Анна Сидорова
«Мир этнодвижений». Сценарий развлечения для подготовительной группы «Игры Боотуров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развлечения для подготовительной группы "Игры Боотуров"
Мир этнодвижений
Жизнь каждого человека начинается с малой родины. У моего народа родина - алаас, это то место в котором жили мои предки, в котором я и мои дети живем. Алаас – колыбель человека саха и представляет собой универсальное образовательно-воспитательное пространство в сочетании природных и социальных факторов развития человека.
Публикация «„Мир этнодвижений“, Сценарий развлечения для подготовительной группы „Игры Боотуров“» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2018
Греция – это государство олимпийских игр. Где принимали участие великие философы, математики, поэты, педагоги, врачи. Математик и астроном Пифагор победитель боя кулаками, Философ Платон участвовал в борьбе.
Как жили и работали наши предки, народ саха, мы знаем из множества литератур, из уст наших стариков. В те времена не было электричества, техники. Но они были здоровыми, сильными. Соревнования были на первом месте, особенно хорошо играли в такие виды, как прыжки, борьба, настольные игры – хаамыска, тырынка, куерчэх. И зимой, и летом дышали и занимались на свежем воздухе. Якутские дети с малых лет проходят суровую школу закаливания: зимой большую часть времени проводят на холоде и практически все лето ходят босиком. Играют в условиях окружающей природы, подражая действиям охотников, рыболовов, отцов и дедов. Дети сами устраивают своеобразные тренировки, развивавшие силу, ловкость, выносливость. Игры проходят в виде состязания. Состязательность у якутского народа имеет глубокие корни. Она по существу являлась главным методом развития физических качеств и системой физической подготовленности.
В наш современный век высокой компьютерной техники, внедрение в практику занятий национальных игр и развлечений дает значительный прирост результатов в области развития двигательных навыков и умений детей дошкольного возраста.
Свою работу я назвала «Алаасхамсаныыта» («Мир этнодвижений»). Здесь включены этнодвижения и движения трех миров: воздух («Хотой буолуу», земля («Дьгй оото», вода («Балык буолуу»). Это кружковая работа, где относятся акробатика, национальные виды спорта и игры предков. Эту работу можно разделить по направлениям:
• Подвижные игры
• Настольные игры
• Национальные виды спорта
• Легкая атлетика.
Для обучения этнодвижений используются движения из народных танцев, которые отражают образ жизни их родителей, их быт, труд, общественные устои и дают представление о чести, мужестве. Девочки предпочитают легкие, плавные, красивые движения и сердечную музыку. Очень близки народные танцевальные движения, движения из повседневной жизни, которые служат символом красоты и величия. Например, «идут за водой», любуются собой (длинная коса, имитируют игры на хомусе, импровизируют природные явления, элементы якутских узоров, «доят корову» и. т. д.
Семнадцать лет работала в Чурапчинском улусе с. Хатылы МБДОУ ЦРР д/с “Ньургуьун”. Провела кружок акробатики и национальные игры. Сейчас шестой год работаю в МБДОУ д/с № 29 “Золотая рыбка” г. Якутск. Это русскоязычный детский сад. Мы живем в Республике Саха (Якутия) и как региональный компонет 40% включаем в работе. Основываясь на это веду кружок “Якутские национальные игры”. Этнодвижения, элементы танца, национальные виды спорта включаю на утренней гимнастике, занятиях, развлечениях. Каждый год в начале июня проводится национальный праздник “Ысыах”, где дети с большим интересом танцуют, поют, соревнуются. Независимо от национальности отлично играют в такие игры как : “Бой быков”, “Плетение косичек”, “Наступание на ноги”, “Упрямый теленок”, “Водонос”, “Плетение бисера”.
У каждого народа есть свои традиции, обычаи, ценности. Они являются основой развития и образования. Я опираюсь на многовековой опыт предков, учитывая их этнопедагогические взгляды.
Использованная литература.
1. А. В. Анохина, К. Алаас, Ю. П. Баишев “Народная азбука физического воспитания дошкольников в РС (Я). Я., 2002.
2. Б. Н. Попов “Трбт айылаа сыыан”. Я., 1985.
3. Народное образование 3/2000, 3-4/1992, 2/1998.
4. К. С. Чиряев “Олох педагогиката.
5. Департамент по охране генофондов народов РС (Я). “Помоги себе сам”. Я., 2000.
6. С. А. Неустроева “Чл олох – ыраас санаа, чэгиэн турук”. Я., 2001.
7. Л. А. Афанасьев-Тэрис “Алаас хамсаныыта”. Я., 1996.
8. Н. А. Агаджанян, Н. А. Петров “Бииги эппит-хааммыт сорох кистэлэнэрин туунан”. Я., 1996.
9. К. К. Пермяков “Норуот т гэстэрин ыччаты иитиигэ”. Я., 1999.
Конспект развлечения для подготовительной группы
“Игры Боотуров”
Звучит якутская музыка. Ведущий с детьми выходит на середину зала.
Добрый день ребята. Неруен-нергуй. Ребята, вы знаете когда – то в Старой Руси были богатыри, также и у нас были богатыри, но их называли Боотурами. Значит они какие? Сильные, смелые… А хотите быть похожими на них? Хотите играть в такие игры?
Тогда, сегодня мы будем играть в игры Боотуров. Для этого сначала сделаем разминку.
Представьте себе, что сейчас лето и мы находимся в живописном алаасе. Алаас – это круглое поле. Давайте образуем в этом алаасе круг – туьулгэ.
Найдите свое сердце и прислушайтесь, как оно стучит… В вашей груди кусочек ласкового солнышка. От него идет тепло по всему телу… Улыбнемся друг другу…
Ребята, посмотрите вокруг, как красиво. Давайте пройдемся по нашему алаасу.
1. Руки берем за спину и ходьба свободная, дыхание ровное.
2. «Ходьба крестиками». Ходьба перекрестным шагом.
3. «Листочки». Ходьба по прямой линии с обязательным касанием пяток (носочки в стороны).
4. «Ходьба с притопом». Семенящая ходьба, руки за спину.
5. «Дьиэрэцкэй» (Бег вприпрыжку). Подскоки вверх с продвижением вперед.
6. «Атах тэпсиитэ». Прыжки с подниманием ноги вперед, нога к ноге.
7. «Чохчоохой». (Прыжки вприсядку). Прыжки полусидя, широко расставляя ноги врозь, руки в пояс.
Отдохнем немножко, вдох и выдох.
Комплекс ОРУ. Этнодвижения.
1. «Сова». и. п. стойка – ноги врозь, руки за спиной; 1-поворот головы направо, со звуком «ьу-ьуу»; 2-и. п. 3-4– то же влево.
2. «Якутские узоры» и. п. о. с. руки в стороны ладонями вниз 1-4 – на каждый счет подняться на носок, руки опустить ладонями вниз – в стороны; 5-8 – руки к плечам; 9-14 –руки поднять вверх, ладони сомкнуть.
3. «Подледный лов» и. п. стойка – ноги врозь, руки вперед «Кулак на кулак»; 1-4 –круговые движения туловищем вправо; 5-8 влево.
4. «Орел». Самая сильная птица орел. И. п. ноги на ширине плеч, руки вниз, голова опущена вниз. 1-Медленно поднимаем руки вверх, ноги согнуты, смотрим вверх. 2- опускаем руки вниз, стоя на носках.
5. Орел летает – и. п. Ноги на ширине плеч. Махи крыльями (руками).
6. Он делает медленный, плавный круг. И. п. Ноги на ширине плеч. Повороты туловища направо, направо.
7. И вдруг орел сталкивается с облаком и разгоняет облако крыльями – и. п. ноги вместе, руки согнуты перед грудью. 1. Выпад вперед правый ногой, руки вперед. 2-и. п., 3-выпад левой ногой, 4-размах крыльями в и. п.
8. А теперь разгоняет облако ногой. – и. п. Ноги бросить назад. 3-согнуть левую ногу и бросок ноги с двумя руками. 4-ногу бросить назад.
9. Орел готовится сесть – и. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем вверх, присесть с одной ноги на другую.
Вот и все кончилась наша разминка. Давайте сейчас полежим на лугу и кувырнемся по три раза в правую сторону, и в левую. Это значит наберемся сил от Земли – матушки. Встали. Теперь мы готовы к играм.
А теперь внимание! Посмотрите, у меня есть кружочки, там цифры. У кого цифра 1 – это команда «Эрчим» в переводе – сила, энергия; у кого 2 – команда «Бэргэн» - меткий.
Ребята, как и все спортсмены перед соревнований сделаем разминку? Вот перед вами берестяные отметки и пеньки. Сделаем прыжки, легкий бег, прыжки и легкий бег. Итак два круга.
Внимание! Теперь я объявляю начало нашей игры – Игры Боотуров. Милые наши болельщики давайте поддержим наших маленьких спортсменов.
«Игры Боотуров».
I этап. «Ойбонтон уулааьын» Полож-е в широкой стойке, руки за спиной
не сгибая ноги, наклониться, доставая ртом предмет.
II этап. «Упрямый бычок». Стоять на четвереньках друг за другом и
тащить противника в свою сторону.
III этап. «Догоняй красавицу». Догнать красавицу и взять с нее ленту.
Кто принесет ленту приносит команде очко.
IV этап. «Хапсагай». Участники стоят друг против друга, упираясь
руками в плечо соперника. По сигналу каждый стремится
вытолкнуть соперника руками за пределы контрольной линии.
V этап. Перетягивание палки. Сидят друг против друга для этого надо
сильно упираться ногами на опору, крепко держать палку и
выдернуть палку из рук противника.
VI этап. «Скачки». Бег на четвереньках и передать дэйбиир
(комаромахалку) следующему игроку.
Релаксация по кругу лежим на лугу, закрываем глазки.
Я лежу, я спокоен. Надо мной чистое небо, яркое солнце и слышу пение птиц.
Подведение итогов.
Вот и отдохнули, расслабились и давайте считать наши очки. Победу одержала команда -, но ребята сегодня у нас праздник и победила дружба.
Теперь пожалуйста, построились в одну колонну.
Посвящение в Боотуры.
У нашего народа есть добрая традиция – подарить Боотурам – пояс, пояс мужественности. В этом мне помогут наши красавицы – девочки.
Обращение Боотуров к солнцу.
Ребята, я вас поздравляю. Сегодня вы стали настоящими героями – Боотурами. И вы сильные, смелые, ловкие. А сейчас берем позу Боотура и говорим как я :
Я сильный,
Я смелый,
Я Боотур!