Маргарита Фёдоровых
«Малые формы фольклора в речевом развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор – это бесценный, драгоценный клад, который передаётся из поколения в поколение по наследству.
Благодаря фольклору, мы знакомимся с прошлым нашего народа, с его обычаями, традициями. Он имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей.
Публикация «„Малые формы фольклора в речевом развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Работу с фольклором я начала с младшего возраста. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, народным сказкам, могу с уверенностью сказать, что они могут «разговорить» ребёнка. Лучше всего работу проводить в свободное от занятий время. Знакомство с фольклором можно начать для малышей с колыбельных песенок, с потешек, с несложных загадок. Детишкам очень нравиться, когда взрослый (мама или воспитатель) берёт в руки куклу и ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая её : - Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай!
Белолапа, не скули,
Мою Машу не буди.
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, надо им показать, как громко лает собачка – Белолапа (используем мягкую игрушку) и может разбудить куклу Машу.
Таким образом, дети будут дружно просить собачку: «Ты, собачка, не лай. Белолапа не скули!» После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.
Далее можно использовать потешки. Знакомство с потешками нужно начинать с рассматривания картинок, игрушек, различных иллюстраций. Рассмотрев игрушку совместно с малышом, надо рассказывать ему о самом персонаже данной потешки, о его особенностях. В предварительной беседе надо объяснить ребёнку значение новых слов в потешке. До чтения потешки, например потешка «Конь», надо чтобы у детей было первоначальное представление об этом животном: это животное – красивое, гордое, трудолюбивое, сильное:
- Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки – то бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!
Во время умывания, причёсывания детей, можно знакомить их с такими потешками:
- Водичка, водичка, умой моё личико.
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
При расчё сывании волос девочам можно использовать потешку:
-Чешу, чешу волосыньки, расчёсываю косыньку,
Расти коса до пояса, не вырони ни волоса,
Расти коса, не путайся, дочка, маму – слушайся!
Дети, зная эти потешки, начинают их использовать во время игры в «Дочки – матери», они начинают относиться к своми куклам бережно, аккуратно, учатся проявлять заботу.
Детям постарше можно использовать потешки с более сложным смыслом. Перед ними стоит задача не только запомнить потешку, но и эмоционально прочитать её и самим обыграть. Детишки, благодаря потешкам, учаться двигаться, говорить как лисичка, заяц, волк, медведь, курочка, ёжик – в зависимости от того, о ком потешка.
Иногда, к сожалению, бывает и так, что не все дети могут передать характер персонажа, но с каким интересом относятся они к маленькому «театру» и в этом «театре» появятся вскоре свои незаменимые артисты! Самое важное – никто из детей не должен остаться в стороне. Дети пока учатся играть в «театре», должны выступать только перед своими друзьями и сверстниками.
В старшем и подготовительном возрасте для детишек можно предложить больше русских народных сказок. Сказки надо рассказывать, а не читать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику, слышать выразительность речи взрослого. Это поможет понять лучше содержание сказки, правильно оценить поступки героев. Взрослый (мама или - же воспитатель) может надеть костюм бабушки или Василисы – сказочницы и появляться перед детьми. Детишки, разумеется, встретят её радостно и восторженно, приглася её на лавочку и с нетерпением будут ждать новой сказки.
Богат и разнообразен мир сказок, поэтому надо подбирать сказки соответствующие возрасту и развитию ребёнка. По рассказанной сказке можно предложить ребёнку нарисовать рисунок.
Большую роль в развитии речи детей играют и пословицы, поговорки. Они по-своему поэтичны, образны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Например: Дети собираются на прогулку, напоминаем медлительному мальчику: «семеро одного не ждут», или другой ребёнок оделся неаккуратно, ему говорим: «Поспешишь, людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. (Например, времена года «Весна красна цветами, а осень – плодами», «март с водой, апрель с травой»…. В запоминании пословиц могут помочь и родители. В повседневной жизни ребята могут подбадривать друг друга: «Глаза боятся, а руки – делают», «дело- мастера боится», «терпенье и труд- всё перетрут», «кончил дело - гуляй смело». Чтобы дети могли лучше запомнить пословицы, можно дать им предметы или сюжетные картинки и предложить назвать по ним соответствующие по смыслу пословицы. В старшем дошкольном возрасте дети могут уже самостоятельно организовать конкурс – соревнование между девочками и мальчиками: «Продолжи пословицу», «Кто больше назовёт пословиц» (по какой – либо определённой теме). Следующей ступенью для развития словарного запаса детей можно считать – загадки! Загадки – важное и очень полезное упражнения для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно начинать так: на стол поставить игрушку (петушок) и описать его внешний вид: «На голове красный гребешок, под носом - красная бородка, на ногах - шпоры, на хвосте- узоры».Таким образом, ребёнок быстро отгадывает загадку. Нужно обращать внимание ребёнка на меткую образную характеристику игрушки. Очень важно использовать загадки во время прогулок, во время игр и занятий. На прогулке, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями, можно предложить им соответствующую загадку: «Стоят на лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички», «бел да не сахар, ног нет, а идёт», «кричит – крак! червякам – враг». Чтобы обогащать и расширять знания детей об окружающем мире, можно провести такие игры как: «Кто или что это?», «Я загадаю, а ты отгадай». Много радости доставят детишкам загадки и о растениях «Подскажи словечко!» : «Возле леса на опушке, украшая тёмный бор, вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый….(мухомор); «летом на болоте вы её найдёте, зелёная квакушка, кто это…. (лягушка).
С нетерпением детишки будут ждать вечера загадок, когда к ним придёт в гости Бабушка – загадушка. Она приносит в своей «волшебной корзинке» изготовления Поделки – отгадки к новой загадке. Поделки мастерят дети все вместе.
Таким образом, в конце каждого месяца можно организовывать выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам устного народного творчества.
Итак, малые формы фольклора (колыбельные песенки, потешки, сказки, пословицы, поговорки, загадки.) учат добру, развивают умственные способности детей, активизируют речь, обогащают новыми знаниями, способствуют развитию образного мышления. Используйте малые формы фольклора, они приносят нашим детишкам радостное настроение и помогают развиваться и расти.