Лучший педагог года

Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды на физкультурных занятиях и требования к её созданию

Наталья Панина
Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды на физкультурных занятиях и требования к её созданию

Создание физкультурно – игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна.

Публикация «Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды на физкультурных занятиях и требования к её созданию» размещена в разделах

Кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией охраны здоровья и физической культуры дошкольников ФИРО Минобрнауки РФ Марина Алексеевна Рунова уделяет большое внимание моделированию физкультурно – игровой среды в детском саду. Ею предложены разработки, основанные на научных исследованиях, которые помогут специалистам подобрать физкультурное оборудование для каждого возраста.

По её мнению целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и т. п., мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.).

Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расположение разных предметов оборудования зависит от их предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой- скатом. Канаты, шесты, верё вочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и др.) размещаются вдоль стен помещения.

Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям двигаться.

Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. п.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на специальных крюках, на стенах в различных местах зала. Для растягивания сеток (для игр с мячом, натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на противоположных стенах, на разных уровнях.

Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала надо всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений.

Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий хорошо бы приспособить дополнительную комнату, расположенную рядом с физкультурным залом.

При наличии свободного помещения целесообразно создать тренажёрный зал со специальными детскими тренажёрами.

Физкультурное оборудование следует содержать в чистоте, нужно обязательно предусмотреть ограждение окон (решетки, сетки).

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты. Но так как в нашем государстве финансирование детских садов находится на низком уровне, нам приходится обходиться тем оборудованием, что мы имеем, и выходить из положения за счет небольших средств детских садов и родителей. Поэтому предлагаю беречь, сохранять и приумножать те пособия, что есть у нас.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственных волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этими решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

В процессе использования всех форм физического воспитания (утренняя гимнастика, игры и упражнения на воздухе, учебные занятия по физкультуре, недели здоровья, праздники и досуги) в своем детском саду «Русалочка» стараюсь создать вариативные условия для выполнения физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из различного спортивного оборудования, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонной доске, ползание по гимнастической скамье, подлезание под дуги, прыжки через препятствия и т. д. Они проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость. Удовлетворение, получаемое в результате прохождения возникающих трудностей, помогает преодолеть нерешительность, волнение, способствуют обогащению двигательного опыта.

В ходе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки через препятствия, через скакалку, лазанье по гимнастической стенке и т. д.) формирую у детей двигательные навыки. В процессе выполнения двигательных заданий дошкольники получают знания о свойствах разных предметов и пособий: форме, цвета, массе, фактуре материала. В этом неоценимую помощь мне оказывают игры с мягкими модулями, цветными кубами различных размеров, обручами, мячами: «У кого больше предметов», «Сердечко», «Собери предметы по цвету и форме». Дети знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени. Я использую игры «Не теряй пару», «Меняемся местами», «Ниточка с иголочкой», «Быстро по местам», «К своим флажкам», в том числе для формирования умения ориентирования в окружающей среде : «Кто ушел?», «Найди, где спрятано», «Найди, где правильный путь».

Во время физических игр дети познают окружающую действительность, получая при этом «мышечную радость». Стараюсь стимулировать творческую активность старших дошкольников, т. к. они обладают достаточно развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях. Поэтому в процессе двигательной деятельности я предоставляю детям определенную свободу и самостоятельность действий, побуждая проявлять инициативу. Например: предлагаю детям выбрать любое пособие и выполнить с ним произвольные упражнения, а также придумать варианты упражнений с использованием нескольких пособий.

В разных формах двигательной активности обращаю внимание на развитие самостоятельности, активности детей, на формирование нравственно-волевых качеств личности (дисциплинированности, честности, настойчивости, решительности). С этой целью широко применяю репродуктивные методы и приемы разучивания упражнений (описание, пояснение, демонстрация двигательного действия, использование карточек-схем с изображением упражнений). Наряду с репродуктивными методами и приемами включаю и поисковые (стимулирование выполнения упражнений посредством звукового и зрительного сигнала, раскрытие двигательной задачи (осмысление её ребенком, придумывание разных вариантов упражнений); побуждение к реализации заданий по карточкам.

Для повышения эффективности использования физкультурно-игровой среды существует несколько способов:

Создание разных игровых зон : для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скалкой, с обручем, для упражнений с простейшими тренажерами и на велотренажерах;

• Размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий (с помощью подвешивания, крепления их и т. п.) : доски, ленты, цели для метания и т. д. ;

• Изменение пространственного расположения пособий, рациональная их смена и чередование;

• Объединение разных пособий в определенные комплексные полосы препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т. д. ;

Создание новизны - за счет смены переносного оборудования, применения новых пособий.

Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культуры формирует у детей навыки аккуратного и бережного обращения с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно - игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная организация двигательной активности детей в сочетании с многообразием условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Правильный подбор оборудования и рациональное его использование в значительной мере способствуют:

• Повышению интереса к выполнению двигательных заданий (удовлетворение потребности в двигательной активности);

• Формированию базовых умений и навыков;

• Повышению функциональных возможностей детского организма;

• Воспитанию интереса к занятиям физической культуры;

• Благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.

Поэтому рекомендую вам, мои коллеги, уделять внимание данной теме.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Физкультурный уголок в групповых комнатах» Создание физкультурно-оздоровительной среды в групповых комнатах ДОУ. 1. Общие основания подбора материала В детском саду комбинированного.

Презентация «Использование нетрадиционного физкультурного материала в условиях интеграции» В данной презентации представлен опыт работы творческой группы по физкультурно- оздоровительному направлению "Нехворай-ка" по созданию в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды на физкультурных занятиях и требования к её созданию
Опубликовано: 12 сентября 2014 в 12:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД