МААМ-картинки

«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Оксана Ярош
«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

С самого детства я мечтала быть педагогом, «помогала маме», становиться малышам настоящими людьми, можно даже сказать стать частичкой педагогической династии….

И вот, 1996 году мои детские мечты потихоньку начали сбываться. Окончив медицинский колледж, пришла работать в МДОУ № 125 - детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения, медицинской сестрой – ортоптисткой. Как правило, только на практике приходиться осознать с какими проблемами придется столкнуться, с какими детьми предстоит работать… Шло время, я лечила малышам глазки, приходил опыт, на многие вопросы я училась находить и получать ответы, но и не разрешенных проблем все прибавлялось. Конечно, как медицинского работника слово - ''коррекция'' меня не пугало, однако, пришло понимание того, что при всей схожести с обычными детьми, дети с нарушением зрения, с которыми мне пришлось начать свою трудовую жизнь, такие необычные, особенные какие-то и требуется им гораздо больше внимания, заботы, помощи, да и просто человеческого участия. Со временем мне стало не хватать только медицинских знаний поскольку, как правило, весь процесс работы носит комплексный характер и нельзя сказать, что лечение одно, а коррекция вторичных отклонений это совсем другое. Нет, только все вместе и в теснейшем взаимодействии.

Публикация «„Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ“» размещена в разделах

К 2000 году поняла, все, надо расти, нельзя топтаться на одном месте, прошла переподготовку по программе ИКП РАО «Актуальные проблемы коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения» со специализацией: "тифлопедагогика''. И дефектология захватила меня полностью. С сентября этого же года, помимо своей работы в детской офтальмологии, я приступила к работе учителем – дефектологом (тифлопедагогом, начала реализовывать себя в новом качестве, а работать с малышами с нарушением зрения мне нравилось все больше и больше. Приходило понимание того, как я им нужна! И как специалист в области офтальмологии и как дефектолог.

Приход в наш детский сад каждого нового ребенка, предполагает решение задач, связанных с организацией лечебного процесса, выявлением общего уровня развития ребенка, его вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения, для определения эффективных путей коррекционно-педагогической работы и выбора его индивидуального маршрута.

Мой многолетний опыт работы показал, как разнообразен уровень развития детей, как много необходимо знать и учитывать, при подготовке индивидуальных и подгрупповых занятий, помнить о рекомендации врача-офтальмолога, данные об особенностях зрительного восприятия ребенка. При всей кажущейся простоте, распознание и передача зрительного восприятия – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка запас чувственных знаний, определенный уровень общего развития всех психических процессов. Все менялось с течением времени, потому что менялась и я сама, и всегда хотелось поделиться, рассказать о своей интересной работе, появилось желание сделать, что то еще для моих малышей. Так начали создаваться тактильные книжки малышки для маленьких детей с нарушением зрения, тактильно-рукодельные рельефно-графические дидактические пособия (зонтики «Мэри Поппинс», сенсорные коврики и т. д.) для коррекционно-развивающей работы. Конечно, сейчас появилось много промышленных пособий, но то, что сделано своими руками, дышит теплотой и заботой о моих малышах.

Со временем появились сборники конференций и журналов, в которых опубликованы материалы из опыта работы, написанные мной индивидуально или в соавторстве с коллегами, появились и мои первые научные статьи, в которых я могла рассказать о подходах к обучению и воспитанию детей с нарушением зрения в нашем учреждении. Идеи и замыслы мы воплощаем в научных грантах, которые нашли отклик и имеют высокую оценку профессионального жюри. Учувствуя в конференциях я имею возможность поделиться своими наработками в области дифференцированной диагностики детей с нарушением зрения, их возможности их коррекции в раннем возрасте. Однако больше всего как специалиста в области медицины, психологии и дефектологии меня волнует проблема пропедевтики и подготовки детей с нарушением зрения к аппаратному лечению, а также возможность преодоления психотравмирующих ситуаций в этом периоде. Организуя свою работу и как медицинская сестра-ортоптистка, и как дефектолог в большей степени, я все чаще стала наблюдать различные психосоматические расстройства, психотравмирующие ситуации, ставшие весьма распространенными в период лечебного воздействия. На мой взгляд, чаще всего, они появляются по вине повседневных стрессов, возникающих от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, лечебными процедурами, ношением очков, да и просто отношениями между детьми и их родителями, между самими детьми, что ведет к состоянию тревоги и дискомфорта. Недостаточная адаптированность к стрессовой ситуации или ее полное отсутствие вызывает психосоматическое ухудшение здоровья и отклонения в поведении, наблюдаемые как у взрослых, так и, в значительно большей мере, у детей с которыми я работаю. Наблюдая я вижу, как многие явления и события, волнующие моих малышей оставляют неизгладимый след в их душе и остаются незамеченными со стороны их родителей. Мамы и папы не всегда понимают проблемы детей их трудности ориентации в окружающем мире, особенно когда дети начинают лечиться на аппаратах. В связи с этим нередко наблюдаются случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим, что усугубляется и коррекционным воздействием. Лечение зрения создает особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведет к монокулярной ориентации, обусловливающей «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удаленность, протяженность, что ведет к фрустрации – неудовлетворенности в общении с окружающим миром. Все это способствует негативности развития эмоциональной сферы дошкольников данной категории и провоцирует психотравмирующие ситуации. Кроме того, практически неисследованным остается вопрос о выявлении специфических микрострессовых факторов, детерминированных первичным дефектом и взаимообусловленных с вытекающими из него вторичными дефектами, оказывающими влияние на эмоциональное развитие детей с нарушением зрения. Эти данные могут стать основой стратегии и тактики формирования эффективного поведения у дошкольников с нарушением зрения. Данная проблема нашла отклик в последних моих научных публикациях в разработке нового диагностического инструментария, внедрение инновационных подходов в коррекционно-развивающей работе, я задумалась над новой программой диагностического обследования детей с учетом зрительного дефекта, проработала новые подходы к подготовке стимульного материала и всей процедуры обследования. Во многом, конечно же, мне помогают современные компьютерные технологии, которые позволяют начать уже в раннем возрасте начать подготовку к аппаратному лечению. Дети могут рисовать с использованием различных программ, да и компьютерному мастерству мы начинаем учить достаточно рано. Был разработан комплекс занятий и специальные дидактические пособия для ПК («Волшебная клавиатура»,, дети были просто в восторге, все это способствует как к подготовке к воздействию на офтальмологических приборах, так и снижению психотравмирующих состояний в период аппаратного лечения.

Как показывают мониторинг и наблюдения, результаты лечения детей в МБДОУ №125 (лечение амблиопии, восстановление бинокулярного зрения и т. п.) почти вдвое эффективнее амбулаторного. На наш взгляд, это оптимальная форма для восстановления зрения у детей с косоглазием и амблиопией к моменту их поступления в школу, где проводится дальнейшее лечение, если это необходимо.

Поэтому, хочется поделиться обобщенным опытом по взаимосвязи коррекционно - педагогической работы с этапами лечения детей дошкольного возраста с нарушением зрения, с учетом их эмоционального состояния и профилактики психотравмирующих ситуаций. Организацию своей работы я провожу в соответствии с новыми задачами государственной политики и в частности касающиеся проблемы обеспечения уровня доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства и состояния здоровья, а так же региональной концепции стратегии развития образования и культуры Тульской области в части создания современной модели успешной социализации детей, посредством их успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и создания модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников, «'Коррекционно-развивающей программой для дошкольников с нарушением зрения» Министерства образования РФ, «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под редакцией Л. И. Плаксиной.

И в заключение хочется подчеркнуть, что, зная зрительные особенности и возможности детей, я как учитель – дефектолог (тифлопедагог) могу целенаправленно влиять на развитие зрительных функций детей, в процессе воспитания и обучения создавать условия для повышения эффективности и для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы и их эмоционального благополучия.

Публикации по теме:

Стихи к презентации. Стихи к презентации. Мещерякова Людмила Людвиговна. Педагогом с детства я мечтала стать. Резала для кукол новые тетрадки… Как меня за них.

То, чем живу, что ни на что не променяюТо, чем живу, что ни на что не променяю Презентация себя любимой, если можно так выразиться. Это не портфолио, это представление, визитка - так сказать, в нетрадиционной форме,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Опубликовано: 29 июля 2014 в 18:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД