Ольга Воронова
«Мы поедем на оленях утром ранним». Музыкальная НОД по реализации национально-регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
"Мы поедем на оленях утром ранним"
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Область "Музыка"
Интеграция – Познание, Коммуникация.
Цель. Способствовать развитию детей познавательного интереса к окружающему миру. Формировать представление о многонациональном составе нашей страны.
Задачи психолого-педагогической работы:
Слушание:
Публикация «„Мы поедем на оленях утром ранним“, Музыкальная НОД по реализации национально-регионального компонента» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Олень. Детям про оленей
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Воспитывать у детей культуру слушания. Обогащать детей музыкальными впечатлениями. Развивать умение слушать музыку, высказываться о ней. Развивать кругозор и речь детей, их воображение. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться за своих друзей.
Исполнение:
В пении:
Учить детей петь распевки протяжным звуком, неторопливо; брать дыхание после каждой фразы. Добиваться ровного звучания, избегая крикливости. «Разогрев» голосового аппарата. Продолжать формировать навык интонирования попевок, показывая движение мелодии рукой.
В песне: Учить петь естественным звуком, выразительно, выполняя логические ударения в музыкальных фразах. Учить начинать после музыкального вступления и заканчивать пение одновременно. Учить детей петь слаженно. Исполнять песню, чисто интонируя мелодию, аккомпанируя себе на колокольчиках.
В танце:
Учить детей реагировать на двухчастное произведение, знакомить детей с элементами движений народного танца народов Крайнего Севера. Развивать музыкальный слух, внимание, память.
В игре (с элементами логоритмики) :
Развивать у детей слуховое внимание, координацию движений, память. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Уметь в движении передавать содержание песни. Вызвать у детей положительные эмоции.
Творчество:
танцевальное творчество детей. Вызвать желание импровизировать, танцевать. Учить создавать оригинальные фрагменты танцев. Развивать творческое воображение, согласовывая характер движений с характером музыки.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей любовь к малой Родине, продолжить знакомство с культурой, бытом, обычаями и традициями коренных народов Севера. Расширять словарный запас (тундра, ягель, яранга). (ПОЗНАНИЕ)
Развивать умение свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыкальных впечатлений. (КОММУНИКАЦИЯ)
Оборудование. Мультимедийная установка, экран для просмотра слайдов, глобус, чум, атрибуты для творческого задания.
Ход занятия.
Под звуки музыки «Моя семья» Ермолова дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель исполняет музыкальное приветствие, дети отвечают.
Музыкальный руководитель. Я очень рада вас видеть! Посмотрите, пожалуйста, что это? (Глобус) Макет планеты Земля. На нашей планете 6 материков, но самый большой – это Евразия, на котором находится наша страна. Как она называется? (Россия). Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия! В нашей стране проживает много народов, и для всех она является родным домом.
На фоне вступления к песни Г. Струве «Моя Россия»
И красива, и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса,
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Исполняется отрывок песни «Моя Россия» Г. Струве. На мультимедийном экране идет презентация «Моя Россия»
Музыкальный руководитель. Евразию разделяют уральские горы (Европа и Азия). За уральскими горами находится западносибирская равнина, на Севере которой - Ямало-Ненецкий округ, где нам посчастливилось жить. А вы знаете, ребята, какие коренные национальности живут на Ямале? ( ответы детей: ханты, ненцы, селькупы)
Да, на Севере живут ненцы, ханты, селькупы. Это очень мужественные люди, живут они в необыкновенных домах – чумах. Зимой они носят одежду из меха оленя – мужчины - малицу, а женщины – ягушку. Своими руками они шьют очень красивую, теплую, практичную одежду, а также делают различные поделки. Сегодня я вам приглашаю отправиться в гости к представителям коренных жителей Севера - ханты и поближе познакомиться с ними. Мы посмотрим, где и как они живут, чем занимаются. А с собой мы возьмем солнечные лучики, ведь их так не хватает зимой на Севере. Ну что, в путь?
Дети. Да!
На чем же нам добраться до них, ведь живут они далеко от города? Послушайте загадку:
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это (Олень)
Верно, самый надежный вид транспорта в тундре – оленья упряжка. А как называются сани, в которые запрягают оленей? (нарты)
Ну что ж, поехали на оленях в тундру?
Дети. Да!
Музыкальный руководитель. А ветра сильного, мороза студеного не испугаетесь?
Дети. Нет!
Музыкальный руководитель. Потому что мы ….
Дети. Дружные! Веселые! Смелые! Умелые!
Музыкальный руководитель. Занимайте места в нартах, как я! Нарты становятся на поляне на расстоянии друг от друга. (помогаю расставиться). Ребята, в пути мы немного погреемся, вот так (показ движений, покажем, как бежит наш олень в упряжке (показ движения, а еще станцуем элементы народного танца, посмотрите (показ движения и повтор детьми). Ну что, поехали!
Танец «Увезу тебя я в тундру»
Музыкальный руководитель. Вот мы и добрались. Посмотрите, ребята, перед нами чум.
Тихо раздается песня.
Ребята, кажется, в чуме кто-то поет. Давайте присядет около, отдохнем и послушаем.
Дети садятся на стульчики, звучит «Ненецкая песня»
Музыкальный руководитель. Ребята, к сожалению, мы не знаем язык коренных жителей. Но по характеру песни мы можем попробовать догадаться о чем в ней поется.
Как вы думаете, о чем может быть эта песня.
Дети высказывают свое мнение, (музыкальный руководитель спрашивает, почему они так думают, связывая характер прослушанного фрагмента песни с предполагаемым содержанием)
Музыкальный руководитель также высказывает свое мнение.
Из чума выходит Хозяйка.
Хозяйка. Ань-торова!
Музыкальный руководитель. Ребята, «Ань-торова» – это «Здравствуйте, по - ненецки! Поздороваемся с Хозякой.
Дети здороваются.
Хозяйка. Меня зовут Нарка.
Музыкальный руководитель. Нарка, мы приехали к вам из Ноябрьска, чтобы побольше узнать о культуре Северного народа. Вы сейчас пели чудесную песню, расскажите о чем в ней поется.
Нарка. …
Музыкальный руководитель. Ребята, какие мы молодцы! По характеру музыки мы отгадали название песни! Ведь музыка имеет волшебное свойство. Она может передавать настроение человека!
Нарка. А чем вы любите заниматься?
Музыкальный руководитель. О! Зимой у нас очень много развлечений! Расскажите, ребята, какие игры можно устроить в зимнее время?
Ответ детей.
И сейчас я предлагаю покататься на саночках и покатать с горы Нарку. Сначала мы должны подняться по ступенькам на гору. Вот так. (показ, а сейчас можно и скатиться, посмотрите, как я (показ)
Попевка «Зимние забавы»
Музыкальный руководитель. Ну вот и на санках покатались, и голоса для пения разогрели. Сейчас и мы можем подарить Нарке нашу любимую песню.
Нарка. Я с удовольствием послушаю вашу песню!
Музыкальный руководитель. (шепотом) Ребята, а какую бы песню нам исполнить для Нарки? (совещаются, приходят к единому мнению)
Ребята, будем петь протяжным звуком, прислушиваясь к друг другу и инструменту. Попробуем?
Пение В. Шаинский «Улыбка» (1 куплет)
Нарка. Ваши голоса мне напомнили звучание звонких колокольчиков. У нас они называются - Сингокотьси, такие колокольчики мы одеваем нашим детям, чтобы они не потерялись в тундре. А еще мы любим петь под их звучание.
Музыкальный руководитель. Нарка, мы с удовольствием исполним для тебя песню. Ребята, играть на колокольчиках мы будем на вступление к песне.
Повторное исполнение песни В. Шаинского «Улыбка»
Колокольчик замолает, петь начинаем!
Нарка. Спасибо, вам ребята! Дружно, весело вы пели! Мне понравилась ваша песня!
Музыкальный руководитель. Спасибо и тебе Нарка нам понравилось играть на колокольчиках, которые называются….Сингокотьси. (складывают колокольчики)
Нарка. Такая песня согреет даже в снежную, морозную зиму. Я очень люблю зиму, особенно когда в тундре начинается метель. Легкие снежинки, переливаются на солнце. Первый ветерок нежно подхватывает их, они легко кружатся каждая в своем танце. Но ветер становится сильнее и сильнее и несет снежинки все быстрее и быстрее, подкидывая, подбрасывая, кружа.
Музыкальный руководитель. Нарка, в твоем рассказе – зимний танец. Ребята, продолжим этот танец. Выберите себе зимние атрибуты и вместе закружимся в снежном вальсе!
Творческое задание «Снежный вальс»
Нарка. Какое счастье! Я никогда не видела такого снежного танца в тундре, спасибо вам, ребята!
Музыкальный руководитель. Нарка, расскажите, а кто с вами вместе живет?
Нарка. А живу я вместе со своим мужем и сыновьями. Они сейчас на охоте, а я занимаюсь рукоделием.
Музыкальный руководитель. Нярка, покажи, пожалуйста, нам свои работы!
Дети вместе с музыкальным руководителем присаживаются на ковер возле Нарки и рассматривают изделия из бисера и меха.
Нарка. У каждого изделия есть свой узор… А посмотрите на этом изделии рога оленя! Этот орнамент встречается очень часто на нашей одежде, ведь олени для нас – это дом, и одежда, и пища, и транспорт. И у нашего народа есть такая традиция – когда рождается мальчик, ему дарят олененка, и он с малых лет учится ухаживать за ним.
Музыкальный руководитель. А я знаю интересную игру про оленя. Хотите поиграть? Выходите на поляну и вставайте посвободнее! Мы будем выполнять движения по моему показу, сначала в медленном темпе, а затем ускоряя их.
Игра «У оленя дом большой»
Музыкальный руководитель. Веселая получилась игра, но короток полярный день и нам, ребята, пора возвращаться. Нарка, нам было очень приятно было познакомиться с вами. На память от нашей встречи давайте, ребята, украсим чум Нарки солнечными лучиками, которые мы привезли с собой. Я прикрепляю свой лучик потому, что мне было интересно узнать о традициях коренного населения. А о чем скажет твой лучик? Что понравилось этому лучику?
Далее каждый ребенок прикрепляет свой солнечный лучик.
Совсем скоро станет в тундре темно. А ведь нам нужно успеть вернуться в детский сад. Жаль расставаться, но нам пора!
Нарка. Мне было очень приятно с вами познакомиться. На прощание я хочу угостить вас настоящим северным лакомством.
Музыкальный руководитель. Ребята, (показывает лукошко) так ведь это ягода ….
Дети. Брусника!
Музыкальный руководитель. Спасибо, тебе Нарка, за гостеприимство! До свидания!
Нарка. Лакомбой!
Музыкальный руководитель. В нарты, ребята! Нам пора! И с веселой песней отправляемся обратно!
Танец «Увезу тебя я в тундру»
Дети танцем возвращаются в группу. Музыкальный руководитель в группе благодарит детей за дружбу.