Людмила Изотова
«Мы здоровыми растем». Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи
▼ Скачать + Заказать документы
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье : «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».
Публикация «„Мы здоровыми растем“, Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
-дисгармоничное развитие имеют до 19% детей;
-уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
-тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования : сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия человека.
Беспокоит и тот факт, что в последние годы значительная часть детей, поступающих в детский сад, имеет определённые функциональные отклонения в физическом и психическом здоровье. Среди детей, воспитывающихся в нашем дошкольном учреждении, 70% детей имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья (2-я группа здоровья). В основном это соматически ослабленные дети, имеющие отклонения в физическом или нервно - психическом развитии. Около 4% детей страдают хроническими заболеваниями различной степени тяжести (3-я группа здоровья). Дети с 1-й группой здоровья, т. е. практически здоровые, составляют лишь незначительную часть 26%.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Новизна проекта: состоит в следующем:
- на базе дошкольного учреждения создан кружок «Мы здоровыми растем», Оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
За последние годы границы применения технологии функционального биоуправления, реализующий принцип биологической обратной связи (БОС) значительно расширились. Зародившаяся на стыке медицины, биологии и техники, базирующаяся на фундаментальных исследованиях в области психофизиологии, психологии и поведенческой психотерапии. Сегодня технология функционального биоуправления эффективно используется в различных областях науки и практике.
Практическая значимость работы: проект актуален для всех участников: педагогов, детей и их родителей. В нём четко обозначены цели, задачи, продуманы формы и методы работы, как для детей, так и для взрослых. Сделан подбор комплексного учебно-методического обеспечения по содействию, разработан цикл занятий, презентаций, использованы инновационные методики.
Условия реализации:
Проект рассчитан на два года. Данная апробированная технология является гибкой системой, т. е. может быть модифицирована и реализована в группах общеразвивающей или компенсирующей направленности детей старшего дошкольного возраста.
1. Принципы реализации проекта
Последовательность и системность - один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе. Положительно влияет на результаты.
Постепенное повышение требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.
Сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Повторяемость материала – только при повторении образуется сознательный стереотип. Эффективность выше, предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Наглядность усвоение учебного материала в процессе развития зависит от применения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы обучения необходимо использовать как в НОД. Так и в совместной деятельности.
Принцип научности и преемственности - предполагает опору деятельности дошкольного учреждения на имеющийся опыт и научно-методическое обеспечение.
Принцип инновационности - предполагает отдаленное прогнозирование изменений и раннее вмешательство для изменения образовательной среды дошкольного учреждения, формирование инновационной культуры руководителей, педагогов и воспитанников.
Принцип целостности и непрерывности - использования здоровьесберегающих технологий в образовательной практике, предполагает систематическую и постоянную заботу о здоровом развитии воспитанников.
Принцип воспитывающего обучения - важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом.
Принцип доступности - содержание работы с детьми должно соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
Принцип личностно – ориентированного подхода - подход к каждому ребенку как к личности. Каждая НОД должна строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
Принцип безопасного обучения - строгое выполнение техники безопасности при работе с детьми.
1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи.
Задачи:
• Укреплять здоровье детей посредством оздоровительной гимнастики с использованием метода биологической обратной связи как средство развития основных навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
• Развивать навыки ЗОЖ в совместной деятельности воспитателя с детьми.
• Снизить уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
• Помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни.
• Создать условия в группе для активной самостоятельной деятельности детей по развитию представлений о ЗОЖ.
• Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у детей представлений о ЗОЖ.