Папки-передвижки

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Наталья Стреблянская
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мелкая моторика в психофическом развитии дошкольников.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант.

Ребенок только родился и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок.

Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, ползание и лазание, бросание, ловля, метание) которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазание и только потом ходьба, бег, прыжки.

Публикация «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» размещена в разделах

С рождения до трех месяцев взрослый согревает руки малыша, делает мелкий массаж рук, пальцев, кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С четырех до семи месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С шести месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С семи месяцев взрослый играет с малышом в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, матрешку, кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мамы и бабушки играли с пальчиками малыша, припевая при этом частушки, потешки.

Так взрослые мудро и с любовью поучали ребенка.

Сорока – ворона

Кашу варила, деток кормила,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты в лес не ходил,

Ты дров не рубил,

Ты кашу не варил.

Специалистами доказано, ежедневные пальчиковые упражнения, массаж кисти и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три на четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Как правило, комплекс пальчиковой гимнастики применяется логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель инструктор по физической культуре) и воспитатели.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Они разделены на группы:

1. Игры – манипуляции.

«Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» - указательным пальцем осуществляет круговые движения. «Пальчик – мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Раз, два, три, четыре, кто живет в твоей квартире?», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большими пальцами (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветочек» - из сжатого кулачка поочередно» появляются» пальчики.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, г-к.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо, нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмерка».

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с само массажем рук и пальцев руки.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, подавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды»

«Надевание перчатки»

«Засолка капусты»

«Согреем руки»

«Молоточек»

«Гуси пощипывают траву»

6. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус. Развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка», «Сказки», «Рыбки», «Осьминожки».

Пальчиковую гимнастику можно выполнить в режиме дня.

1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую. (пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки).

2. Во время утренней гимнастики. Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.). Детям предлагают «поиграть с предметами», например, передать мяч из рук в руки.

Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок».

3. На физ. минутке (три – четыре упражнения).

Разминка начинается с упражнений для группы мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье, поскольку на занятии как правило устает все рука, а не только кисть. Детям предлагают махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать как двумя руками сразу, так и по очереди каждой рукой. Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложными движениями («Пальчики здороваются» или «Коготки», далее «Надеваем перчатку» и прокатывание грецкого ореха.

На достаточно сложных занятиях используются пальчиковые упражнения из серии «гимнастики мозга».

4. На физкультурных занятиях.

Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а само массаж кисти с помощью массажных мячей.

5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.

Детям очень нравится показывать «театр в руке». «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села на лодку. Приплыли они в густой лес, в котором стоят густые, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

6. На прогулке в теплое время года.

После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др.

Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. «Гусь», «зайчик – кольцо».

7. На праздниках, развлечениях, во время досуга.

На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Передай мяч», «Посадка картошки, детям предлагают:

• выложить фигурку из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи и др.);

• построить стену, забор, пирамиду из кубиков;

• провести мелом линию в «лабиринт», не коснувшись его края;

• составить слово из кубиков, на котором нарисованы буквы.

Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникабельности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Волгоград 2006 год.

Публикации по теме:

Мелкая моторика руки и речь дошкольника «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Как мелкая моторика влияет на умственное развитие детей? Как мелкая моторика влияет на умственное развитие детей?Как мелкая моторика влияет на умственное развитие детей? «Истоки способностей и.

Конспект занятия «Мелкая моторика»Конспект занятия «Мелкая моторика» На сегодняшний день существует большое количество методик для развития детей. Эти методики позволяют развить мелкую моторику, речь, координацию.

Мелкая моторика игры с песком Муниципальное бюджетное дошкольное образование г. Улан-Удэ Детский сад №56 «Теремок» Мелкая моторика игры с песком Выполнила.

Презентация «Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста» Общее понятие и особенности мелкой моторики детей Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами.

Презентация «Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий, направленных на выполнение.

Консультация «Мелкая моторика рук у деток»Консультация «Мелкая моторика рук у деток» НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами.

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников "Рука- это вышедший наружу мозг человека" И. Кант Ребенок только родился- и уже осуществляет хватательные движения,т. е. сжимает и разжимает.

Мелкая моторика, важна ли? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами.

Практикум для воспитателей «Мелкая моторика в развитии ребенка» Практическая часть. Самомассаж «Времена года» ладонями и пальцами обеих рук. Если тает снег и лёд, Ручеёк журчит, поёт. Поглаживать лоб.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2019 в 10:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стреблянская (УИ 90331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД