Татьяна Шемет
«Моя педагогическая философия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умение воспитывать – это всё-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». А. С. Макаренко.
На протяжении 2 лет каждый мой день начинается с того, что я иду в излюбленное сердцем место. Я иду в детский сад!
Этот жизненный путь я выбрала по велению сердца. Каждый день, проживая часть жизни вместе с моими дошколятами, всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек – творец своей судьбы» : - и я творю свою судьбу сама. Детский сад поистине стал моим вторым домом, в котором меня любят, понимают, а самое главное – ждут! Каждый вечер я тоже с нетерпением жду начала нового дня, когда вновь увижу своих воспитанников с их искрящимися глазами, интересными вопросами, искренними словами. Ведь дети – это моя радость, гордость, мой смысл жизни, моё всё…
Публикация «„Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
С уверенностью могу сказать, что я - счастливый человек, потому что изо дня в день нахожусь рядом с малышами. Я воспитываю их, обучаю; я просто живу этими радостными криками малышей, их улыбками, удивлёнными глазами.
Считаю, что «воспитатель» - это не профессия, не определённый багаж компетенций. Для меня это нечто большее. Это то, чем я живу.
Только отдав детям свою заботу, познав горький вкус первых ошибок и, наконец, увидев результат своего труда в воспитанности, вежливости, обученности детей, я определила свою собственную педагогическую философию и поняла библейскую мудрость «не многие делайтесь педагогами». И с тех пор каждое утро повторяю как молитву: «Мне доверен ребёнок – самое ценное, что есть в семье; мне доверена его жизнь и безопасность. И я всегда буду для него наставником, учителем, другом!».
Бесспорно, я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю намного больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное – их любовь.
Я горжусь, что причастна к становлению личности, оказанию помощи родителям в адаптации детей к дальнейшей жизни в современном обществе. Ведь воспитатель — это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.
Рядом со мной разные дети: дерзкие и неугомонные, застенчивые и робкие, «молчуны» и «болтушки». Смотрю на них и задаюсь вопросом: «Что я могу им дать?» Прежде всего – любовь! Уверена, что самое главное в нашей профессии — любовь и понимание. И я люблю своих малышей! Люблю не за высокие показатели в образовательной деятельности, не за примерное поведение, не за активную позицию в жизни группы. Я люблю своих детей просто за то, что они у меня есть…
Конечно, важно научить их не только рисовать, лепить, конструировать, но и всему тому, что заложено в образовательных программах. Однако, знаменитый историк Ключевский В. О. писал: «Ребёнок должен воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько той нравственною атмосферой, которой он дышал, чтобы это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки». И действительно, каждый день я объясняю своим малышам простые, но удивительные вещи, рассказываю, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Для меня важно лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это способствует не только воспитанию у детей уверенности в себе, но и вызывает желание сделать следующий шаг.
Да, быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно. Почему? Потому что нужны не только всесторонние знания, опыт, но и постоянная творческая и новаторская активность.
Считаю, что необходимыми качествами современного воспитателя являются так же и терпеливость, доброжелательность, так как воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с точкой зрения воспитателя.
Бесспорно, труд воспитателя тяжел – ведь нелегко быть образцом для подражания, эталоном порядочности, советчиком, судьей, наставником, быть творцом детской души. Я считаю своим долгом передать детям и заложить в них те положительные душевные качества, которыми обладаю сама.
Каждый день, находясь рядом со своими воспитанниками, я убеждаюсь в том, что высшее проявление педагогической успешности - улыбка на лицах детей и их искренняя любовь!
И так день за днем мы вместе с дошколятами идём по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости. Каждый день, когда я вижу распахнутые детские объятия, понимаю, что я нужна дошколятам. А ведь со временем они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь. Уходят… Но в моем сердце остаются навсегда!
Когда-то я прочитала замечательные слова, которые стали главным ориентиром моей педагогической философии : «Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти строки принадлежат выдающемуся советскому педагогу-новатору В. А. Сухомлинскому. Чем больше я нахожусь с детьми, тем отчётливее для себя понимаю, что в данных строках заключается неопровержимая истина…
Таким образом, каждый день, анализируя свою деятельность, я прихожу к выводу о том, что моя педагогическая философия довольно проста : нужно быть положительным примером для своих воспитанников, развивать в них внутреннюю культуру, наполнять их духовный мир прекрасным. Необходимо воспитать умных, жизнерадостных, честных, культурных, активных и добрых дошколят, умеющих ориентироваться в их непростом и длинном жизненном пути.