Лучший педагог года

Консультация «Моторика мелкая да такая важная»

Марина Владимировна Ященко
Консультация «Моторика мелкая да такая важная»

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают творческие мысли».

Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и некоторыми другими учебными и трудовыми навыками. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Очень важны : упражнения для массажа и самомассажа рук; упражнения, развивающие координацию движений пальцев, пальчиковая гимнастика.

Публикация «Консультация „Моторика мелкая да такая важная“» размещена в разделах

Предвижу скептические замечания, что раньше и без этого прекрасно обходились, и речь была развита, не в пример нынешним детям. То, что речь раньше была у детей развита лучше, с этим соглашусь. Сейчас очень много логопедических нарушений речи у детей, но это не их вина.

А вот моторику руки раньше специально не развивали, потому, что дети с ранних лет были задействованы в домашнем труде. А значит, моторика руки развивалась в процессе работы. Если ребенку 5-6 лет надо было вместе с мамой или бабушкой лепить пельмени, катать тесто, делать булочки или печенье, то тут специальные упражнения уже были не нужны.

Условия жизни изменились в лучшую сторону, максимум автоматизации избавляют нас от необходимости стирать, лепить, шить руками. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви вместо пуговиц или шнурков — липучки (так нам, взрослым, удобнее и быстрее). Мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. К сожалению, сейчас многие дети даже в школе не могут завязывать шнурки. Настолько плохо развиты у них руки и координация, что такое простое дело становится целой наукой.

Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

В такой ситуации, задача родителей – обратить пристальное внимание на развитие мелкой моторики руки и помочь ребенку в этом нелегком деле.

Начинать работу по развитию моторики надо уже в младенческом возрасте. Конечно, шнурки завязывать в год не будем. А вот множество пальчиковых игр и потешек, гимнастика для пальчиков, игры с песочком будут очень полезны.

В дошкольном возрасте развитие руки становится необходимым занятием. Таким образом, мы развиваем речь ребенка и готовим руку к письму.

В начальной школе, особенно в 1-2 классе пальчиковую гимнастику необходимо делать не только в школе, но и дома. Большая нагрузка на пальцы вызывает переутомление, что может вызвать даже стрессовую ситуацию. Поэтому, выполняя задания дома, не забывайте делать разминку для пальчиков. Тем более, что дети и сами все знают и могут, только надо напомнить им об этом, попросить, чтобы показали Вам, как делают зарядку для пальчиков. В такой ситуации ни один ребенок не откажется научить маму или папу.

Хочу обратить внимание, что координация движений и мелкой моторики зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой руки. Поэтому, если что-то у ребенка не получается или выходит плохо, не стоит ругать его за это, а надо больше внимания обратить на развитие руки и подобрать специальные игры или упражнения.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:

1 группа - игры с пальцами: пальчиковая гимнастика; массаж пальцев и ладоней; рисование пальцами.

2 группа - кукольный театр: настольный театр; пальчиковый театр.

3 группа - игры с мелкими предметами : игры с крупами и природным материалом; работа с мелкими игрушками; работа с мячом; выполнение узоров из мелких деталей.

4 группа - игры с ручными тренажерами.

5 группа - изобразительная деятельность: рисование; лепка; аппликация;

конструирование.

6 группа - работа с простым карандашом: обводка предметов по точкам;

дорожки; штриховка силуэтов, рисование с помощью трафаретов и шаблонов; рисование по клеточкам.

Важные правила развития мелкой моторики у детей

• Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-нибудь историю или сказку.

• Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать ребёнку ручку или насобирать красивых камушков, листочков.

• В ходе игры побольше разговаривайте с ребёнком. Ведите диалог, разыгрывайте сценки.

Важно, чтобы ребёнку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.

• Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.

• Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребёнку.

• Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития моторики.

• Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.

• Не забывайте хвалить ребёнка за каждый успех – критика в этом деле не уместна!

• Контролируйте время – оно для каждого ребёнка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.

• Не ограничивайте ребёнка в проявлении инициативы и фантазии!

Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребё нок уверенно умел проделывать следующее:

• рисовать, используя в изображениях мелкие детали;

• раскрашивать, не выходя за контур и не оставляя пробелов;

• вырезать крупные многоугольные фигуры;

• лепить из пластилина мелкие детали;

• застёгивать и расстёгивать пуговицы;

• одеваться и обуваться;

• шнуровать обувь и завязывать шнурки, застёгивать молнии;

• умываться и чистить зубы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Очень важно, чтобы развитие мелкой моторики руки ребенку было интересно и доставляло удовольствие, тогда и результат будет хороший и быстрый. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь такое счастье наблюдать, как растёт и развивается ваш ребёнок!

Публикации по теме:

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать» Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,.

Индивидуальная консультация для родителей «Мелкая моторика рук» Конспект индивидуальной консультации с родителями Тема консультации: Мелкая моторика рук Цель консультации: Оказание помощи родителям в.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика рук и Как ее развивать» «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ»Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством.

Консультация для родителей «Мелкая моторика и ее взаимосвязь с умственным и речевым развитием у детей» Одним из важнейших критериев оценки развития ребенка в дошкольном возрасте является развитие мелкой моторики рук. К сожалению, довольно.

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и для чего ее надо развивать» Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую.

Конспект занятия «Мелкая моторика»Конспект занятия «Мелкая моторика» На сегодняшний день существует большое количество методик для развития детей. Эти методики позволяют развить мелкую моторику, речь, координацию.

Консультация «Мелкая моторика рук у деток»Консультация «Мелкая моторика рук у деток» НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами.

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников Мелкая моторика в психофическом развитии дошкольников. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант. Ребенок только родился и уже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Моторика мелкая да такая важная»
Опубликовано: 26 августа 2019 в 18:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД