Наталья Стреблянская
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика в психофическом развитии дошкольников.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант.
Ребенок только родился и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок.
Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, ползание и лазание, бросание, ловля, метание) которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазание и только потом ходьба, бег, прыжки.
Публикация «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» размещена в разделах
С рождения до трех месяцев взрослый согревает руки малыша, делает мелкий массаж рук, пальцев, кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С четырех до семи месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы.
С шести месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С семи месяцев взрослый играет с малышом в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, матрешку, кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мамы и бабушки играли с пальчиками малыша, припевая при этом частушки, потешки.
Так взрослые мудро и с любовью поучали ребенка.
Сорока – ворона
Кашу варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил.
Специалистами доказано, ежедневные пальчиковые упражнения, массаж кисти и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три на четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Как правило, комплекс пальчиковой гимнастики применяется логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель инструктор по физической культуре) и воспитатели.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Они разделены на группы:
1. Игры – манипуляции.
«Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» - указательным пальцем осуществляет круговые движения. «Пальчик – мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Раз, два, три, четыре, кто живет в твоей квартире?», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большими пальцами (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветочек» - из сжатого кулачка поочередно» появляются» пальчики.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых деревья.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, г-к.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко», «Кулак, ребро, ладонь», «Ухо, нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмерка».
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с само массажем рук и пальцев руки.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, подавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струей воды»
«Надевание перчатки»
«Засолка капусты»
«Согреем руки»
«Молоточек»
«Гуси пощипывают траву»
6. Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус. Развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка», «Сказки», «Рыбки», «Осьминожки».
Пальчиковую гимнастику можно выполнить в режиме дня.
1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Я вас всех приветствую. (пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки).
2. Во время утренней гимнастики. Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.). Детям предлагают «поиграть с предметами», например, передать мяч из рук в руки.
Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок».
3. На физ. минутке (три – четыре упражнения).
Разминка начинается с упражнений для группы мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье, поскольку на занятии как правило устает все рука, а не только кисть. Детям предлагают махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать как двумя руками сразу, так и по очереди каждой рукой. Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложными движениями («Пальчики здороваются» или «Коготки», далее «Надеваем перчатку» и прокатывание грецкого ореха.
На достаточно сложных занятиях используются пальчиковые упражнения из серии «гимнастики мозга».
4. На физкультурных занятиях.
Пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а само массаж кисти с помощью массажных мячей.
5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.
Детям очень нравится показывать «театр в руке». «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села на лодку. Приплыли они в густой лес, в котором стоят густые, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).
6. На прогулке в теплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др.
Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. «Гусь», «зайчик – кольцо».
7. На праздниках, развлечениях, во время досуга.
На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Передай мяч», «Посадка картошки, детям предлагают:
• выложить фигурку из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи и др.);
• построить стену, забор, пирамиду из кубиков;
• провести мелом линию в «лабиринт», не коснувшись его края;
• составить слово из кубиков, на котором нарисованы буквы.
Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникабельности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Волгоград 2006 год.