Дарья Пирогова
Методы и механизмы физического воспитания в спортивно-оздоровительном кружке «Крепыш»
▼ Скачать + Заказать документы
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные факторы, а именно: компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка, малоподвижный образ жизни, неблагоприятная экологическая обстановка.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Публикация «Методы и механизмы физического воспитания в спортивно-оздоровительном кружке „Крепыш“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, на базе МБДОУ ДС «Золотая рыбка» был создан спортивно-оздоровительный кружок «Крепыш».
На начало учебного года, в сентябре, я совместно с медицинским работником выявила детей, нуждающихся в коррекции плоскостопия и осанки, и я разработала рабочую программу, включающую комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического состояния ребенка. Данная рабочая программа разработана в соответствии с направлением «Физическое развитие» программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Системой работы по физической культуре в ДОУ» Пензулаевой Л. И.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия, укрепления детского организма во время занятий дети занимаются босиком. Для эмоционального комфорта детей при проведении физкультурно-оздоровительных занятий используется релаксирующая музыка.
На занятиях в кружке я, помимо традиционного инвентаря, использую нестандартное оборудование, для формирования правильной осанки и сводов стопы: массажные дорожки, для изготовления которых я использовала подручный материал, фитбол-мячи, деревянные палочки для массажа ног и спины. Очень важно эмоциональное состояние ребенка, поэтому я делаю все возможное, чтобы ребята с удовольствием посещали мои занятия. В дошкольном возрасте примером для подражания являются взрослые, родители, поэтому я тесно сотрудничаю с семьями:
1. Я знакомлю родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы кружка, провожу консультации и беседы;
2. Я обучаю родителей различным комплексам упражнений, которые можно проводить в домашних условиях с детьми.
Для выявления результативности работы кружка за первое полугодие 2013-2014 г. был проведен промежуточный мониторинг, в ходе которого было выявлено, что у детей возросли показатели физического развития, опорно-двигательного аппарата. Особое внимание я бы хотела уделить работе по профилактике плоскостопия, где также наблюдается положительная динамика. Мною проводились различные занятия, где дети не только знакомились с определением-плоскостопие, но и учились выполнять физические упражнения для профилактики плоскостопия.
Пример конспекта:
Ход занятия
Физ. инструктор: Ногам человека приходится нелегко. Они загружены значительно больше, чем лапы четвероногих животных: ведь у человека только две ноги поддерживают вес всего тела. И чтобы человек мог ходить или бегать, обе ноги должны быть здоровыми, в то время как животные могут бегать и на трех лапах.
Вот как можно избавиться от плоскостопия: (дети выполняют упражнения)
1. Пальцами босых ног подбирать с пола небольшие шарики, предметы.
2. Бегать и прыгать как можно больше. Физические упражнения укрепляют слабые мышцы и связки стопы.
3. Встав лицом к стене, на расстоянии 20-30 см., упереться в нее ладонями, плавно покачиваться вперед-назад, не отрывая подошвы и пяток от пола.
4. Очень полезно ходить на носочках, на наружной стороне стопы.
5. Ходьба, поджав пальцы ног.
Физ. инструктор: А сейчас сделаем несколько упражнений для профилактики плоскостопия.
— прокатывание ступнями гимнастических палок;
— движение стоп, подошвенное сгибание с поворотом внутрь;
— ходьба в полуприседе;
— прыжки на двух ногах, ноги вместе-врозь.
Очень полезная игра с мячом ногами. Предлагаю игру: «Ловите мяч ногами», (Дети играют в игру.)
Еще я знаю игру, которая используется для профилактики плоскостопия. Называется игра «Зайчики». Зайчики сидят в обруче (норке). Я буду читать стихотворение: Зайки любят грызть морковку, Любят и капусту грызть. Ну-ка, прыгай, зайка, ловко. Только волка берегись.
Зайчики выпрыгивают из норок, а тут появляется волк. Он пытается поймать зайцев, которые снова запрыгивают в обруч.
Физ. инструктор: Теперь снова походим на носках. Садитесь на скамейки, будем рвать с вами бумагу — это очень хорошее упражнение для стоп и проведем массаж стоп. Массаж: ступни и пальцев ног.
Пальчики на ножках
(Дети массируют, «вращают» руками пальчики на ногах.) Как на ладошках. Я их смело покручу и шагать начну. Разведу вперед-назад.
(Один палец тянуть рукой на себя, другой — от себя.) На этом наше занятие закончилось. Берегите свои ноги!
Меня очень радует тот факт, что родители воспитанников не остались равнодушными к этой проблеме, они должным образом выполняли мои рекомендации, занимались с детьми в домашней обстановке.
Таких результатов я добилась благодаря использованию различных видов деятельности, которые тесно вплетены в структуру оздоровительных занятий: оздоровительный бег (упражнение «Бег по кругу»), ходьба со сменой темпа и сохранением равновесия (комплекс «Здоровые ножки», «Ровная спина»); разминка в виде самомассажа плечевых суставов, спины, коленных суставов, ступней (разминка «Сорока», «Веселые шаги», «Дельфин»); комплекс упражнений с элементами корригирующей и пластической гимнастики (упражнение «Ласточка», «Куклы», «Подтяни живот»); ритмические танцы (танец «Аэробика», «По ниточке», «Зарядка для хвоста», «Зимушка-зима» и т. д.); комплекс дыхательных упражнений («Надуем шары», «Дышите-не дышите», упражнения со скакалками, измерение пульса); комплекс упражнений на фитбол-мячах, подвижные игры на сохранение правильной осанки и формирование сводов стопы («Поймай мяч ногой», «Ходим в шляпах», «Закати мяч в ворота ножкой», «Веселые елочки», «Встань ровно»); комплексы упражнений на расслабление, релаксация («Ветер», «Море», «Спинка отдыхает», «Куклы спят», «Шарик» и т. д.).
По итогам промежуточного мониторинга на период с января 2014 г. по май 2014 г. были поставлены следующие задачи:
1. Продолжать совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям.
2. Продолжать формировать правильную осанку и укреплять все группы мышц, содействать профилактике плоскостопия.
3. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
В конце года, в мае, будет проведен итоговый мониторинг, который покажет нам достигнутые результаты работы. По итогам диагностики мы сможем определить, нуждается ли ребенок в дальнейшей коррекционной работе или в консультации специалиста.
Планируемые результаты освоения программы:
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
4. Усвоение программы.
5. Нормализация статистических и динамических функций организма.
6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
7. Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурно-
оздоровительной работе с детьми.
8. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению
здоровья детей.
В заключении мне бы хотелось сказать, что мы, должны воспитать здоровое поколение, а для этого нам необходимо привить нашим детям любовь к здоровому образу жизни.