Оксана Ярош
«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого детства я мечтала быть педагогом, «помогала маме», становиться малышам настоящими людьми, можно даже сказать стать частичкой педагогической династии….
И вот, 1996 году мои детские мечты потихоньку начали сбываться. Окончив медицинский колледж, пришла работать в МДОУ № 125 - детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения, медицинской сестрой – ортоптисткой. Как правило, только на практике приходиться осознать с какими проблемами придется столкнуться, с какими детьми предстоит работать… Шло время, я лечила малышам глазки, приходил опыт, на многие вопросы я училась находить и получать ответы, но и не разрешенных проблем все прибавлялось. Конечно, как медицинского работника слово - ''коррекция'' меня не пугало, однако, пришло понимание того, что при всей схожести с обычными детьми, дети с нарушением зрения, с которыми мне пришлось начать свою трудовую жизнь, такие необычные, особенные какие-то и требуется им гораздо больше внимания, заботы, помощи, да и просто человеческого участия. Со временем мне стало не хватать только медицинских знаний поскольку, как правило, весь процесс работы носит комплексный характер и нельзя сказать, что лечение одно, а коррекция вторичных отклонений это совсем другое. Нет, только все вместе и в теснейшем взаимодействии.
Публикация «„Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
К 2000 году поняла, все, надо расти, нельзя топтаться на одном месте, прошла переподготовку по программе ИКП РАО «Актуальные проблемы коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения» со специализацией: "тифлопедагогика''. И дефектология захватила меня полностью. С сентября этого же года, помимо своей работы в детской офтальмологии, я приступила к работе учителем – дефектологом (тифлопедагогом, начала реализовывать себя в новом качестве, а работать с малышами с нарушением зрения мне нравилось все больше и больше. Приходило понимание того, как я им нужна! И как специалист в области офтальмологии и как дефектолог.
Приход в наш детский сад каждого нового ребенка, предполагает решение задач, связанных с организацией лечебного процесса, выявлением общего уровня развития ребенка, его вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения, для определения эффективных путей коррекционно-педагогической работы и выбора его индивидуального маршрута.
Мой многолетний опыт работы показал, как разнообразен уровень развития детей, как много необходимо знать и учитывать, при подготовке индивидуальных и подгрупповых занятий, помнить о рекомендации врача-офтальмолога, данные об особенностях зрительного восприятия ребенка. При всей кажущейся простоте, распознание и передача зрительного восприятия – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка запас чувственных знаний, определенный уровень общего развития всех психических процессов. Все менялось с течением времени, потому что менялась и я сама, и всегда хотелось поделиться, рассказать о своей интересной работе, появилось желание сделать, что то еще для моих малышей. Так начали создаваться тактильные книжки малышки для маленьких детей с нарушением зрения, тактильно-рукодельные рельефно-графические дидактические пособия (зонтики «Мэри Поппинс», сенсорные коврики и т. д.) для коррекционно-развивающей работы. Конечно, сейчас появилось много промышленных пособий, но то, что сделано своими руками, дышит теплотой и заботой о моих малышах.
Со временем появились сборники конференций и журналов, в которых опубликованы материалы из опыта работы, написанные мной индивидуально или в соавторстве с коллегами, появились и мои первые научные статьи, в которых я могла рассказать о подходах к обучению и воспитанию детей с нарушением зрения в нашем учреждении. Идеи и замыслы мы воплощаем в научных грантах, которые нашли отклик и имеют высокую оценку профессионального жюри. Учувствуя в конференциях я имею возможность поделиться своими наработками в области дифференцированной диагностики детей с нарушением зрения, их возможности их коррекции в раннем возрасте. Однако больше всего как специалиста в области медицины, психологии и дефектологии меня волнует проблема пропедевтики и подготовки детей с нарушением зрения к аппаратному лечению, а также возможность преодоления психотравмирующих ситуаций в этом периоде. Организуя свою работу и как медицинская сестра-ортоптистка, и как дефектолог в большей степени, я все чаще стала наблюдать различные психосоматические расстройства, психотравмирующие ситуации, ставшие весьма распространенными в период лечебного воздействия. На мой взгляд, чаще всего, они появляются по вине повседневных стрессов, возникающих от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, лечебными процедурами, ношением очков, да и просто отношениями между детьми и их родителями, между самими детьми, что ведет к состоянию тревоги и дискомфорта. Недостаточная адаптированность к стрессовой ситуации или ее полное отсутствие вызывает психосоматическое ухудшение здоровья и отклонения в поведении, наблюдаемые как у взрослых, так и, в значительно большей мере, у детей с которыми я работаю. Наблюдая я вижу, как многие явления и события, волнующие моих малышей оставляют неизгладимый след в их душе и остаются незамеченными со стороны их родителей. Мамы и папы не всегда понимают проблемы детей их трудности ориентации в окружающем мире, особенно когда дети начинают лечиться на аппаратах. В связи с этим нередко наблюдаются случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим, что усугубляется и коррекционным воздействием. Лечение зрения создает особые трудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведет к монокулярной ориентации, обусловливающей «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удаленность, протяженность, что ведет к фрустрации – неудовлетворенности в общении с окружающим миром. Все это способствует негативности развития эмоциональной сферы дошкольников данной категории и провоцирует психотравмирующие ситуации. Кроме того, практически неисследованным остается вопрос о выявлении специфических микрострессовых факторов, детерминированных первичным дефектом и взаимообусловленных с вытекающими из него вторичными дефектами, оказывающими влияние на эмоциональное развитие детей с нарушением зрения. Эти данные могут стать основой стратегии и тактики формирования эффективного поведения у дошкольников с нарушением зрения. Данная проблема нашла отклик в последних моих научных публикациях в разработке нового диагностического инструментария, внедрение инновационных подходов в коррекционно-развивающей работе, я задумалась над новой программой диагностического обследования детей с учетом зрительного дефекта, проработала новые подходы к подготовке стимульного материала и всей процедуры обследования. Во многом, конечно же, мне помогают современные компьютерные технологии, которые позволяют начать уже в раннем возрасте начать подготовку к аппаратному лечению. Дети могут рисовать с использованием различных программ, да и компьютерному мастерству мы начинаем учить достаточно рано. Был разработан комплекс занятий и специальные дидактические пособия для ПК («Волшебная клавиатура»,, дети были просто в восторге, все это способствует как к подготовке к воздействию на офтальмологических приборах, так и снижению психотравмирующих состояний в период аппаратного лечения.
Как показывают мониторинг и наблюдения, результаты лечения детей в МБДОУ №125 (лечение амблиопии, восстановление бинокулярного зрения и т. п.) почти вдвое эффективнее амбулаторного. На наш взгляд, это оптимальная форма для восстановления зрения у детей с косоглазием и амблиопией к моменту их поступления в школу, где проводится дальнейшее лечение, если это необходимо.
Поэтому, хочется поделиться обобщенным опытом по взаимосвязи коррекционно - педагогической работы с этапами лечения детей дошкольного возраста с нарушением зрения, с учетом их эмоционального состояния и профилактики психотравмирующих ситуаций. Организацию своей работы я провожу в соответствии с новыми задачами государственной политики и в частности касающиеся проблемы обеспечения уровня доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства и состояния здоровья, а так же региональной концепции стратегии развития образования и культуры Тульской области в части создания современной модели успешной социализации детей, посредством их успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и создания модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников, «'Коррекционно-развивающей программой для дошкольников с нарушением зрения» Министерства образования РФ, «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под редакцией Л. И. Плаксиной.
И в заключение хочется подчеркнуть, что, зная зрительные особенности и возможности детей, я как учитель – дефектолог (тифлопедагог) могу целенаправленно влиять на развитие зрительных функций детей, в процессе воспитания и обучения создавать условия для повышения эффективности и для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы и их эмоционального благополучия.