Папки-передвижки

Методы профилактики детской жестокости в ДОО

Елена Соболева
Методы профилактики детской жестокости в ДОО

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей взаимоотношений между детьми в детском саду и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь воспитателю при организации детского коллектива. Именно в дошкольном возрасте нужно следить за местом ребенка в коллективе, чтобы не допустить такого явления, как «детский буллинг».

Публикация «Методы профилактики детской жестокости в ДОО» размещена в разделах

Драки между детьми, унижения, издевки, насмешки - становятся неотъемлемой частью жизни детского коллектива. И это лишь малая часть той масштабной социальной проблемы, которую во всем мире сегодня называют буллинг.

Педагоги дошкольных организаций должны предпринимать меры для профилактики данного явления в ДОО, чтобы обеспечивать нормальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Отличительными особенностями буллинга выступают:

– регулярная повторяемость на протяжении времени;

– то, что участники буллинга, как правило, являются представителями одной и той же социальной группы;

– буллинг - агрессивное поведение, включающее антисоциальные действия. В этом заключается разница между буллингом и случайными драками или ссорами, которые, иногда, имеют место быть.

В детском саду дети обо всем рассказывают воспитателю. В детском саду воспитатель – арбитр. Он следит за недопустимой агрессией. Все дети ждут реакции воспитателя. Воспитатель четко распознает формы агрессии и насилия. Он обязательно должен приучать детей справляться с агрессией внутри себя.

Воспитатель обязан обращать внимание на поведение ребёнка, на чьей бы позиции он ни был: нападающий, наблюдатель или жертва – это нужно пресечь. Проблема буллинга, разрешённая на ранней стадии, будет иметь минимум последствий для психики ребёнка. Если же пустить всё это на самотёк, след останется неизгладимый, причём для всех участников конфликта. Если ребёнок агрессивен и не видит другого способа взаимодействия со сверстниками или младшими, кроме как унижать и бить, у него серьёзные проблемы, которые он не может сформулировать и обсудить.

Жертвами буллинга могут стать дети, которые постоянно ябедничают взрослым. Существуют причины детского ябедничества. Начиная с пятилетнего возраста, дети могут ябедничать уже сознательно, с вполне определенной целью: вызвать неприятные последствия для другого человека.

Еще одна категория – застенчивые дети. Часто застенчивость проявляется, когда родители такого ребенка принимают у себя гостей или сами идут в гости со своим чадом. При виде обилия незнакомых или малознакомых людей у малыша появляется страх, неуверенность, стеснение, желание просто испариться или пропасть куда-то. На вопросы взрослых он не отвечает, жмется к маме или просто сидит в углу.

Наиболее ярко застенчивый ребенок показывает себя в детском саду, когда он боится подойти к группе сверстников, включиться в игру, попросить игрушку. Занятия и праздники в детском саду становятся для таких детей каторгой - потому что ему приходится петь, танцевать, выступать, как-то себя проявлять. То есть делать то, чего он боится. Ведь застенчивые дети всегда боятся сделать что-то не так, показаться глупыми или смешными, попросить о чем- то. Обычно у них невнятный голос, мимика, движения наигранны и нервны.

Также жертвами могут стать дети с низкой самооценкой. С низкой самооценкой, как правило, робеют при общении и говорят тихим, неуверенным голосом. Низкая самооценка у ребенка формируется, как правило, под влиянием социального окружения. Семья, круг друзей во дворе, детском саду или в школе. Причем это формирование самооценки может произойти под влиянием всего лишь одного человека, если этот человек – единственный из всего круга общения каким-то образом оказал доминирующее воздействие на формирование самооценки у ребенка.

Для того, чтобы ребенок имел нормальную самооценку, не был застенчивым и не ябедничал взрослым можно обратиться к играм и занятиям, которые направлены на профилактику данных явлений.

Игра «Угадай эмоцию» очень полезна для застенчивых детей. Дети с застенчивостью зачастую стесняются показывать свои эмоции. Для игры потребуется несколько карточек с различными эмоциями. Воспитатель показывает карточки детям, они должны угадать эмоцию и повторить ее.

Для упражнения «Живая иллюстрация» понадобятся стихи Агнии Барто. Можно взять стихи других поэтов, но Агния Львовна самый подходящий вариант. Один ребенок читает стихотворение, а второй наглядно иллюстрирует то, что происходит в стихотворении, и какие эмоции чувствую герои. Это упражнение очень эффективно.

При прочтении стихотворения Агнии Барто, застенчивые дети включились в работу вместе с группой. Отвечали на заданные им вопросы, пытались проигрывать сюжет стихотворения совместно.

Упражнение «Я уверен на все 100!» формирует самоуважение и доверие ребенка к самому себе и окружающим. Дети выходят по очереди вкруг и говорят про себя те факты, в которых они уверены. Например: «Я гибкая на все 100!» или «Я сильный на все 100!».

При проведении данной игры были видно, как неуверенный в себе ребенок радовался, когда рассказывал то, что у него получается больше всего. Когда мальчик слышал удивление и некое восхищение со стороны своих сверстников, он активно вступал в разговоры с другими детьми. Было видно то, что ребенок собой гордится.

Игра «Я очень хороший» влияет на создание положительного эмоционального фона и на повышение самоуверенности. Воспитатель предлагает детям весть в круг и каждому продолжить фразу «Я очень хороший, потому что …»

Для профилактики ябедничества самым эффективным способом является чтение художественной литературы. Важно выбирать такие рассказы, сказки, истории, в которых ябедничество до хорошего не доводит. Также можно провести беседу с детьми «Хорошо или плохо» и спросить о ябедах, чтобы в дальнейшем прийти к выводу, что ябедничать – плохо.

Для работы детьми-ябедами обязательно нужно углубиться в эту проблему. Понять ее истоки. Часто дети ябедничают и доносят на сверстников или братьев из чувства мести или обиды. В подобной ситуации возможно уже и манипулирование родителями с помощью ложных доносов, чтобы другого ребенка наказали. Увеличение детских доносов могут спровоцировать ревность или зависть. Подобное часто бывает в тех семьях, где одному отпрыску родители уделяют намного больше внимания, чем другим. Детям с заниженной самооценкой часто кажется, что они хуже других. Они считают, что взрослые уделяют им слишком мало внимания. Через ябедничание ребенок хочет показать родителям или педагогу, что он лучше других, так как помогает взрослым наводить порядок, а остальные, с его точки зрения, только балуются. Если другие дети решат, что ребенок - ябеда, это может привести к потере друзей или к трудностям с установлением отношений со сверстниками. Дети не захотят дружить с ребенком, который все «доносит» взрослым.

Для того, чтобы не допустить этого можно обратиться к следующим методам :

– Объяснить разницу между ябедничанием и важным сообщением. Обязательно нужно рассказать ребенку, о каких проступках и нарушениях правил следует рассказывать взрослым – например, собственная безопасность или безопасность других детей. Если ребенок увидел, что мальчики из группы пытаются перелезть через забор детского сада, или услышал, что девочки во дворе решили идти на речку без сопровождения, он обязательно должен об этом проинформировать взрослых. Незначительные проступки не обязаны привлекать его внимания.

– Проиграть различные сценарии. Ролевые игры могут служить прекрасным обучающим средством, которое поможет ребенку понять, что такое ябедничание и как следует вести себя в различных ситуациях. Нужно задать ребенку несколько вопросов на тему: «Что бы ты совершил, если бы произошло?». В качестве материала нужно подбирать различные ситуации и вопросы к ним.

– Обучать навыкам самостоятельного решения проблем. Если ребенок жалуется на других детей потому, что не может справиться с ситуацией самостоятельно, нужно научить необходимым социальным навыкам в качестве альтернативы ябедничанию. Если приятель ребенка «смухлевал» с очередью и встал в очередь перед ним, объясните, как он может с помощью слов рассказать другу, что тот был не прав.

– Обеспечивать ребенку внимание. Очень часто положительное внимание может значительно уменьшить число жалоб и доносов. Выделите несколько минут в день, чтобы поиграть с малышом. Нужно научить ребенка брать инициативу на себя: строит башню из кубиков, играет в куклы, бегает во дворе и делает то, что ему хочется. Десять минут взрослого безраздельного внимания подкрепляют хорошее поведение и снижают вероятность такого способа привлечения интереса к себе, как ябедничание.

– Рассказ о последствиях. Взрослому ребенку уже можно наедине рассказать, за что не любят доносчиков и в каком случае подобная откровенность может нанести другим людям вред. Спросите у ребенка, что бы он почувствовал, если другой человек рассказал об его проступке или секрете. Ребенок не будет чувствовать себя хорошо. Он ощутит: грусть, стыд или разочарование.

– Никогда не подавать дурной пример, не ябедничайте на ребенка другим, не сообщайте его секреты, не бросайтесь фразами: «Скажу родителям, и ты останешься без мороженного».

– Не с относиться критически к поступкам ребенка, нужно стараться во всем и всегда придерживаться справедливости.

– Быть внимательным и терпимым, всегда выслушивать ребенка, чтобы у него не было желания найти «другие уши».

Наряду с методами профилактики ябедничества существуют обобщенные методы работы с застенчивыми детьми. Неверно считать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. Наоборот, он очень этого хочет - и именно поэтому он очень напряжен и боится сделать что-то не так, чтобы ему не отказали в этом общении. Застенчивые дети доброжелательно относятся к окружающим, но на контакт не идут, отвечают односложно, поэтому могут показаться высокомерными. Все это - следствие неуверенности в себе и очень низкой самооценки.

Все застенчивые дети очень остро замечают свои недостатки, причем часто выдумывают себе мнимые комплексы. А свои достоинства они не замечают или не придают им особого значения. В результате всего этого, такие дети чувствительны к любой критике, избегают всяческих контактов, считая себя хуже других. Таким детям тяжело даются различного рода решения, они безынициативны и не могут себя защитить.

Вовремя не преодоленная застенчивость выльется в огромные проблемы в жизни и комплексы, которые будут усугубляться ощущением нереализованных возможностей.

Ученые выделяют причинам застенчивости. Давно доказано, что застенчивость никак не связана с умственными или интеллектуальными способностями ребенка. Застенчивыми не рождаются, а становятся. Факторы, формирующие застенчивость у ребенка– дошкольника:

Жесткий контроль со стороны семьи. Если в семье ребенок является объектом постоянного контроля –из него вырастает забитый, беспомощный человек. Если любое проявление его активности и любознательности одергивается фразами: «Не трогай», «Не ходи туда», «Не делай так», «Сиди смирно» – то все зачатки самостоятельности в нем стремительно пропадают. К той же категории относятся и дети из семей, где взрослым нет никакого дела до ребенка, и единственное, чего от него требуют – это сидеть тихо и не доставлять беспокойства родителям. В такой ситуации необходимо устранить «командирские наклонности» и начать следовать принципу: «Если нельзя, но очень хочется – то можно!». Если ребенок хочет рисовать на обоях – стоит дать ему волю, но не на наклеенных, а на старом рулоне. Если хочет бегать по лужам – разрешите надеть резиновые сапоги и непромокаемую одежду.

– Интеллигентная среда. Дома ребенку прививают утонченную культуру, привычку носить все «натуральное и качественное немаркого цвета», а не синтетические «попугайские наряды». А в детском саду, при столкновении с настоящей жизнью, ребенка начинают волновать противоречивые чувства

– Пережитый стресс. Застенчивость ребенка является естественной реакцией на пережитый в жизни стресс: переезд и переход в другой детский сад, где малыша начали публично унижать, неудачи во взаимоотношениях со сверстниками, развод родителей или травля. Помочь такому ребенку можно только разговорами и постепенным выведением из него последствий стресса. В таких случаях не исключена возможность обратиться к психологу.

Сам ребенок не сможет справиться с застенчивостью. Для этого необходима помощь взрослого.

Выделим способы преодоления детской застенчивости :

– Не позволять никому и самим не называть ребенка робким или застенчивым. Таким образом, вы и окружающие навешиваете ярлык на малыша: «тихоня», «боится людей», «застенчивый» – заставляя его вести себя соответствующе.

– Рассказать ребенку, что Вы сами были когда-то застенчивыми – это вас сблизит и малышу добавится уверенность.

– Показать ребенку, что Вы его любите, понимаете и сочувствуете его проблемам. Очень часто застенчивость и неуверенность в себе идут рука об руку. Необходимо сделать малыша более уверенным.

– Тренировать вместе с ребенком контакт взглядом. Объяснить ему, что смотреть в глаза собеседнику очень важно, это сразу располагает к себе.

– Обсудить с ребенком всю суть доброжелательного общения, чтобы он понял, что общаться со сверстниками не опасно и не страшно.

– Проиграть коммуникативные сценки - сценку знакомства, начала разговора, беседы.

– Ставить перед ребенком те цели, которых он может добиться. Всегда уверять его, что в случае неудачи взрослый придет на помощь.

– Каждый коммуникативный успех должен награждаться. Никогда не порицать его за застенчивость – иначе не исключено получить обратный эффект, но при этом нужно всегда хвалить ребенка за общительность. Это может быть обычная похвала, покупка мороженого или угощение конфетой.

– Не забывать про способы защиты от тех, кто не хочет идти на контакт. Стоит помнить - застенчивость - это не слишком хорошее качество, особенно в современном мире. Но и здесь есть свои плюсы и выгоды.

– Находить как можно больше занятий и дел, с которыми ребенок может успешно справиться. Это важно для формирования опыта успеха.

– Помогать ребенку осознавать свои чувства и желания. Также помочь ему понять чувства и поведение других детей.

– Развивать ребенка физически. Для застенчивого ребенка это крайне важно. Физическая выносливость и ловкость повысят его уверенность в себе. Любой страх приводит к образованию зажимов в теле. Спорт поможет ребенку расслабиться и снять ненужное напряжение.

Существуют и методы работы с детьми, у которых пониженная самооценка. Для начала нужно выявить симптомы низкой самооценки.

Заниженная самооценка может появиться, если в большой семье агрессивно доминирующая бабушка может создать низкую самооценку у ребенка, которого обожают и боготворят родители или неадекватный воспитатель в детском саду может существенно подорвать самооценку ребенка, любимого и всеми уважаемого в семье. Большинство детей не готовы или не имеют желания делиться своими переживаниями с кем -либо. Ребенок остается один на один с проблемами, с переоценкой своих мыслей и поступков, и в данном случае его самоанализ искажен чужим мнением. Последствия подобного самоанализа с течением времени могут быть непредсказуемы.

Самооценка может снизиться ненадолго, например, в результате негативного мнения со стороны. При этом важно и то, кто высказывает мнение. Разумеется, что на длительную, системную, низкую самооценку ребенка влияют, в основном, люди, с которыми у него есть долговременные связи. От воспитателя детского сада до членов семьи, включая детей (старших или даже младших, а не только взрослых. Продолжительные эмоциональные связи создают авторитеты, учитываемые ребенком при самооценке.

Нужно учитывать правила становления «здоровой» самооценки у детей.

Самооценка ребенка складывается из его собственного мнения о себе, своих личных качествах и достижениях и того, что он узнает о себе, общаясь с другими. Именно от нее зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, его отношение к себе, к своим успехам и неудачам.

Самооценка может быть адекватной (объективной) и неадекватной. Соответственно, неадекватная самооценка бывает заниженной или завышенной.

При адекватной самооценке представление ребенка о себе совпадает с действительностью. Такие дети активны, бодры, обладают чувством юмора, находчивы и общительны. Охотно участвуют в играх, не обижаются и не особо расстраиваются, если проигрывают, не дразнят победителей. Они довольны собой, знают свои хорошие качества, осознают собственную ценность и относятся к себе с уважением.

Малыши с заниженной или низкой самооценкой недооценивают себя, видят в себе только отрицательные черты, неуверенны, мнительны, пассивны и обидчивы. Акцентируют внимание на своих неудачах и недостатках. Они не хотят участвовать в играх с детьми, потому что заранее бояться проиграть (оказаться хуже других, а если и участвуют, то часто обижаются и уходят. Такие дети мало общаются, тяжело заводят знакомства и сложно вливаются в новый коллектив, будь то садик или школа. У них часто возникают проблемы с успеваемостью.

Дети с завышенной самооценкой замечают в себе только положительные качества и обычно переоценивают себя. Они самоуверенны, эгоистичны, высокомерны, для них важно только собственное мнение. Все это, естественно, негативно сказывается на общении со сверстниками. В играх с другими они хотят только побеждать. Если получилось иначе, то «это просто случайность» или «несправедливость».

Выделим существенные методы профилактики низкой самооценки у детей:

– Хвалить ребенка. Хвалить и захваливать — не одно и то же. Нельзя за все, что делает ребенок безоговорочно его хвалить, так же, как и ругать за все подряд нельзя. Похвала и критика должны быть в меру. Если ребенка чаще ругают, чем хвалят, то в скором времени он начнет избегать общения с людьми, чтобы не слышать проявлений вечного недовольства со стороны взрослых. Критикуя ребенка, обязательно найдите, за что его можно похвалить - за проявленную инициативу, ум, сообразительность, за упорство и силу воли.

– Не вешать отрицательных «ярлыков». Помнить, что то, что вы говорите ребенку до 10 лет, он будет говорить сам себе всю оставшуюся жизнь. Соответственно, если воспитатели или родители в воспитательных целях называть ребенка «бестолковым», то нет ничего удивительного в том, что он вырастает совершенно недовольным собой. Дети, на которых взрослые вешают «ярлыки», привыкли видеть в себе только плохое. Они боятся принимать решения, потому что заранее уверены в неудаче любого своего начинания. Чаще всего они просто сдаются перед трудностями и даже не пробуют справиться с ними.

– Относится к ребенку как к единственному и неповторимому. Уважайте его как друга. Многие взрослые мало обращают внимания на чувства, мнения и желания своих детей. Они воспринимают несогласие или протест ребенка как неуважение к себе и даже оскорбление. Некоторые начинают всеми силами и средствами добиваться от малыша послушания и принятия их точки зрения как единственно верной. Подобная позиция объясняется низкой самооценкой у самих взрослых. Не решать свои психологические проблемы за счет детей.

– Любить ребенка «безусловно», а не за что-то, принимать его таким, какой он есть. Очень часто взрослые рисуют себе, каким должен быть их малыш в идеале. И если он не соответствует этим представлениям, начинаются упреки. Помнить - для детей нет ничего страшнее, чем не оправдать ожидания взрослого, то есть оказаться ниже той планки, которую им установили. Малыши, перед которыми взрослые ставят нереальные цели, отличаются повышенной тревожностью, неадекватным поведением и эмоциональными срывами. Чтобы у ребенка не возникло и не закрепилось чувство ущербности, не нужно возлагать на него каких огромных надежд. Тогда в дальнейшем не будет и разочарований. И не игнорируйте реальные достоинства малыша. Нужно их всегда отмечать - ребенок должен знать и ценить все хорошее в себе.

– Не сравнивать кроху с другими детьми. Если вы не хотите навсегда посеять зерно конкуренции в детях, стоит остерегаться сравнивать их достижения.

– Воспитывать у ребенка веру в себя. Не лениться чаще говорить ему слова поддержки: «я верю, что у тебя все получится» или «ты сможешь легко справится с этим, если захочешь». Вера в малыша — главный «секрет» адекватной самооценки у ребенка.

Публикации по теме:

Эффективные формы и методы сотрудничества ДОО с семьей в соответствии с ФГОС дошкольного образования РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА».

Формы детской деятельности Опп доо Содержание ООП ДОО: 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. - Цели и задачи. - Принципы и подходы к формированию Программы. - Задачи.

Формы детской деятельности Основной Образовательной Программы ДОО В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Формы детской деятельности в ООП доо Формы организованной образовательной деятельности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства,.

Формы детской деятельности в ООП доо Формы организованной образовательной деятельности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства,.

Формы детской деятельности в ООП доо Формы детской деятельности в ООП доо Формы организованной образовательной деятельности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение.

Формы и методы работы с детьми и родителями. Библиотека в ДОО. (Мини-опыт) В конце прошлого года я провела опрос среди родителей, и на основе анализа анкет сделала следующие выводы: 50% родителей редко читают книги.

Консультация «Профилактика детской жестокости» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Консультация на тему: «Профилактика.

Консультация «Методы коррекции детской агрессивности» МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ В мировой психологической практике существуют различные точки зрения на природу детской агрессивности,.

Организация образовательного квеста в ДОО как средство развития детской самостоятельности и инициативы Организация образовательного квеста в ДОО. В настоящее время в отрасли «Образование» происходят существенные изменения. Это обусловлено,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы профилактики детской жестокости в ДОО
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 17:34
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД