Ирина Волкова
«Музыка Весны». Тематическое комплексное музыкальное занятие
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое комплексное музыкальное занятие «Музыка Весны» для детей подготовительной группы с использованием информационно – коммуникативных технологий
автор музыкальный руководитель МБДОУ "Колосок" села Володино Кривошеинского района Томской области Волкова Ирина Васильевна
Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов,
Публикация «„Музыка Весны“, Тематическое комплексное музыкальное занятие» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
-упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов
2. Развивающие:
- способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и изобразительного искусства;
- стимулировать желание детей высказываться о музыке;
- развивать звуковысотный слух, познакомить с понятием «длительности».
3. Воспитательные:
-обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы
Методические приемы:
Наглядно – слуховые:
-внесение музыки в исполнении оркестра, фортепиано, педагога
Наглядно - зрительные:
-внесение живописи, картин природы через слайдовые презентации (применение ИКТ)
Словесные :
- художественное слово (загадка, стихи, беседа)
Практические:
-музыкально – дидактическая игра,
-пение,
-танец
Приемы интерактивной деятельности детей: работа индивидуальная, в подгруппах, группе.
Музыкальный репертуар :
П. И. Чайковский «Подснежник», Г. Свиридов «Весна»,
Муз. С. Соснина, сл. М. Садовского «Весенний будильник», «Весенняя капель» www.zvukoff.ru ,
Фонопедическое упражнение «Весенние голоса» (Карл Орф «Весновкин прибауткин»)
Художественная литература:
С. Я. Маршак «Апрель»
Наглядно – иллюстративный материал:
• Слайдовая презентация «Весенняя природа в творчестве художника Левитана»,
• Слайдовая презентация фото- картин о природе «Подснежник в лесу»,
• Портрет композитора П. И. Чайковского,
• Материал дидактической игры «Подари лучик солнышку»
Оборудование:
• компьютер, экран, мультимедийный проектор,
• музыкальный центр, диск,
• фортепиано,
• фланелеграф,
• детские музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, колокольчик, трещотка, свистулька, коробочки с крупой, молоточки).
Виды деятельности:
-словесные и двигательные упражнения,
-музыкально – дидактическая игра,
-элементарное музицирование,
-слушание музыки,
-пение,
-танец – импровизация.
Использование авторских методик и технологий:
• Карл Орф
• Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование»
• Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»
• Информационно – коммуникативные технологии
Литература:
1. // «Дошкольное воспитание» 1998.- № 4.-с. 135
2. // «Музыкальный руководитель» 2005.- № 1.-с. 77
3. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2
4. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3
5. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30
6. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010
7. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10
8. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал.
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте, ребята. Сегодня чудесный весенний день и я хочу пригласить вас в волшебный мир музыки Весны.
• Как вы думаете, может у Весны быть своя музыка?
• Как мы можем услышать музыку Весны? (звон капели, журчание ручья, пение птиц)
• Ребята, как вы думаете, мы с вами можем изобразить своим голосом звуки природы весной? Конечно, да. Давайте вспомним звуки весенней природы и попробуем изобразить их своим голосом.
Послушайте мой рассказ и повторяйте за мной.
Фонопедическое упражнение «Голоса весны»
-Пригрело весеннее солнышко. Давайте порадуемся теплому солнышку. (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук)
-С пригорка побежал веселый ручеек. Подумайте, какими звуками можно показать журчание ручейка? (Дети болтают языком. Можно предложить работу в подгруппах: как «журчит» ручеек у девочек, а как у мальчиков).
-До краев наполнил большую глубокую лужу (Все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
-Перелился через край (делают голосом «волну»)
-И дальше побежал (булькают языком)
-Выбрались из-под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком, расправили крылышки (крш, крш) и полетели кто куда (трр-трр-трр, шепотом)
-Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур, шур-шур,
-И вылез ежик (сопят носом)
-Ожил под теплым весенним солнышком и муравейник (каждый поет свой звук)
-Лес наполнился птичьими голосами (подражают голосам птиц)
-Вот и пришла весна (Все поднимают руки вверх и каждый поет свой звук)
Музыкальный руководитель. Хорошо. Молодцы. Скажите, чьи песенки прозвучали в этом рассказе?
(ручейка, солнышка, жучков, птиц)
Музыкальный руководитель. А можем ли мы с вами изобразить ручеек по- другому, не только голосом? ….(Дети отвечают) Конечно, в движении, и сейчас мы с вами побудем в роли веселых ручейков.
Двигательное упражнение «Ручеек»
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал бегут
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал присаживаются на корточки
То снова он пустился вскачь бегут вприпрыжку
То будто бы уснул остановились, присели
Увидел речку – прыг туда прыжок вперед
И сразу утонул присели или легли на пол
Музыкальный руководитель. Молодцы, мы с вами очень похоже показали разные ручейки.
(Прошу детей сесть на стульчики).
Музыкальный руководитель. Весна – очень красивое время года, и многие художники посвятили свое творчество этому времени года.
Сейчас я предлагаю посмотреть, как художник Левитан изобразил весеннюю природу в своих картинах.
Презентация «Весенняя природа в творчестве художника Левитана».
(музыкальное сопровождение презентации «Весна» Г. Свиридов)
Музыкальный руководитель :
Оживает природа под теплыми солнечными лучами, появляются первые цветы. Ребята, какие первые весенние цветы вы знаете.
Правильно, подснежники.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт –
В лесу подснежник
Расцветёт.
Очень красивый, светлый, нежный весенний цветок. Посмотрите, как подснежник растет в лесу, какой это красивый, нежный, и в тоже время отважный цветок, который не боится холода и снега.
Презентация «Подснежник в лесу».
Музыкальный руководитель.
Поэты сочиняли стихи о подснежнике, а композиторы – музыку о нем.
Послушайте музыкальное произведение композитора П. И. Чайковского.
Звучит «Подснежник» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель.
• Скажите, какая музыка по характеру?
(Дети по очереди говорят- нежная, ласковая, прозрачная, солнечная)
• Можно ли сравнить музыку с цветком, чем они могут быть похожи?
• Как бы вы назвали музыкальное произведение?
Музыкальный руководитель Давайте покажем, как растут цветы на весенней полянке, выполняя следующее упражнение.
Упражнение – импровизация «Цветок» музыка П. И. Чайковского «Подснежник».
(Сесть на корточки, голова и руки опущены, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок зацвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.)
Музыкальный руководитель Прошу присесть на стульчики (к фортепиано).
Ребята, вы, конечно же, согласитесь, что первый признак Весны – это яркое, теплое (обращаюсь к детям) …Солнышко. Только Солнышко, которое вы сейчас видите у нас в зале, очень грустное. (Бумажный макет солнца не имеет лучей). Скажите, почему? (Дети отвечают). Конечно, ему надо добавить лучиков. Чтобы оно светило ярче и веселее, я предлагаю спеть песенки солнышку, добавить ему лучиков. Обратите внимание, лучи разные по длине (длинный и короткий). Поэтому и песенки будут разными – короткими и долгими. (показываю голосом)
Музыкально – дидактическая игра «Подари лучик солнышку».
Дети берут по очереди бумажный лучик, поют на слог «ля», добавляют луч на фланелеграф.
Музыкальный руководитель. Молодцы, наше солнышко стало светить еще ярче и теплее.
Яркому солнышку обрадовались птички и весело запели. Послушайте мою песню и скажите, голоса каких птиц вы услышали в ней?
Исполняется вступление к песне «Весенний будильник» Муз. С. Соснина, сл. М. Садовского
Музыкальный руководитель. Голоса каких птиц вы услышали? (Дети отвечают).
Я хочу предложить вам вместе со мной исполнить эту песню. Голоса каких птиц (какие по высоте звуки) мы можем предложить исполнить девочкам, а каких – мальчикам? Почему? (У девочек голос выше, у мальчиков ниже).
(Репетируем)
Исполняется песня, дети поют на вступление и проигрыш.
Музыкальный руководитель. Молодцы. (Предлагаю детям сесть на ковер) Скажите, какой весенний месяц идет сейчас?
Правильно, апрель. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака Апрель.
Апрель!Апрель! треугольник
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи, металлофон
На дорогах лужи, молоточки
Скоро выйдут муравьи коробочки с крупой
после долгой стужи погремушки
Пробирается медведь трещотка (дерев. палочки)
Сквозь густой валежник!
Стали птицы песни петь свистулька
И расцвел подснежник! Колокольчик
Я думаю, что это не простое стихотворение, а «музыкальное», и в нем спрятались, … как вы думаете….(дети отвечают….песенки. Давайте подумаем, как мы можем услышать эти песенки? Что же может нам в этом помочь? (Дети предлагают варианты). Предлагаю нам исполнить это стихотворение вместе с музыкальными инструментами. Давайте подберем музыкальные инструменты. (Дети берут инструменты. Музыкальный руководитель читает стихи, дети знакомятся со звуком инструментов, подбирают их к стихотворным строчкам).
Исполнение с инструментами.
Музыкальный руководитель Молодцы, у нас получился чудесный весенний оркестр. Чьи же песенки прозвучали в этом стихотворении?
Скажите, какую музыку Весны мы с вами услышали сегодня? (Дети отвечают)
А сейчас я предлагаю вам исполнить веселый весенний танец.
Танец.
Музыкальный руководитель Я желаю вам всем хорошего весеннего настроения.
Под музыку дети выходят из зала.