
Сопутствующая деятельность: НОД «Труд людей в саду, огороде и поле»; слушание
художестве нной литературы: И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», А. Барто «Мы не
заметили жука», Я. Аким «Осень», С. Маршак «Ветер»; наблюдения, игры на прогулке,
труд: наблюдения за деревьями, травой, состоянием погоды, игры «Угадай, с какого
дерева листок?», «Журавли – журавли», очистка участка от листьев.
Октябрь - НОД: «Колобок отправляется в лес». Сопутствующая деятельность: НОД лепка «Угощение
для зверят»,
аппликация «Дождь в осеннем лесу» (коллективное панно); слушание
художественной литературы: Е. Чарушин «Что за зверь», В. Берестов «Заячий
след», Я. Аким «Первый снег», Р. Сарби «Прощание с журавлями». наблюдения, игры
на прогулке, труд: наблюдения за насекомыми, распространением семян, игры
«Добеги до дерева», «Кто как кричит?», экскурсия в осенний парк, очистка участка от
листьев, сбор листьев и семян для поделок.
Ноябрь - НОД: «Покормите птиц зимой». Сопутствующая деятельность: НОД аппликация с
элементами рисования «Лебеди на озере» (коллективное панно, лепка «Птичка»;
слушание художественной литературы: В. Бианки «Бесплатные столовые», Н. Сладков
«Почему ноябрь пегий», Е. Носов «Тридцать зерен»; наблюдения, игры на прогулке, труд:
наблюдения за поведением птиц, за ветром, акция «Каждой
пичужке – кормушку», кормление птиц, игры «Птица без
гнезда», «Я – деревце», «Найди пару».
Декабрь - НОД: «Чиполино помогает выращивать лук» (опыты с луком). Как человек влияет на природу. Сопутствующая деятельность: НОД Беседа о пользе лука, лепка «Зайчик», рисование «Угощение для зайчат»; слушание художественной литературы: В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен», Л. Воронкова «Снег идет»; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за снегом, состоянием погоды, следами на снегу, экскурсия в зимний парк, опыт «Определение защитных свойств снега», игры «У кого какая песенка?», «Бездомный заяц», очистка построек и дорожек от снега, присыпание корней деревьев снегом.
Январь - НОД: Опыты со снегом «Различная степень загрязнения снегового покрова». Как сохранить природу? Сопутствующая деятельность: НОД рисование «Снежинка», аппликация «Птицы на кормушке» ; слушание художественной литературы: В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как пишет?», С. Есенин «Пороша» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за деревьями, птицами, небом; игры «Мы – снежинки», «Кто как ходит»; очистка построек и дорожек от снега.
Февраль - НОД: «Лесной доктор». Полезный мусор. Сопутствующая деятельность: просмотр мультфильма «Живи, ручеек!»
конкурс рисунков «Экология и мы»; слушание художественной литературы Г. Сладков «Скворец», С. Маршак «Это – снежная страница…» С. Есенин «Береза» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за дятлом, белкой, осадками, снежным покровом; игры «Узнай по описанию животное», «Пищевые цепочки в лесу»; очистка построек и дорожек от снега, стряхивание снега с ветвей молодых деревьев и кустарников.
Март - НОД: «Невидимка-воздух». Кладовая Земли. Сопутствующая деятельность: Познавательное занятие «Как мы дышим?»; слушание художественной литературы Я. Дягутите «Жаворонок», «Земля», М. Пришвин «Золотой луг», «Разговор деревьев»; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за небом, солнцем, погодой, длиной тени от деревьев; игры «Чья птица улетит дальше?», «Назови, о чем расскажу».
Апрель - НОД: «Волшебница-вода». Что такое экологическая катастрофа? Сопутствующая деятельность: НОД рисование «Ледоход на реке», поделки из природного материала «Ежик», «Рыбка» ; слушание художественной литературы М. Борисова «Песенка капели», Я. Аким «Апрель», И. Соколов-Микитов «Гнездо» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за таянием снега, капелью, почвой, солнцем; игры «Слово на ладошке», «Пищевые цепочки на лугу», «Загадай, мы отгадаем»; экскурсия в весенний парк; уборка территории участка от старых листьев, травы и веток.
Май - НОД: «Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами». Песок и глина. Сопутствующая деятельность: НОД рисование «Весенние цветы», лепка «Насекомые»; слушание художественной литературы Е. Чарушин «Воробей», П. Воронько «Лучше нет родного края», Г. Снегирев «Ласточка» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за первой травой, почками, дождем, птицами, игры «Ласточки и мошки», «Чей одуванчик улетит дальше?», «Через ручеек».
Июнь - НОД: «Насекомые: что мы о них знаем?» Сопутствующая деятельность: НОД поделка из природного материала «Жук на листочке», аппликация «Радуга»; слушание художественной литературы Е. Серова «Наши цветы», Ю. Дмитриев «таинственные превращения», Н. Сладков «Домашняя бабочка»; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за цветами, радугой, воздухом; игры «как растение растет?», «Что сначала, что потом?», «Угадай по описанию» (насекомые); посадка цветов в клумбы.
Июль - НОД: «Дождевые черви». Летнее разнотравье (лекарственные растения). Сопутствующая деятельность: НОД панно «Летний лес», лепка «Бабочка»; слушание художественной литературы Е. Чарушин «Про зайчат», В. Бианки «Купание медвежат», М. Джалиль «Родник», Г. Скребицкий «На лесной полянке» ; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за бабочками, солнцем, состоянием погоды; экскурсия в летний парк; игры «найди листок», «Мыльные пузыри», «Лесная аптека»; прополка, полив цветов на клумбе.
Август - НОД: Диагностика по экологическому воспитанию. Сопутствующая деятельность: композиция из сухих растений, лепка по замыслу «Мое любимое животное (птица)» ; слушание художественной литературы З. Александрова «Родина», И. Бунин «Родник», Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»; наблюдения, игры на прогулке, труд: наблюдения за ягодными кустарниками, воздухом, почвой; игры «Чьи это семена?», «Кто где живет?»; сбор семян.