МААМ-картинки

Конспект внеклассного мероприятия «Музыка в кино»

Нонна Прокофьева
Конспект внеклассного мероприятия «Музыка в кино»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества города Котовска Тамбовской области»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Котовская детская школа искусств»

Лекция-конспект

внеклассного мероприятия

«Музыка в кино»

(для учащихся 8-11 классов)

подготовила

Прокофьева Нонна Ивановна

Публикация «Конспект внеклассного мероприятия „Музыка в кино“» размещена в разделах

ЦЕЛИ:

развивающая:

расширить музыкальный кругозор учащихся, развивать творческие способности в процессе восприятия музыкальных произведений

ЗАДАЧИ:

формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к различным видам искусств, воспитание художественного вкуса

ВИД УРОКА:

лекция-концерт

МЕТОДЫ УРОКА:

метод монологического изложения с элементами диалога в процессе прослушивания музыкальных произведений

ОБОРУДОВАНИЕ:

видеопроектор для показа презентации, исполнение инструментальных и вокальных произведений на фортепиано

«Музыка в кино»

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Тема сегодняшней встречи – «Музыка в кино». Это очень широкая тема. Она рассматривает процесс взаимодействия различных видов искусств, а именно – кино и музыки.

Из истории кино нам известно, что в начале кино было немым, немым, но не беззвучным. Именно немое кино создало целый институт таперства. Среди тех, кто иллюстрировал немые ленты, было немало замечательных музыкантов, например, Д. Шостакович, многие годы подрабатывал тапером в кинотеатре «Светлая лента».

Итак, за роялем у экрана сидел музыкант-тапер, а если кинотеатр был побогаче, то целый оркестр! Музыканты работали без пауз, от первого кадра до последнего. Одни импровизировали, другие исполняли попурри из популярных мелодий, третьи следовали рекомендациям специальных альбомов-пособий. Один из последних таких альбомов был выпущен в 1932 году, когда звук уже родился, но великий немой еще не умер.

К началу 30-х годов в стране насчитывалось несколько тысяч кинотеатров – целая армия музыкантов!

Музыка немого кино была исключительно инструментальной. Отдельные эпизоды картины подсказывали характер музыки : картинам народного быта соответствовала русская песня, если на экране герой с героиней танцуют – можно сыграть модный тустеп, идут строем солдаты – тапер играет марш.

Словом, пианист должен быть точным синхронистом. В его распоряжении было две руки, разбитый рояль и ни секунды на творческие муки.

Но вот появилось звуковое кино и все изменилось. Эстетические законы звукового кино были иными, часто противоречившими с эстетикой музыки. Музыкальные эпизоды непрерывного звучания в звуковом фильме встречаются крайне редко. Как исключение можно привести в пример фильм А. Тарковского «Андрей Рублев». В фильме есть эпизод, когда камера оператора всматривается в лики святых, этот момент композитор Овчинников сопровождает законченным пятиминутным произведением. Музыка в сочетании со спокойной панорамой дает возможность зрителю отдохнуть душой, вознестись духом. Но такие случаи бывают в кино не часто.

Каковы же наиболее распространенные типы музыкальных решений в кино? Основы звукового фильма часто составляют 1-2 музыкальных номера. На них может строится увертюра, финал, все некрупные эпизоды.

Другой тип музыкального решения – лейтмотив, когда тема кратка, лаконична, ее звучание занимает всего полминуты, и она является основной характеристикой героя.

Иногда характеристики главных героев, напротив, развернуты и вполне самостоятельны. Давайте вспомним фильм С. Ростоцкого «А зори здесь тихие». У каждой из пяти главных героинь есть своя музыкальная характеристика. Сейчас мы с вами послушаем воспоминание Риты Осяниной.

Исполняется музыкальная композиция «Воспоминания Риты».

Музыка очень выразительная, композитор К. Молчанов использовал цитату из кинофильма «Цирк», известную «Колыбельную», и связал ее с воспоминаниями о маленьком сыне Риты. Это замечательная находка!

В некоторых фильмах композитор с помощью музыки делает обобщение целого фильма. Так происходит в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». В конце фильма, когда идут титры, звучит прекрасный романс К. Меладзе «Опять метель». Просмотр фрагмента кинофильма «Ирония судьбы. Продолжение». Исполнение романса «Опять метель».

Современные режиссеры в фильмах опасаются концертности даже в эпизодах музыкальных. В фильме «О бедном гусаре замолвите слово» Э. Рязанов повторял: «Мне не нужны эстрадные номера с цыганским оркестром!» Музыка кино должна точно отражать стиль эпохи. Как трогательно и проникновенно звучит романс Настеньки Бубенцовой, посвященный героям войны 1812 года. Этот камерный лирический романс точно передает атмосферу того времени. Давайте его послушаем.

Исполняется романс Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово».

Главное в музыке – это мелодия. В ней основной смысл и настроение. Слова могут меняться, а музыка остается. Действительно, совсем не важны слова к знаменитым на весь мир шлягерам «История любви» или «Крестный отец», которые изначально были инструментальными.

Слова к этим мелодиям придумали потом, чтобы их исполняли певцы. Но само звучание инструментальных мелодий композитора Нино Рота уже достаточно впечатляюще и выразительно. Музыка здесь первостепенна. Исполнение темы любви из кинофильма «Крестный отец».

А вот популярная строчка из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром!» - «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Прекрасны стихи Марины Цветаевой, и мелодия существует ради них. Музыка М. Таривердиева немного отступает на второй план, уступая место прекрасной поэзии. Исполняется романс «Мне нравится, что вы больны не мной»

Вспомним еще один замечательный фильм Э. Рязанова – «Служебный роман». Для фильма композитор Андрей Петров написал песни на стихи Р. Бернса, Н. Заболоцкого, Е. Евтушенко, Э. Рязанова. Мелодичность в песнях проявляется не в самих стихах, а до или после них. Главная мелодия песни на слова Р. Бернса удобна для напевания или насвистывания.

Но вовсе не на эту главную мелодию поются стихи. Для стихов предназначена следующая фраза: «Моей душе покоя нет».

Исполняется песня «Моей душе покоя нет» из кинофильма «Служебный роман»

Искусство 20 века тяготело к большей интеллектуализации. Это заметно в кино и его музыке. Музыка эмоции уступает место музыке мысли. Композитор Э. Артемьев много работал с режиссером А. Тарковским. В фильме «Солярис» сочетание электронной музыки с музыкой великого немецкого композитора И. С. Баха отразило философски-фантастический характер произведения. Просмотр фрагмента фильма с звучанием хорала И. С. Баха фа-минор.

Наиболее плодотворная форма сотрудничества режиссера с композитором – диалог. В фильме «Ирония судьбы или с легким паром!» веселая, водевильная путаница толкала режиссера на облегченное гротесковое решение. Э. Рязанов отказался от такой интерпретации. Ему хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией, приближающуюся к трагикомедии. Хотелось сделать фильм максимально жизненным, чтобы зритель верил в реальность происшествий. С другой стороны, хотелось, чтобы фильм стал рождественской сказкой для взрослых. Фильм наполнен щемящей музыкой и печальными песнями. Из поэтов режиссер Э. Рязанов выбрал Б. Пастернака, М. Цветаеву, Б. Ахмадулину, Е. Евтушенко. Композитор М. Таривердиев точно ощутил интонацию фильма и написал на эти стихи прекрасные и нежные мелодии. От исполнителей требовались обаяние и привлекательность, умение обнажить свои чувства, оставаясь при этом целомудренными. Музыка слилась с героями : А. Мягков, Б. Брыльска, А. Пугачева, С. Никитин прекрасно сумели этого добиться.

Жанровое разнообразие песен в фильме очень ощутимо! Проникновенные романсы, философские размышления и бытовой фольклор. Как не вспомнить знаменитые «Вагончики».

Исполняется песня «Вагончики».

Композитору в кино, как и актеру, приходится владеть искусством перевоплощения. Актерская индивидуальность может многое подсказать композитору, помочь найти нужную тему. Композитор и актер каждый своими средствами воплощают одну и ту же роль. В фильме «Берегись автомобиля» Э. Рязанова в начале на роль Юрия Деточкина пробовался Юрий Никулин. И если бы этот артист сыграл роль Деточкина, вальс из этого кинофильма был бы, безусловно, другим – более эксцентричным и гротесковым. Но мы с вами хорошо помним, что эту роль блестяще сыграл Иннокентий Смоктуновский. Этот артист с его грустной улыбкой внес в фильм совсем другую интонацию – его мягкость и элегичность элегантны и слегка старомодны.

Исполняется Вальс композитора А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля»

Большой популярностью пользуются музыкальные фильмы. Музыкальный кинематограф нельзя создавать по законам драмы. В нем почти нет фоновой музыки. Песни, танцы, диалоги – все звучит открыто и ярко. Композитор не прячется, работа должна быть весомым компонентом произведения. К жанру музыкальных фильмов можно отнести фильмы Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс». Это музыкальные фильмы с чисто рязановской драматической нотой. В фильме «Жестокий романс» совершенно незабываемые вокальные иллюстрации, выдержанные в одном жанре – жанре романса. Романс представлен в фильме во всем многообразии: от лирико-возвышенного, стилизованного под национальную музыку до подлинно «жестокого» романса с обостренным мелодраматизмом и трогательными интонациями. В качестве примеров исполняется три вида романса из кинофильма «Жестокий романс».

1. «Снегурочка» - как образец лирико-философского романса

2. «А цыган идет» - пример романса, стилизованного под музыку цыган

3. «А напоследок я скажу» - пример «жестокого» романса.

Исполняются 3 романса

Музыка, написанная для экрана, может обрести и другую жизнь в виде самостоятельных композиций. Примеров можно привести множество, вот некоторые известные композиции:

А. Зацепин «Берег моря» из кинофильма «Красная палатка»

Е. Дога «Сонет» из кинофильма «Мерседес уходит от погони»

Е. Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

И. Корнелюк «Город, которого нет» из кинофильма «Бандитский Петербург»

Е. Дога «Знакомые шаги» из кинофильма «Портрет жены художника»

Е. Крылатов «Ожидание» из кинофильма «И это все о нем»

Исполняется инструментальная композиция «Берег моря» А. Зацепина из кинофильма «Красная палатка»

В заключении хотелось бы сказать, что взаимодействие кино и музыки как двух видов искусств позволяет лучше соприкоснуться с прекрасным, приобщиться к хорошей музыке. Благодаря кино, зритель становится одновременно слушателем, приобщается к музыке. Музыка может ошеломить, удивить, обратить на себя внимание. И очень важно, когда зритель унесет с собой необыкновенные мелодии, незабываемые ритмы, еще долго звучащие в его сердце. Это композитору во много раз дороже: прекрасная музыка дарит нам кино, смотреть которое хочется много-много раз.

В заключении звучит композиция «Ожидание» Е. Крылатова из кинофильма «И это все о нем».

Список использованной литературы

1. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. - М., Искусство, 1987 г. – 158 с.

2. Корганов, Г. О, Фролов, И. Т. Кино и музыка. М., Искусство. - 1964 г. -208 с.

3. Крылатов Е. П. Я всегда иду от ритма Вып. 2. – с. 66-68

4. Морриконе Э. Я реалист. // Музыка в школе - вып. 2. – с. 72-74.

5. Петров А. А. Песня без слов. // Музыка в школе - вып. 2. – с. 34-50

6. Сигле А. Р. Композитор и кино. // Музыка в школе - вып. 2. – с. 61- 66.

Использованные музыкальные материалы и интернет-ресурсы

1. Зацепин А. Композиция «Берег моря» из кинофильма «Красная палатка»

2. Меладзе К. «Опять метель» из кинофильма «Ирония судьбы – Продолжение»

3. Молчанов К. «Воспоминание Риты Осяниной» из кинофильма «А зори здесь тихие»

4. Крылатов Е. Композиция «Ожидание» из кинофильма «И это все о нем»

5. Петров А. - Цветаева М. «Романс Настеньки» из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»

6. Петров А. «Моей душе покоя нет» из кинофильма «Служебный роман»

7. Петров А. Вальс из кинофильма «Берегись автомобиля»

8. Петров А. – Ахмадуллина Б. «Снегурочка» из кинофильма «Жестокий романс»

9. Петров А. – Киплинг А. «А цыган идет»

10. Петров А. – Ахмадуллина Б. «А напоследок я скажу»

11. Таривердиев М. - Цветаева М. «Мне нравится» из кинофильма «Ирония судьбы

или с лёгким паром»

12. История развития киномузыки. ru.wikipedia.org/wiki/ Категория: Композиторы

XIX века

13 Композиторы-кино. ru.wikipedia.org/wiki/кинематограф

14. Музыка из кинофильмов. https://biografix.ru.

Прикреплённые файлы:

muzyka-v-kino_t2366.ppt | 7349,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект внеклассного мероприятия «Волшебная семья» "ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ"Тренинг детско-родительских отношений (для учащихся начальной школы и их родителей) Цель: Выяснение представлений детей.

Разработка внеклассного мероприятия «Знатоки русского языка» для 5 классов Разработка внеклассного мероприятия «Знатоки русского языка» 5 класс Друзья, сегодня мы проводим КВН «Знатоки русского языка». Команды 5-х.

Конспект внеклассного мероприятия «Дружба крепкая — это…» Внеклассное мероприятие Подготовила: социальный педагог Иванова Д. В. Цели занятия: создать условия для ознакомления с правилами дружбы,.

Конспект внеклассного мероприятия «День знаний» во 2 классе Классный час на тему: «День знаний» (2 класс.) Вступительное слово учителя Если ты с утра проснулся И увидел за окном: Все нарядны и с цветами,.

Конспект внеклассного мероприятия «Здоровая пища для всей семьи» в 1 классе Тема: Здоровая пища для всей семьи. Цель: научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания.

Конспект внеклассного мероприятия к Дню космонавтики в 4 классе «Путь к звездам открыт!»Конспект внеклассного мероприятия к Дню космонавтики в 4 классе «Путь к звездам открыт!» Цель: познакомить детей с названием планет, первыми космонавтами; пробудить интерес к космическим исследованиям, истории космонавтики; расширять.

Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки»Сценарий внеклассного мероприятия во 2 классе «Деревенские посиделки» Мероприятие в начальной школе "Деревенские посиделки"Автор: Ступченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ.

Конспект открытого внеклассного мероприятия в 4 классе «При солнышке тепло, при матери добро»Конспект открытого внеклассного мероприятия в 4 классе «При солнышке тепло, при матери добро» Добрый день, уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника в начальной школе ко Дню матери. Цели.

Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Цель: • сплочение классного коллектива, развитие.

Сценарий внеклассного мероприятия «Прощание с азбукой» Цель: показать значимость полученных за период обучения грамоте знаний; обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеклассного мероприятия «Музыка в кино»
Опубликовано: 2 июня 2021 в 07:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД