«Меня не выбрали», или «Почему мой ребенок не выступает на утренниках?»

Татьяна Прокопенко
«Меня не выбрали», или «Почему мой ребенок не выступает на утренниках?»

Каждый раз при подготовке к утреннику нам приходится решать задачи участия детей в сценарии. Логопедические дети в массовых группах, как правило, не привлекаются к выступлениям. Кроме звукопроизношения, у наших детей страдает интонационная выразительность речи, сказывается недостаточное развитие эмоциональной сферы. У них часто нарушена координация движений, они плохо владеют своим телом, поэтому танцы также исполняют, стоя в последних рядах, подальше от зрителей. Конечно, музыкальным руководителям и воспитателям хочется,чтобы праздник смотрелся красиво: громко и выразительно звучали стихи, эмоционально разыгрывались сценки, в танцах были слаженные, красивые движения. Вот и выступают (часто одни и те же) дети-звездочки, а дети со способностями попроще остаются в тени.

И что же происходит с самосознанием ребенка, его самооценкой?

Все мы знаем о самоценности детства – ребенок проживает свою жизнь здесь и сейчас, он уже личность, а психология любой личности требует востребованности и самореализации. Особенно нужно учитывать то, что в детском возрасте важно позитивное представление ребенка о себе – «я могу!», «я не хуже других!». Отсутствие этого приводит к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

Кроме того, мамы, приходя на утренник, хотят видеть выступление именно своего ребенка. Ей все равно, как красиво танцует и читает стихи какая –нибудь «звездочка» – Катя. Каждая мама, бабушка не сводят глаз со своего родного, любимого сыночка (внучка) или доченьки (внучки). И что же чувствуют они, видя своего ребенка пассивным участником праздника?А то еще и начнут расспросы: «Почему тебе не дали стихи? Ты что, не можешь рассказывать?», «Почему ты не участвовал в сценке?», «Почему у вас все время выступает Саша? Он, что, самый лучший?» Этим еще более загоняют ребенка в негативизм. «Меня не выбрали», - недоуменно отвечает ребенок. Часто такие мамы делают выводы, что у воспитателя есть любимчики.

Как мы решаем эти проблемы?

С самого начала года разучиваем стихотворения по каждой лексической теме и предоставляем каждому ребенку возможность рассказать их перед группой. Выступления поощряем похвалой (иногда утрированной) и аплодисментами.

Разыгрывая сценки, на главные роли назначаем разных детей по очереди. При этом хвалим не самого ребенка, а качество его исполнения. «Какая у тебя получилась хитренькая лисичка, как она красиво виляла своим хвостом, заметая следы.» «Какой голосистый петушок Миша. Поэтому его быстро услышали кот и дрозд.»

«Степа, я выйду за дверь, скажи так громко, чтобы я тебя услышала».

Особо застенчивым, перепуганным детям даем возможность присмотреться, ни к чему не принуждая. Затем потихоньку привлекаем к участию, предлагая изобразить бессловесных героев, либо таких, которые только издают звуки (мышка, птичка и т. д.) Наблюдая за ребенком, усложняем задачи. Радуемся малейшему успеху, делимся с родителями, советуя укрепить самооценку ребенка. «Попросите дома показать, обязательно похвалите.»

К осеннему развлечению уже почти все получают слова, в соответствии со своими речевыми возможностями, кроме тех, которые совсем не могут говорить (речь невнятная). Эти дети главные в играх. Репетируя, стараемся, чтобы дети запоминали не только свои слова и могли при необходимости заменить друг друга. Отрабатываем на индивидуальных занятиях дикцию, интонационную выразительность.

Наш первый сценарий для зрителей «День матери». Слова старались дать всем, деля четверостишья по строчкам.Даже родители сомневались: «Да что он там может сказать…», «Вы слова дали… В той группе не давали. Спасибо.»

У Паши ни артикуляции, ни воздушной струи,но ведь он может громко сказать: «Мамотька юбимая…», пусть скажет. Дальше подхватит другой ребенок. И подхватывают, и выручают друг друга.И Паша горд: он как все - участник общего дела – праздника для мам. Он старается. У него есть мотивация сказать красиво. И мама впервые видит своего ребенка в центре зала, и верит, что у него все получится и дальше.

Конечно, часто родители тоже создают трудности. Получат стихотворение и исчезают, лишая ребенка репетиций, отработки материала с логопедом и воспитателем. Ребенок теряется, забывая когда он должен вступить, как действовать. Возникает неуверенность. Стараемся объяснить родителям важность нашей работы, просим поддержки.

Публикации по теме:

Особенности детей с недостатками в произношении звуков Данную информацию можно использовать при взаимодействии с родителями, педагогами. Это конспект. Использовала материал из лекций по дисциплине.

План работы учителя-логопеда с воспитателями на учебный год. Сентябрь. 1. Консультация для воспитателей по адаптации детей, состоящих на логопункте к учебному году. 2. Подбор методического материала.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Меня не выбрали», или «Почему мой ребенок не выступает на утренниках?»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 16:35
+174Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 109.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

«В мире сюжетно-ролевой игры» (атрибуты для сюжетно-ролевых игр)
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных...
Бизиборд. Развивающая доска
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами созданием развивающий среды для детей второй младшей группы 3-4года. С новым...
Конспект занятия по аппликации «Московский Кремль» в средней группе
Фотоотчёт занятия по аппликации «Московский Кремль» в средней группе Цель: Учить детей выполнять аппликацию московский Кремль из квадратов и...