Надежда
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «На досуге веселушка и накормит всех вокруг»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие в старшей группе.
«На досуге веселушка и накормит всех вокруг»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей со столовыми принадлежностями- ложкой: о возникновении ложки, из чего она сделана, для каких целей служит. Закрепить правила при обращении с ложкой. Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и как с утварью. Развивать образную речь, лексический запас словами и выражениями: «Деревянная ложка, утварь, застолье, ложкари, половник, столовая ложка, десертная ложка, чайная ложка».
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „На досуге веселушка и накормит всех вокруг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Материал: Шкатулка, деревянная хохломская ложка 8 штук, вода, стакан хохломской в него налита вода, картинки на них хохломские ложки (сначала деревянные, потом покрытые оловянным порошком и расписные, ложка столовая, мерная, чайная, десертная, половник, алюминиевая.
Ход занятия
В гости приходит Машенька.
Машенька: Здравствуйте ребята, я к вам пришла, чтобы пригласить вас к нам в гости. Вас ждет бабушка моя бабушка. А поедем мы свами на паровозике.
Воспитатель: Что ребята, отправляемся в путь. (звучит песня «Паровозик из Ромашково»).
Бабушка: Здравствуйте, дети, проходите! В моем доме всегда гостям рады!
Ой дети, прилетали птицы из-за моря,
Сидели на моём заборе.
Пели песни, сказки сказывали.
Да загадки загадывали.
У них загадку, да сказочку я переняла
Да вам принесла.
Слушайте загадку:
«Всех кормлю с охотою,
А сама без ротая»
(ложка).
Дети: Ложка
Бабушка: а как вы догадались, что это ложка? (ответы детей).
Бабушка: А у меня есть ложки,
Да ложки не простые,
А у меня есть ложки, Да ложки расписные,
А у меня есть ложки
Да ложки золотые.
(открываю шкатулку и показываю хохломские ложки).
Да, что же за ложки такие? Просто загляденье? Из чего они сделаны?
А что изображено на ложках? (хохломской узор).
Бабушка: А расскажу я вам ребята одну историю. Давным - давно, в стародавние времена жил был дед. Редко были у старика пшеничные пироги да сладкие пряники. Но гости деда двор не обходили. На богатых дворах- тишина, только собаки лают, а у старика-веселое застолье.
Дети: а что, такое веселое застолье?
Бабушка: Это когда собирается много гостей, все сидят за столом, едят вкусную еду, поют песни, частушки, танцуют, рассказывают весёлые шутки.
Бабушка: Все знали, что есть у старика деревянные ложки расписные, что глаз не отвести не возможно. Гости дивились и спрашивали : «Откуда у деда такая красота и дорого ли она стоит? Дедуля угощая гостей и говорил: «Золото из хохломы в воде не тонет и в огне не горит». Положил дед ложки в миску и налил воды.
Бабушка: Что мы видим (ложки всплыли на верх).-показать.
А почему деревянные ложки всплыли наверх? (дерево в воде не тонет).
Бабушка: Очень не просто сделать такие ложки. Расскажите по порядку, а как изготавливают деревянные ложки? (картинки как делаю ложки)
Дети: Сначала их вытачивают, выдалбливают из деревянного бруска, придают форму. Затем шлифуют, чтобы дерево было гладкое. Потом покрывают ложку маслом-олифой. Натирают оловянным порошком, разрисовывают и сажают в печь, как будто пекут пироги.
Бабушка: Загорелись золотом ложки, поэтому они в огне не горят.
А узоры на них какие (Хохломские узоры)Какими узорами украшены ложки (травка -кудреватая, травинки-кустики, ягодки-росинки, стебли-завитки).
Бабушка: Ребята, а кто раньше ел такими ложками (да крестьяне пользовались только деревянными ложками).
Бабушка: Возникла шутливая прибаутка (обыгрывание).
Тит лежит на лавке, нога на ногу, рука за голову.
Тит, иду молотить?
Живот болит.
Тит, иди кашу есть?
А где моя большая ложка?
Бабушка: Ребята, а как вы думаете, о чем эта прибаутка?
Дети: О лентяе, по имени Тит. Как нужно работать, так у него живот болит, а как позвали кушать, так лодырь тут же выздоровел, да ещё и ложку побольше схватил).
Бабушка: А как вы думаете, что ещё можно делать деревянными ложками?
Дети: Играть на деревянных ложках.
Бабушка: Сейчас вы будете музыкантами-ложкарями (обыгрывание потешки, отстукивать ритм).«Весна -красна, ты с чем пришла?»
Бабушка: Ребята, но ведь ложки бывают не только деревянные. А из какого металла изготавливают современные ложки?
Дети: Из нержавеющей стали, алюминиевая, серебренная, из пластмассы делают одноразовые ложки).
Бабушка: Посмотрите на эти ложки.
Вот это какая ложка? (столовая).
Что ею едят? (Суп, борщ, щи, окрошку).
Но у столовой ложки есть «средняя сестра» как она называется (десертная ложка).покажите её. Десертная ложка меньше столовой и ею обычно едят? (кашу, варенье, сладкие десерты).
Еще меньше десертной какая ложка?
Дети: чайная, которой мы едим мороженное, торты, пироженное, помешиваем чай, кофе, какао).
Бабушка: Но это еще не все ложки, которыми мы пользуемся. Ложечное «семейство» очень разнообразно. (Показываю ложки).
- Есть ложки для горчицы, кофе, одноразовые, мерные, для крема, соусов.
А как называется самая большая ложка?
Дети: Половник или поварешка- она разливательная.
Бабушка: А что наливают половником?
Дети: Суп, кисель, компот.
Бабушка: Ребята, что нужно знать при обращении с ложкой? Какие существуют правила?
Дети:
1. Нельзя торопиться, когда ешь горячую пищу, а то можно обжечься.
2. Не набирать полную ложку пищи, потому что можно расплескать жидкость, испачкать одежду или скатерть на столе.
3. Нельзя баловаться маленькой ложкой.
Бабушка: А ещё не зря в народе про ложку говорят: «На досуге веселушка и накормит всех вокруг»
А теперь, детвора, до свидания. Вам пора. Снова в гости приходите, Да меня повеселите!