Александра Пономарева
«Мы пойдем девицы во луга гуляти» Фольклорный праздник. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
1. Повышать познавательный интерес детей, развивать выразительность речи, используя элементы русского народного фольклора.
2. Закрепить с детьми знания фольклорного слова.
3. Продолжать воспитывать любовь к своему народу, стране, родному языку, формировать доброжелательное и уважительное к культурному наследию.
4. С помощью народных произведений (потешки, пословицы) передать детям радостное настроение.
Публикация «„Мы пойдем девицы во луга гуляти“ Фольклорный праздник, Старшая группа» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций. Игрушек, репродукций, предметов домашнего обихода, костюмов в уголке «Предметы домашнего обихода в группе».
2. Разучивание потешек, пословиц, игр, прибауток, чтение русских народных сказок.
3. Работа с родителями: подготовка костюмов, консультации.
4. Знакомство детей со старыми словами (набируха – лукошко для сбора ягод и грибов).
5. Оформление зала к занятию.
6. Подбор аудиоматериала: мелодии русских народных песен.
Материал:
Предметы домашнего обихода. Народные костюмы.
Литература:
1. Энциклопедия детского фольклора.
2. Дошкольное воспитание.
3. Стрельцова Н. Фольклорные потешки, прибаутки, забавные вопросы.
4. Новицкая М. ,Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу.
План
1. Организационный момент: мальчик с дудочкой.
2. Чтение приглашения скоморохами.
3. Рассказывание детьми закличек о весне.
4. Выступление оркестра шумовых инструментов на русскую народную песню «Ой, вставала я ранешенько…».
5. Подвижная игра «Кострома»
7. Чтение скоморохами прибауток для детей.
8. Подвижная игра «Ай-гу-гу».
9. Слушание русской народной песни.
10. Игра «Баба Яга»
11. Игра «Кто больше назовет пословиц о труде»
12. Игра «Гори-гори ясно»
13. Игра «Плетень»
14. Угощение хозяюшкой детей и гостей.
Выходит мальчик, имитируя игру на рожке под запись русской народной песни «Я на гору шла».
В зал свободно входят дети. Проходят вперед и низко кланяются гостям, приветствуя их. Расходятся в право и в лево и садятся на ковер.
Входит группа девочек, они заводят хоровод под русскую народную песню «Коробейники». В зал вбегают скоморохи.
1-й скоморох: В чистом поле, в широком раздолье
За темными лесами, за зелеными лугами,
За быстрыми реками, за крутыми берегами…
2-й скоморох: Под светлым месяцем, под белыми облаками,
Под чистыми звездами…
Оба: Собрались мы позабавиться, да потешиться,
Поиграть, пошутить, посмеяться…
Дети: Смех, да веселье!
1-й скоморох: А что-то грустно у вас?
Что-то не веселится, не тешится?
Чего же вам не хватает?
Дети: Тепла, весны!
2-й скоморох: А и правда, не позвали мы весну!
Дети: Я могу позвать! Я тоже могу позвать!
1-й ребенок: Скворцы, скворцы!
Прилетите к нам!
Принесите нам весну теплую,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила!
2-й ребенок: Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай за сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни весну.
3-й ребенок: А сейчас на музыкальных инструментах мы и сами сыграем ладно и складно!
(Выступает оркестр шумовых инструментов. Исполняется русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько».)
(Дети произносят говорком частушки-переклички под музыку.)
Девочка: А я умница, я разумница
Про то знает вся улица,
Петух, да курица, кот, да кошка,
Мой друг Ермошка, да я немножко.
Дети останавливаются, Саша салит детей, Водящим становится тот, кого первым осалил.
1-й скоморох: Интересно люди в старину говаривали, да так, что и всем запомнилось. Ну-ка, кто пословицы, да поговорки рассказывать мостак?
Дети называют пословицы:
- При солнышке – тепло, при матери добро.
- Не будет и скуки, когда заняты руки.
- Кончал дело, гуляй смело.
- Делу время - потехе час.
2-й скоморох: Хороша песня складом, а песня ладом
(Русскую песню исполняет воспитатель без музыкального сопровождения)
1-й скоморох: А теперь поиграем в игру «Баба Яга». Я сам Бабой Ягой буду!
В центре зала стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:
Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
А потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар!
Вышла на лужайку – испугала зайку!
Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей к своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.
1-й скоморох: Сказки продолжаются.
Ребята встают полукругом, справа – мальчики, слева – девочки, посередине за столом сидит бабушка-сказительница.
Девочка: Бабушка, а что интересного ты нам принесла?
Бабушка: Я весною на завалинке
А зимою в горнице посиживаю,
Сижу, на народ гляжу,
Все всегда запоминаю,
И в копилку собираю.
Это моя корзинка - копилка (показывает плетеную корзинку)
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу.
Кто приходит, кто уходит –
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)
В избе – изба, на избе – труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп ложки. (Стол)
В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
Девочка: Мы свами знаем много пословиц и поговорок. Подарим их бабушке? Пусть положит их в свою корзинку – копилку.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Поспешишь - людей насмешишь.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Умелые руки не знают скуки.
- Была бы охота – будет ладиться работа.
- Землю красит солнце, а человека – труд.
- Кто любит труд, тому на месте не сидится.
- Хочешь, есть калачи – не лежи на печи.
- Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Бабушка: Вот и пополнилась моя копилка, а теперь позабавьте меня.
Дети исполняют русскую современную песню «Комара женить мы будем!»
Мальчик: Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас,
Повезу свою подружку,
Всем соседям на показ.
Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа
Косолапы женихи.
1-й скоморох: Вот спасибо, потешили вы на славу, а теперь давайте поиграем.
(Проводится игра «Кострома»)
2-й скоморох: А теперь сядем рядком,
Да поговорим ладком!
1-й скоморох: Пошел я на лыко гору драть…
Увидел, на утках озеро плавает…
Я сбросил три палки: одну еловую,
Другую березовую, третью рябиновую!
Бросил еловую – не добросил!
Бросил березовую – перебросил!
Бросил рябиновую – угодил!
Озеро вспорхнуло, улетело, а утка осталась!
2-й скоморох: Эх! Это что! А вот со мной случай был!
Летит пуля, жужжит…
Я вбок – она за мной…
Я в другой – она за мной …
Я упал в кусты, она хвать меня в лоб!
Я цап рукой! Ан это жук!
Ребенок: Водица, водица, студеная Быстрица
Обеги вокруг, напои наш луг!
Проводится игра «Ай гу-гу».
Все дети идут по кругу. А водящий, двигаясь наскоками внутри круга, приговаривает:
Ай, гу-гу, гу-гу,
Не кружися на лугу!
На лугу-то лужица,
Головушка закружится!
Все останавливаются. Пружинящим шагом подходят к водящему со словами: «Ой, вода, ой, вода, Саше в луже беда!»
Игра «Гори, гори ясно!»
Игра «Плетень»
Бабушка: Вот и празднику конец, а кто слушал – молодец!
Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу,
А пока вы слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.
Коль не вышло с огурцами, угощу вас леде6нцами.
А гостей дорогих угощу крендельками. (Угощает детей и гостей).
Под русскую народную музыку дети хороводом выходят из зала.